8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

Образовательный IT-хаб – платформа для реализации возможностей учащихся

Автор: Сюзяева Светлана Юрьевна

Образовательный IT-хаб – платформа для реализации возможностей учащихся

(из опыта организации внеурочной деятельности)

Цифровая среда — это средство, с помощью которого образовательное учреждение обеспечивает реализацию требований ФГОС и создает систему эффективного управления учебно-воспитательным процессом. Образовательный хаб дает возможность на базе созданных современных образовательных зон организовать разновозрастное взаимодействие в рамках проектно-исследовательской деятельности, профессионального самоопределения, индивидуальных и групповых занятий в урочной и внеурочной деятельности с использованием современных цифровых инструментов и технологий.

Образовательный IT-хаб объединяет все компоненты образования и трансформирует среду. Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.

Образовательный процесс обеспечивает реализацию требований федерального компонента государственного стандарта второго поколения приказ Министерства образования и науки РФ от 06.09.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» на уровне начального образования; Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 на уровне основного образования. Среднее образование — государственные образовательные стандарты Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 марта 2004 г. № 1089  «Об утверждении  федерального компонента образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

Стандарт выдвигает три группы требований к:

•  результатам освоения основной образовательной программы;

 •  структуре основной образовательной программы;

• условиям реализации основной образовательной программы, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу уровня обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Образовательный IT-хаб позволяет расширить образовательную среду школы и  внедрить  современные методики обучения, обеспечивающие непрерывное обновление и актуализацию содержания образовательной деятельности, проводить уроки за стенами классной комнаты. На базе информационного- библиотечного модуля созданы все условия для проведения уроков литературы, русского языка, истории. Для реализации системно-деятельностного подхода эффективно используется коворкинг-площадка. Технологический модуль –зона опережающего развития выпускника 21 века, с благоприятными условиями для формирования основ инженерного мышления.

В каждом образовательном учреждении существует своя специфика организации внеурочной деятельности, которая определяется  особенностями территориального расположения, возможностями материально-технической базы образовательного учреждения, запросами учащихся и их родителей.

            Под внеурочной деятельностью, в рамках реализации ФГОС, следует понимать деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Модель организации внеурочной деятельности отражает и демонстрирует ресурсный потенциал школы для  реализации основной образовательной программы. Формы организации  внеурочной деятельности, а также привлекаемые для её реализации  ресурсы, соответствуют пяти направлениям развития личности  образовательно-воспитательной деятельности.

Целью внеурочной деятельности является:  создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Задачи:

· выявление и развитие интересов, склонностей, способностей, возможностей

учащихся к различным видам деятельности;

· создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере

внеурочной деятельности;

· формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении

деятельности;

· развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;

· создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

· развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

· расширение рамок общения в социуме.

Ориентиры в организации внеурочной деятельности в  нашей школе:

        рекомендации психолога как представителя интересов и потребностей ребёнка,

        запросы родителей, законных представителей (анкетирование);

        интересы и склонности педагогов;

        приоритетные направления деятельности школы.

Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности в школе реализуется оптимизационная модель реализации внеурочной деятельности, которая предполагает участие всех педагогических работников школы в её реализации (педагоги дополнительного образования, учителя физической культуры, учителя–предметники, библиотекарь, педагог-психолог, социальный педагог), а также развиваются партнёрские и творческие контакты с учреждениями дополнительного образования. В этом случае координирующую роль выполняет классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:

        взаимодействует с педагогическими работниками;

        организует в классе образовательный и воспитательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

        организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления (во всех классах складывается или действует  самоуправление);

        организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении.

     Внеурочная деятельность реализуется во второй половине дня на основе расписания, которое составлено в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, учитываются возрастные особенности обучающихся, обеспечивается баланс между двигательно-активными и статическими занятиями. Для каждого ученика составлен личный маршрут внеурочной занятости, который доведён до сведения учеников и родителей.

     Начало занятий внеурочной деятельности в 13.00. Между последним уроком и началом занятий внеурочной деятельности предусмотрен перерыв продолжительностью не менее 45 минут. Продолжительность занятий 40 минут, между занятиями перерыв 15 минут, что соответствует требованиям. Суммарная ежедневная нагрузка на 1 обучающегося в день с понедельника по пятницу не превышает 1,5 часов; в соответствии с расписанием внеурочной деятельности кратность занятий одного профиля не превышает двух раз в неделю.

Содержательное и методическое обеспечение занятий внеурочной деятельностью оформляется следующим образом: утверждается  программа внеурочной деятельности, оформляется  журнал посещаемости.

Внеурочная деятельность в нашей школе организуется в таких формах, как проектная деятельность, кружки, клубы, секции. Одной из форм социально значимой во внеурочной деятельности обучающихся, является разработка и реализация школьниками социальных, исследовательских, мультимедийных проектов. Так же организуется работа с классным коллективом в рамках КТД, экскурсий, походов, субботников и функционирования профильного лагеря.

