Автор: Сюзяева Светлана Юрьевна
Образовательный IT-хаб – платформа для реализации возможностей учащихся
(из опыта организации внеурочной деятельности)
Цифровая среда — это средство, с помощью которого образовательное учреждение обеспечивает реализацию требований ФГОС и создает систему эффективного управления учебно-воспитательным процессом. Образовательный хаб дает возможность на базе созданных современных образовательных зон организовать разновозрастное взаимодействие в рамках проектно-исследовательской деятельности, профессионального самоопределения, индивидуальных и групповых занятий в урочной и внеурочной деятельности с использованием современных цифровых инструментов и технологий.
Образовательный IT-хаб объединяет все компоненты образования и трансформирует среду. Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.
Образовательный процесс обеспечивает реализацию требований федерального компонента государственного стандарта второго поколения приказ Министерства образования и науки РФ от 06.09.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» на уровне начального образования; Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 на уровне основного образования. Среднее образование — государственные образовательные стандарты Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Стандарт выдвигает три группы требований к:
• результатам освоения основной образовательной программы;
• структуре основной образовательной программы;
• условиям реализации основной образовательной программы, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.
Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу уровня обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Образовательный IT-хаб позволяет расширить образовательную среду школы и внедрить современные методики обучения, обеспечивающие непрерывное обновление и актуализацию содержания образовательной деятельности, проводить уроки за стенами классной комнаты. На базе информационного- библиотечного модуля созданы все условия для проведения уроков литературы, русского языка, истории. Для реализации системно-деятельностного подхода эффективно используется коворкинг-площадка. Технологический модуль –зона опережающего развития выпускника 21 века, с благоприятными условиями для формирования основ инженерного мышления.
В каждом образовательном учреждении существует своя специфика организации внеурочной деятельности, которая определяется особенностями территориального расположения, возможностями материально-технической базы образовательного учреждения, запросами учащихся и их родителей.
Под внеурочной деятельностью, в рамках реализации ФГОС, следует понимать деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Модель организации внеурочной деятельности отражает и демонстрирует ресурсный потенциал школы для реализации основной образовательной программы. Формы организации внеурочной деятельности, а также привлекаемые для её реализации ресурсы, соответствуют пяти направлениям развития личности образовательно-воспитательной деятельности.
Целью внеурочной деятельности является: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Задачи:
· выявление и развитие интересов, склонностей, способностей, возможностей
учащихся к различным видам деятельности;
· создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере
внеурочной деятельности;
· формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении
деятельности;
· развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
· создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
· развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
· расширение рамок общения в социуме.
Ориентиры в организации внеурочной деятельности в нашей школе:
• рекомендации психолога как представителя интересов и потребностей ребёнка,
• запросы родителей, законных представителей (анкетирование);
• интересы и склонности педагогов;
• приоритетные направления деятельности школы.
Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности в школе реализуется оптимизационная модель реализации внеурочной деятельности, которая предполагает участие всех педагогических работников школы в её реализации (педагоги дополнительного образования, учителя физической культуры, учителя–предметники, библиотекарь, педагог-психолог, социальный педагог), а также развиваются партнёрские и творческие контакты с учреждениями дополнительного образования. В этом случае координирующую роль выполняет классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:
• взаимодействует с педагогическими работниками;
• организует в классе образовательный и воспитательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
• организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления (во всех классах складывается или действует самоуправление);
• организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.
Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении.
Внеурочная деятельность реализуется во второй половине дня на основе расписания, которое составлено в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, учитываются возрастные особенности обучающихся, обеспечивается баланс между двигательно-активными и статическими занятиями. Для каждого ученика составлен личный маршрут внеурочной занятости, который доведён до сведения учеников и родителей.
Начало занятий внеурочной деятельности в 13.00. Между последним уроком и началом занятий внеурочной деятельности предусмотрен перерыв продолжительностью не менее 45 минут. Продолжительность занятий 40 минут, между занятиями перерыв 15 минут, что соответствует требованиям. Суммарная ежедневная нагрузка на 1 обучающегося в день с понедельника по пятницу не превышает 1,5 часов; в соответствии с расписанием внеурочной деятельности кратность занятий одного профиля не превышает двух раз в неделю.
Содержательное и методическое обеспечение занятий внеурочной деятельностью оформляется следующим образом: утверждается программа внеурочной деятельности, оформляется журнал посещаемости.
Внеурочная деятельность в нашей школе организуется в таких формах, как проектная деятельность, кружки, клубы, секции. Одной из форм социально значимой во внеурочной деятельности обучающихся, является разработка и реализация школьниками социальных, исследовательских, мультимедийных проектов. Так же организуется работа с классным коллективом в рамках КТД, экскурсий, походов, субботников и функционирования профильного лагеря.
Занятия проводятся в смешанных группах, состоящих из учащихся разных классов. Программы клубов состоят из автономных модулей, составленных на 4 года обучения, содержание которых предлагается учащимся для избирательного освоения. То есть школьник самостоятельно или при поддержке родителей и классного руководителя выбирает, занятия каких клубов он будет посещать после уроков. Есть возможность организовывать занятия крупными блоками – «интенсивами» (например, сборы, слеты, школы актива, «погружения», фестивали, походы, экспедиции и т.п.)
