Автор: Аксаментова Татьяна Николаевна
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Аксаментова Татьяна Николаевна, учитель-дефектолог,
МБДОУ г. Иркутска детского сада компенсирующего вида №71
Семья – ближайшее и первое социальное окружение, с которым сталкивается ребенок. С самого рождения каждый человек для своего нормального развития долгое время нуждается не только в уходе и удовлетворении своих физических потребностей в еде, тепле, безопасности, но и в общении с близкими, любящими его людьми. Через это общение происходит передача ценностей, которые делают нас людьми. Воспитательная значимость семьи особенно возрастает при формировании личности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Для семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, важными являются и такие функции, как коррекционно-развивающая, компенсирующая и реабилитационная, целью которых является восстановление психофизического и социального статуса ребенка, его социальной адаптации. Однако функции семьи могут быть нарушены в результате влияния весьма широкого круга факторов, в т.ч. особенности личностей ее членов и взаимоотношений между ними, определенные условия жизни семьи, непонимание проблемы развития ребенка и др.
В настоящее время всё яснее становится необходимость участия профессионально подготовленных специалистов в воспитании и просвещении родителей. Поэтому работа с родителями – одно из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности дошкольного образовательного учреждения. Это своевременная психолого-медико-педагогическая помощь дошкольникам с нарушениями в развитии, консультативно-методическая поддержка их родителей, социальная адаптация ребенка и формирование у него предпосылок к учебной деятельности.
Таким образом, для успешной коррекционной работы всем специалистам ДОУ необходимо поддерживать тесный контакт с родителями ребёнка, чтобы избежать неправильных установок по отношению к ребёнку со стороны родителей. Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению нарушения развития во многом зависит от слаженности в работе педагогического коллектива и взаимосвязи их работы с родителями детей. Значимость общения с взрослыми в психическом развитии ребёнка подтверждается случаями глубокого и необратимого недоразвития детей, выросших в изоляции от человеческого общества при резком недостатке воспитательного воздействия взрослого, ведь в ходе этого взаимодействия происходит социализация ребёнка, усвоение им определённой системы ценностей, норм, знаний, национальной и общечеловеческой культуры. К сожалению, далеко не всегда и не каждая семья оказывается способной выполнить в достаточной мере эти важные функции. Дело в том, что общая атмосфера семьи, которая существенно влияет на формирование личности ребёнка, находится в зависимости от систематического контакта в совместной жизни всех членов семьи. Многие исследователи видят главную причину влияния семьи на детей в том, что первые впечатления ребёнка от окружающей жизни, полученные в семье, самые сильные и устойчивые. От того, на что и как направлено влияние семьи, во многом будет зависеть результат воспитания.
Поскольку работа с родителями значительно влияет на успешность коррекционно-воспитательной работы, то задачей педагогов, сопровождающих коррекционный процесс, является привлечение родителей к участию в этом процессе.
Совместная работа специалистов дошкольного учреждения с родителями является неотъемлемой частью всего педагогического процесса и осуществляется в следующих формах: проведение родительских дней и родительских собраний, анкетирование и опросы родителей, оформление стендов и уголков в помощь родителям, проведение открытых занятий, консультации, беседы, чтение лекций, проведение семинаров, обучение родителей коррекционным занятиям, привлечение родителей к участию в праздниках, конкурсах и других мероприятиях ДОУ.
В начале учебного года в ДОУ проводится диагностическая работа. В психолого-педагогическом исследовании участвуют все специалисты, включённые в процесс коррекционно-развивающего обучения. Учитель-дефектолог исследует познавательную деятельность: внимание, память, восприятие, мышление, воображение, речь. Задачи обследования речи совместно решают учитель-дефектолог и логопед. Воспитатель проводит обследование познавательной, изобразительной и др. видов деятельности детей и определяет их соответствие данной возрастной группе. Психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре обследуют детей по своему направлению каждый. В основе обследования лежат общие принципы и методы педагогического изучения: оно должно быть комплексным и целостным. Исследование начинается с изучения медицинской и педагогической документации, сведений о родителях ребёнка. Педагоги должны познакомиться с родителями детей, которые будут у них заниматься, познакомить их с результатами диагностического обследования и планом коррекционной работы. При планировании прогноза коррекционной работы всеми специалистами учитывается:
— структура отклоняющегося развития;
— информация о здоровье ребёнка;
— возраст ребёнка;
— условия жизни и воспитания в семье;
— роль всех членов семьи в воспитании ребёнка;
— тип семейного воспитания.
Из первой беседы с родителями выясняются условия воспитания ребёнка в семье, особенности ребёнка, увлечения, интересы. Необходимо выяснить жалобы и тревоги родителей, их мнение и пожелания по поводу развития психических процессов и речи ребёнка. Первая встреча очень важна как для специалиста, так и для родителей. От её атмосферы и правильного построения зависит дальнейшее сотрудничество. Важно настроить и привлечь родителей к совместной работе, объяснить, какую помощь от них ждут все специалисты, участвующие в коррекционном процессе, в целях достижения успеха коррекционной работы с детьми. Консультации с родителями проводятся в рабочем порядке, еженедельно.
Необходимо приглашать родителей на открытые индивидуальные и фронтальные занятия, чтобы познакомить их с требованиями, приёмами и содержанием работы педагогов. Часто они не имеют представления о том, какую огромную работу проводят профессионально подготовленные специалисты, работающие с их ребёнком, какие задачи воспитательного и образовательного процесса решаются в ДОУ.
От профессиональной компетентности педагогов, от слаженности их работы, от умения работать в команде тоже зависит многое. Учитель-дефектолог, как специалист, должен знать специфику дефекта ребенка и пути его коррекции, хорошо представлять свою ответственность и свою роль в решение этой проблемы. Основная задача специалистов – ориентироваться на ребёнка, его интересы, помочь родителям правильно воспринимать своего ребёнка.
Уровень педагогической культуры родителей (и уровень семейного воспитания) во многом зависит от их педагогического просвещения. Наши наблюдения позволили сделать вывод, что многие родители нуждаются в оказании им психологической помощи, в обучении проведения коррекционно-воспитательной работы с ребенком по закреплению умений и навыков, полученных в ДОУ, по налаживанию эмоциональных контактов в семье.
Таким образом, можно сделать выводы о том, что роль родителей в процессе развития ребёнка с нарушением интеллекта необходима. Своевременное оказание необходимой психолого-педагогической помощи дошкольного учреждения родителям позволяет обеспечить коррекцию недостатков ребенка, улучшить его развитие, обеспечить его социальную адаптацию, что является одним из важных звеньев в системе их реабилитации.