Занятия проводятся в смешанных группах,  состоящих из учащихся разных  классов. Программы клубов состоят из автономных модулей, составленных на 4 года обучения, содержание которых предлагается учащимся для избирательного освоения. То есть школьник самостоятельно или при поддержке родителей и классного руководителя выбирает, занятия каких клубов  он будет посещать после уроков. Есть  возможность организовывать занятия крупными блоками – «интенсивами» (например, сборы, слеты, школы актива, «погружения», фестивали, походы, экспедиции и т.п.)

Формы организации внеурочной деятельности совместно с социальными

партнёрами: классные часы, беседы, круглые столы, встречи с интересными людьми, экскурсии, творческие конкурсы, проекты, выставки художественного творчества, городские  концерты, клубная деятельность, мастер-классы.

С первого сентября на базе школы действуют:

— 9 клубов (духовно-нравственное, социальное, спортивно-оздоровительное,  общекультурное, общеинтеллектуальное  направления);

— кружки «Робототехника» и «Занимательная информатика»;

— секции «Юный спортсмен», «Баскетбол», «Спортивный час».

   

Направление внеурочной

деятельности

Виды внеурочной

деятельности

Классы

Кто

реализует

Духовно-нравственное

Клуб «Наследники Суворова»

1-9

Руководитель

клуба

Клуб «Колумбы родного края»

1-9

Руководитель клуба

Классные часы: «Знай и люби свой край», «Я — гражданин России», «Во славу Отечества», «Колокола памяти», «Простые

нормы нравственности»

1-9

Классные

руководители

КТД

 

 

Акции

 

 

Экскурсии по родному краю, посещение музеев.

1-9

Классные

руководители

Спортивно-

оздоровительное

Клуб «Ступени Олимпа»

1-9

Руководитель

клуба

Неделя культуры и спорта.

1-8

Учителя физической культуры

Общешкольные Дни здоровья.

1-9

Учителя физической культуры

Классные часы: «Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься», «Зелёная аптека», «Не детская еда».

1-9

Классные руководители, медицинский работник школы

Спортивные игры,

соревнования, эстафеты.

1-9

Учителя физической культуры

Социальное

Дискуссионный клуб

4-9

Руководитель

клуба

Клуб «Пресс-центр»

4-9

Руководитель клуба

Социально значимая

добровольческая деятельность: акции «Цветы для школьного двора», «Добрые дела для детского сада», «Кормушка».

1-9

Классные руководители,

волонтеры

Участие в проведении

субботников, акциях и КТД по

благоустройству школьной

территории, территории обелисков в д.Быковка и Алексеевка в рамках

«Весенней недели добра».

1-9

Классные руководители, педагоги-организаторы

Профориентационные классные часы: «Азбука профессий».

1-9

Специалисты ЦЗН, классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог

Общеинтеллектуальное

Клуб исследователей.

1-9

Руководитель клуба

Интеллектуальный клуб «Что?Где?Когда?».

4 -9

Руководитель клуба

Осенний профильный лагерь «Магия мысли».

4 -9

Педагоги-предметники,

руководитель клуба «ЧГК?»

Деятельность школьного научного общества.

1-9

Руководитель НОУ

Библиотечные часы: «В гостях у сказки», «Природа в поэзии, музыке, живописи». Неделя детской книги.

1-9

Библиотекарь школы

Участие в интеллектуальных

конкурсах и Интернет-проектах.

1-9

Учителя-предметники

Участие в предметных неделях, олимпиадах.

1-9

Учителя-предметники

Общекультурное

Клуб «Город-мастеров»

1-9

Руководитель

клуба

Клуб «Экодом»

1-9

Руководитель

клуба

КТД «Новый год шагает по

планете», «Мисс весна»,

«Мисс школы» и др.

1-9

Классные руководители,

педагог-организатор

Посещение театров, выставок.

1-9

Классные руководители

Участие в конкурсах рисунков,

выставках декоративно-прикладного творчества.

1-9

Педагоги-дополнительного образования, учителя-предметники

 

      Ученики и педагоги школы принимают участие в мероприятиях различных уровней.     Результаты освоения курсов внеурочной деятельности представляются через тематические выставки, информационный стенд и школьный сайт. Индивидуальные достижения обучающихся фиксируются в «Портфолио учащихся». Публичное представление итогов работы, награждение лучших учащихся осуществляется  на итоговых  линейках,  Дне знаний,  ежегодной школьной  научно-практической  конференции.

Ежегодный мониторинг родителей образовательными услугами показывает следующее:

 

 

     При формировании дополнительного образования школа исходит из разнообразия изученных потребностей и интересов детей, желания родителей, наличия высококвалифицированных кадров и материальной базы школы с учётом ограниченных возможностей социокультурной среды микрорайона и удалённости от школы учреждений дополнительного образования.

Требования к содержанию дополнительного образования детей строятся, прежде всего на идее образования как фактора развития личности, дополнительного образования как гаранта права ребёнка на доступ к информации, на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, на свободное участие в культурной жизни и занятия искусством в соответствии с Конвенцией прав ребёнка и Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».