Формы организации внеурочной деятельности совместно с социальными
партнёрами: классные часы, беседы, круглые столы, встречи с интересными людьми, экскурсии, творческие конкурсы, проекты, выставки художественного творчества, городские концерты, клубная деятельность, мастер-классы.
С первого сентября на базе школы действуют:
— 9 клубов (духовно-нравственное, социальное, спортивно-оздоровительное, общекультурное, общеинтеллектуальное направления);
— кружки «Робототехника» и «Занимательная информатика»;
— секции «Юный спортсмен», «Баскетбол», «Спортивный час».
Направление внеурочной деятельности |
Виды внеурочной деятельности |
Классы |
Кто реализует |
Духовно-нравственное |
Клуб «Наследники Суворова» |
1-9 |
Руководитель клуба |
Клуб «Колумбы родного края» |
1-9 |
Руководитель клуба |
|
Классные часы: «Знай и люби свой край», «Я — гражданин России», «Во славу Отечества», «Колокола памяти», «Простые нормы нравственности» |
1-9 |
Классные руководители |
|
КТД |
|
|
|
Акции |
|
|
|
Экскурсии по родному краю, посещение музеев. |
1-9 |
Классные руководители |
|
Спортивно- оздоровительное |
Клуб «Ступени Олимпа» |
1-9 |
Руководитель клуба |
Неделя культуры и спорта. |
1-8 |
Учителя физической культуры |
|
Общешкольные Дни здоровья. |
1-9 |
Учителя физической культуры |
|
Классные часы: «Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься», «Зелёная аптека», «Не детская еда». |
1-9 |
Классные руководители, медицинский работник школы |
|
Спортивные игры, соревнования, эстафеты. |
1-9 |
Учителя физической культуры |
|
Социальное |
Дискуссионный клуб |
4-9 |
Руководитель клуба |
Клуб «Пресс-центр» |
4-9 |
Руководитель клуба |
|
Социально значимая добровольческая деятельность: акции «Цветы для школьного двора», «Добрые дела для детского сада», «Кормушка». |
1-9 |
Классные руководители, волонтеры |
|
Участие в проведении субботников, акциях и КТД по благоустройству школьной территории, территории обелисков в д.Быковка и Алексеевка в рамках «Весенней недели добра». |
1-9 |
Классные руководители, педагоги-организаторы |
|
Профориентационные классные часы: «Азбука профессий». |
1-9 |
Специалисты ЦЗН, классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог |
|
Общеинтеллектуальное |
Клуб исследователей. |
1-9 |
Руководитель клуба |
Интеллектуальный клуб «Что?Где?Когда?». |
4 -9 |
Руководитель клуба |
|
Осенний профильный лагерь «Магия мысли». |
4 -9 |
Педагоги-предметники, руководитель клуба «ЧГК?» |
|
Деятельность школьного научного общества. |
1-9 |
Руководитель НОУ |
|
Библиотечные часы: «В гостях у сказки», «Природа в поэзии, музыке, живописи». Неделя детской книги. |
1-9 |
Библиотекарь школы |
|
Участие в интеллектуальных конкурсах и Интернет-проектах. |
1-9 |
Учителя-предметники |
|
Участие в предметных неделях, олимпиадах. |
1-9 |
Учителя-предметники |
|
Общекультурное |
Клуб «Город-мастеров» |
1-9 |
Руководитель клуба |
Клуб «Экодом» |
1-9 |
Руководитель клуба |
|
КТД «Новый год шагает по планете», «Мисс весна», «Мисс школы» и др. |
1-9 |
Классные руководители, педагог-организатор |
|
Посещение театров, выставок. |
1-9 |
Классные руководители |
|
Участие в конкурсах рисунков, выставках декоративно-прикладного творчества. |
1-9 |
Педагоги-дополнительного образования, учителя-предметники |
Ученики и педагоги школы принимают участие в мероприятиях различных уровней. Результаты освоения курсов внеурочной деятельности представляются через тематические выставки, информационный стенд и школьный сайт. Индивидуальные достижения обучающихся фиксируются в «Портфолио учащихся». Публичное представление итогов работы, награждение лучших учащихся осуществляется на итоговых линейках, Дне знаний, ежегодной школьной научно-практической конференции.
Ежегодный мониторинг родителей образовательными услугами показывает следующее:
При формировании дополнительного образования школа исходит из разнообразия изученных потребностей и интересов детей, желания родителей, наличия высококвалифицированных кадров и материальной базы школы с учётом ограниченных возможностей социокультурной среды микрорайона и удалённости от школы учреждений дополнительного образования.
Требования к содержанию дополнительного образования детей строятся, прежде всего на идее образования как фактора развития личности, дополнительного образования как гаранта права ребёнка на доступ к информации, на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, на свободное участие в культурной жизни и занятия искусством в соответствии с Конвенцией прав ребёнка и Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».
