Автор: Покотыло Владимир Владимирович
Под внеурочной деятельностью понимается «вид совместной деятельности обучающихся и педагога, в процессе которой актуализируются творческие возможности детей, формируется интерес к познанию и исследованию нового, осваиваются способы совместной деятельности».
Внеурочная работа по физической культуре определяется как составная часть учебно-воспитательной работы, как одна из форм организации досуга учащихся. Это способ научить тому, чему не всегда можно, в силу ограниченности времени, отработать на обычном уроке, это ориентация в реальном мире, проба себя, поиск себя. Разнообразные формы организации внеурочной деятельности значительно повышают активность и работоспособность детей, способствуют психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений, а значит эффективности обучения.
Основную задачу внеклассной работы в школе я определяю, как содействие укреплению здоровья, закаливанию организма, разностороннему физическому развитию учащихся, а также привитие учащимся любови к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
В своей профессиональной деятельности учителя физической культуры выстраиваю организацию образовательного процесса на всех уровнях таким образом, чтобы качественное обучение, развитие и воспитание учащихся не сопровождались нанесением ущерба их здоровью. А урок и внеурочная деятельность по физической культуре в школе, вместе-это главный урок здоровья.
Мы видим динамику ухудшения здоровья детей. По статистике 20 лет назад освобожденных от физической культуры в каждом классе было по одному-два ученика, то теперь их стало больше. Практически здоровых детей в каждом классе – единицы.
Большинство детей просто не в силах выполнить нормы и требования, предусмотренные программой по физической культуре. Поэтому организация двигательной активности обучающихся, обеспечивающей им активный отдых и удовлетворяющей их естественную потребность в движениях выходит на первый план моей деятельности как учителя физической культуры. Приучая школьников быть ответственными за своё здоровье, обучая их способам физкультурно-спортивной деятельности, умению контролировать свою эмоционально-психическую сферу, мы воспитываем ответственное отношение ребёнка к себе как личности, что и требуют от нас ФГОСы.
Позитивное отношение к активным занятиям физкультурой и спортом зависит от степени вовлеченности в эти занятия. У учащихся, которые дополнительно занимаются физкультурой и спортом, выше мотивация к спортивной деятельности, более высокая оценка положительного влияния этих занятий, больше амбициозных целей и желания добиться высоких спортивных результатов.
Давайте с вами вспомним формы внеурочной деятельности по физической культуре.
1. Спортивные секции.
2. Спортивные соревнования.
3. Дни здоровья.
4. Экскурсии и походы.
5. Утренняя гимнастика.
6. Недели здоровья
7. Спортивные праздники.
Секционная работа в школе помогает найти ребятам занятия по душе. Наиболее популярные и многочисленные футбольная, волейбольная, баскетбольная секции дают возможность развивать силовую выносливость. У нас также открыта секция для взрослых, тем самым мы привлекаем родителей учащихся, что имеет немаловажное значение в выстраивании добрых взаимоотношение взрослых и детей.
Соревнования – незаменимый помощник в пропаганде здорового образа жизни.
Спортивные соревнования включаются в общий план школы и проводятся по различным видам спортивных игр, легкой атлетике. Соревнования проводим между командами, между классами. В организации таких мероприятий помогают сами учащиеся. В нашей школе в течение года проводятся соревнования по различным видам спорта, придерживаясь школьной программы, а 25 мая на линейке классу победителю вручается переходящий кубок, который весь последующий год стоит гордо у них в классе.
Большое внимание уделяю участию школьников в районных соревнованиях.
В качестве стимула у ребёнка в конце учебного процесса, появляется приличное портфолио, состоящее из грамот, медалей, благодарностей, но не забываем, если ребёнок даже не занял призового места в районе, то у себя в школе его обязательно награждаем за участие школьной грамотой.
Дни здоровья проводятся 2 раза в год. Участвуют школьники с первого по девятый класс, а также классные руководители. Используются физкультминутки, музыкальные утренние зарядки, которые направлены на снижение утомления учащихся, снятие отрицательных воздействий.
В школе проводятся спортивные викторины, веселые старты, эстафеты, конкурсы плакатов, рисунков.
Спортивные праздники в школе приобретают в настоящий момент актуальность и это не удивительно, так как эти мероприятия проходят в праздничной атмосфере, наполненной позитивными эмоциями и настроем детей на победу, в качестве болельщиков привлекаем родителей, классных руководителей, близких друзей и т.д. Главная особенность спортивных мероприятий, что их можно проводить в любое время года, благодаря многообразию видов спорта.
Я сделал вывод, что внеурочная деятельность по физической культуре способствует повышению интереса у обучающихся к предмету «Физическая культура».
Для повышения интереса у учащихся, мне как учителю физической культуры необходимо учитывать ряд условий:
1. Проводить внеурочные мероприятия, посвященные спортивно-оздоровительной деятельности;
2. Использовать формы и методы проведения, повышающие интерес и уровень знаний к физической культуре;
3. Достигать успех в участии во внеурочной деятельности по физической культуре и поощрение.
4. Физические упражнения, игровые задания, подвижные игры, использованные на занятиях, должны соответствовать программным требованиям обучения и воспитания младших школьников.
5. Проводить диагностику уровня физического развития в начале учебного года и в конце.
6. Хвалите ребёнка, не забывайте «чувство успеха мотивирует ребёнка к дальнейшим занятиям физической культурой».