В настоящее время система дополнительного образования реализует  образовательные программы и развивается по следующим направлениям:

— техническое: «Промышленный дизайн»;

— спортивное: «Баскетбол», «Волейбол»; «Регби»; «Шахматы»

— художественно-эстетическое:  «Театрально-танцевальная студия».

     В 2019-2020 учебном году во внеурочную деятельность  вовлечены обучающиеся 1-9 классов (95%). Разработано и реализовывается более  40 программ. По мере увеличения числа обучающихся, занятых внеурочной деятельностью и дополнительным образованием, стали проявляться трудности в:

— составлении расписания  занятий в соответствии с  СанПинами;

— нехватке помещений для проведения занятий внеурочной деятельности, дополнительного образования и массовых мероприятий.

 

Материально-техническое обеспечение  деятельности

 Для реализации модели внеурочной деятельности в школе имеются необходимые условия: занятия в школе проводятся в одну смену, имеется столовая, в которой организовано питание, 2 спортивных зала (гимнастический, игровой) со спортивным инвентарем, стадион с малыми формами, тренажёрный зал, кабинет музыки, кабинет ИЗО, кабинеты технологии, кабинет робототехники,  актовый зал с  музыкальной  аппаратурой, библиотека. Школа располагает кабинетами, оборудованными компьютерной техникой,

подключенной  к локальной сети Интернет. Все кабинеты начальных классов и учителей-предметников оснащены компьютерами, мультимедийными проекторами, экранами.

     Созданный образовательный IT-хаб  расширяет образовательной пространство школы

и имеет следующую структуру:

 

 

Таким образом, образовательный IT-хаб становится площадкой для реализации различных форматов коллективного разновозрастного обучения и совместного творчества участников образовательного процесса, дополнительного образования и интеллектуального развития детей и подростков в сфере современных IT- технологий.

Основная цель хаба: предоставление участникам образовательного процесса, семьям и сообществам условий для реализации различных форматов коллективного разновозрастного

обучения и совместного творчества.

Функции IT-хаба:

        осуществляет обучение детей в возрасте от 7 до 18 лет по дополнительным общеразвивающим программам;

        привлекает квалифицированных сотрудников к проведению учебных занятий;

        осуществляет информационную поддержку участников образовательного процесса;

        внедряет современные методики обучения;

        реализует совместные практические проекты.

Программы всех клубов предусматривают  проведение  определенного количества часов занятий  вне аудиторий.

 

 

Название модуля (по клубам)

Общее

количество часов

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных активных занятий

Клуб  «Наследие Суворова» 136 часа в год

1

Клуб «Наследники Суворова»: познавательная деятельность, духовно-нравственное,  спортивно-оздоровительное

136

100

36

Клуб «Колумбы родного края» 136 часов в год

2

Клуб «Колумбы родного края»: познавательная деятельность, духовно-нравственное, социальное, общекультурное

136

100

36

Клуб «Ступени Олимпа» 170 часов в год

3

Клуб «Ступени Олимпа»:  духовно-нравственное,  спортивно-оздоровительное, социальное, общекультурное

170

100

70

Дискуссионный  клуб 204 часов в год

4

Дискуссионный  клуб: познавательная деятельность, социальное,  духовно-нравственное, общекультурное

204

150

54

Клуб исследователей 918 часов в год

5

Клуб исследователей: познавательная деятельность, социальное,  духовно-нравственное, общекультурное

918

700

218

Клуб «Город-мастеров» 272 часов в год

6

Клуб «Город-мастеров»: познавательная деятельность, социальное,  духовно-нравственное, общекультурное

272

200

72

Клуб «Экодом» 272 часов в год

7

Клуб «Экодом»: познавательная деятельность, социальное,  духовно-нравственное, общекультурное,  спортивно-оздоровительное

272

200

72

Клуб «Пресс-центр» 204 часов в год

8

Клуб «Пресс-центр»: познавательная деятельность, социальное,  духовно-нравственное, общекультурное

204

102

102

Робототехника+ занимательная информатика  1224 часов  в год

Спортивные занятия  272 часов в год

Функционирование  IT-хаба позволит предоставить широкий спектр для реализации  внеурочной деятельности и дополнительного образования:

 

 

 

 

 

 

      

 

 

 

 

Таким образом, модель внеурочной деятельности гибко и оперативно реагирует  на изменение социального заказа, обеспечивает возможность свободного выбора курсов и дисциплин, при этом эффективно используя новые  модули, из которых состоит образовательный хаб. Условия, созданные в школе для внеурочной деятельности и организации дополнительного образования, способствуют развитию творческих способностей учащихся, их личному развитию и социализации. Повышение уровня самооценки, проявление инициативы – это тот результат, к которому коллектив стремится. К тому же у ребенка меньше остается незанятого времени, значит, меньше времени он будет бесцельно слоняться по улицам, снижается риск попадания в неблагоприятные компании.

×
×