В настоящее время система дополнительного образования реализует образовательные программы и развивается по следующим направлениям:
— техническое: «Промышленный дизайн»;
— спортивное: «Баскетбол», «Волейбол»; «Регби»; «Шахматы»
— художественно-эстетическое: «Театрально-танцевальная студия».
В 2019-2020 учебном году во внеурочную деятельность вовлечены обучающиеся 1-9 классов (95%). Разработано и реализовывается более 40 программ. По мере увеличения числа обучающихся, занятых внеурочной деятельностью и дополнительным образованием, стали проявляться трудности в:
— составлении расписания занятий в соответствии с СанПинами;
— нехватке помещений для проведения занятий внеурочной деятельности, дополнительного образования и массовых мероприятий.
Материально-техническое обеспечение деятельности
Для реализации модели внеурочной деятельности в школе имеются необходимые условия: занятия в школе проводятся в одну смену, имеется столовая, в которой организовано питание, 2 спортивных зала (гимнастический, игровой) со спортивным инвентарем, стадион с малыми формами, тренажёрный зал, кабинет музыки, кабинет ИЗО, кабинеты технологии, кабинет робототехники, актовый зал с музыкальной аппаратурой, библиотека. Школа располагает кабинетами, оборудованными компьютерной техникой,
подключенной к локальной сети Интернет. Все кабинеты начальных классов и учителей-предметников оснащены компьютерами, мультимедийными проекторами, экранами.
Созданный образовательный IT-хаб расширяет образовательной пространство школы
и имеет следующую структуру:
Таким образом, образовательный IT-хаб становится площадкой для реализации различных форматов коллективного разновозрастного обучения и совместного творчества участников образовательного процесса, дополнительного образования и интеллектуального развития детей и подростков в сфере современных IT- технологий.
Основная цель хаба: предоставление участникам образовательного процесса, семьям и сообществам условий для реализации различных форматов коллективного разновозрастного
обучения и совместного творчества.
Функции IT-хаба:
• осуществляет обучение детей в возрасте от 7 до 18 лет по дополнительным общеразвивающим программам;
• привлекает квалифицированных сотрудников к проведению учебных занятий;
• осуществляет информационную поддержку участников образовательного процесса;
• внедряет современные методики обучения;
• реализует совместные практические проекты.
Программы всех клубов предусматривают проведение определенного количества часов занятий вне аудиторий.
№ |
Название модуля (по клубам) |
Общее количество часов |
Часы аудиторных занятий |
Часы внеаудиторных активных занятий |
Клуб «Наследие Суворова» 136 часа в год |
||||
1 |
Клуб «Наследники Суворова»: познавательная деятельность, духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное |
136 |
100 |
36 |
Клуб «Колумбы родного края» 136 часов в год |
||||
2 |
Клуб «Колумбы родного края»: познавательная деятельность, духовно-нравственное, социальное, общекультурное |
136 |
100 |
36 |
Клуб «Ступени Олимпа» 170 часов в год |
||||
3 |
Клуб «Ступени Олимпа»: духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, социальное, общекультурное |
170 |
100 |
70 |
Дискуссионный клуб 204 часов в год |
||||
4 |
Дискуссионный клуб: познавательная деятельность, социальное, духовно-нравственное, общекультурное |
204 |
150 |
54 |
Клуб исследователей 918 часов в год |
||||
5 |
Клуб исследователей: познавательная деятельность, социальное, духовно-нравственное, общекультурное |
918 |
700 |
218 |
Клуб «Город-мастеров» 272 часов в год |
||||
6 |
Клуб «Город-мастеров»: познавательная деятельность, социальное, духовно-нравственное, общекультурное |
272 |
200 |
72 |
Клуб «Экодом» 272 часов в год |
||||
7 |
Клуб «Экодом»: познавательная деятельность, социальное, духовно-нравственное, общекультурное, спортивно-оздоровительное |
272 |
200 |
72 |
Клуб «Пресс-центр» 204 часов в год |
||||
8 |
Клуб «Пресс-центр»: познавательная деятельность, социальное, духовно-нравственное, общекультурное |
204 |
102 |
102 |
Робототехника+ занимательная информатика 1224 часов в год |
||||
Спортивные занятия 272 часов в год |
Функционирование IT-хаба позволит предоставить широкий спектр для реализации внеурочной деятельности и дополнительного образования:
Таким образом, модель внеурочной деятельности гибко и оперативно реагирует на изменение социального заказа, обеспечивает возможность свободного выбора курсов и дисциплин, при этом эффективно используя новые модули, из которых состоит образовательный хаб. Условия, созданные в школе для внеурочной деятельности и организации дополнительного образования, способствуют развитию творческих способностей учащихся, их личному развитию и социализации. Повышение уровня самооценки, проявление инициативы – это тот результат, к которому коллектив стремится. К тому же у ребенка меньше остается незанятого времени, значит, меньше времени он будет бесцельно слоняться по улицам, снижается риск попадания в неблагоприятные компании.