Автор: Прохорова Валентина Викторовна
Возрастные и индивидуальные особенности воспитанников разных возрастных категорий. Ознакомление с различными методиками развития внутреннего психологического мира ребенка в учреждении дополнительного образования.
В течение десятилетий российская политизированная педагогика утверждала, что воспитание, воздействие на человека извне едва ли не всемогуще и может даже переделать его природу. Не принимались в расчет ни внутренняя активность ребенка, ни его потребности и способности к творческому саморазвитию, самосовершенствованию. А ведь именно эти факторы современная гуманистическая педагогика активно использует в образовании. Успешность адаптации личности в современных условиях определяется главным образом тем, в какой мере она способна к самоизменению в соответствии с изменяющимися обстоятельствами: постоянному обновлению знаний, производственных навыков, ориентаций и установок. Вот почему формирование у детей способности к творческому саморазвитию становится в современных условиях важнейшей воспитательной задачей. Для решения проблемы творческого саморазвития личности школьников можно применять различные способы, методы, приёмы, подходы. Мы не будем затрагивать все возможные подходы к решению проблемы творческого саморазвития личности, а остановимся на одном из них и на базе одного из видов образовательных учреждений. Исходя из выше изложенного тема сегодняшнего методического совета следующая: «Системный подход к решению проблемы творческого саморазвития личности школьника в учреждение дополнительного образования». Цель нашей работы: обосновать необходимость системного подхода к решению проблемы творческого саморазвития личности школьника в учреждение дополнительного образования. Объектом исследования является творчески саморазвивающаяся личность, а предметом — использование системного подхода в условиях учреждения дополнительного образования. Для того чтобы добиться цели исследования, мы ставим перед собой следующие задачи: 1. Изучить состояние проблемы в литературе и практике; 2. Выстроить и обосновать систему работы по творческому саморазвитию личности в учреждении дополнительного образования; Таким образом, эффективность решения проблемы творческого саморазвития личности школьника в учреждении дополнительного образования будет выше, если использовать системный подход. Глава 1 Теоретический подход к решению проблемы творческого саморазвития личности в учреждениях дополнительного образования 1. Понятие творчески саморазвивающейся личности Творчество как вид человеческой деятельности характеризуется рядом существенных необходимых признаков, которые всякий раз проявляются не изолированно, а интегративно, в их целостном единстве. Для творчества характерно: а) наличие противоречия, проблемной ситуации или творческой задачи; б) социальная и личная значимость и прогрессивность, то есть она вносит вклад в развитие общества и личности; в) наличие объективных предпосылок условий для творчества; г) наличие субъективных предпосылок для творчества; д) новизна и оригинальность процесса или результата. Если из названных признаков исключить хотя бы один, то творческая деятельность либо не состоится, либо деятельность не может быть названа творческой. Творчество — это, один из видов человеческой деятельности, направленной на разрешения противоречия. Для творчества необходимы объективные и субъективные личностные условия, результаты творчества обладают оригинальностью и новизной, личной и социальной значимостью, а также прогрессивностью. Созидая и преобразуя условия своего существования, человек параллельно созидает, преобразует себя, то есть осуществляет творческое саморазвитие. В связи с этим в последние годы философы стали рассматривать саму человеческую жизнь как творчество. Саморазвитие индивида — процесс обогащения деятельных способностей и иных личностных качеств человека в ходе различных видов его целесообразной деятельности, основанием которой служит распредмечивание (присвоение) социального опыта и достижениями культуры, воплощенных в реалиях, вовлекаемых в процесс той или иной деятельности. Ход саморазвития индивида и его результаты определяются двумя факторами: а) способностью индивида к деятельности «со знанием дела», то есть с качеством и уровнем его образования; б) характером и мерой воплощения социально-культурного опыта в реалиях, с которыми имеет дело субъект деятельности. Радость творчества доступна абсолютно всем. Необходимо только поставить человека в определенные благоприятные условия. 2. Ученик — творчески саморазвивающаяся личность 2.1 Возрастные и индивидуальные особенности ученика То, что каждому возрасту соответствует свой уровень физического психического и социального развития, общеизвестно и не требует особых доказательств. Для учителя важно знать эти особенности. А главное уметь их учитывать и целенаправленно использовать для максимального раскрытия возможностей и всестороннего развития способностей своих учеников. Возрастные особенности — это наиболее характерные для каждого возрастного периода детей и учащихся особенности их физического, психического и соц. развития. На необходимость изучения и учета возрастных особенностей детей и учащихся обратил внимание еще великий чешский педагог Ян Амос Коменский, который выдвинул требование строгого учета в учебно-воспитательной работе возрастных и индивидуальных особенностей детей и учащихся. Более того, это требование он возвел в ранг принципа природосообразности, согласно которому учитель должен, обучая и воспитывая ребенка, строго следовать природным законам его развития. Для учета возрастных особенностей детей и уч-ся было предложено классифицировать периоды человеческой жизни. При этом разные авторы в основании классификации часто используют разные критерии и признаки. Сложности возрастной периодизации заключаются в том, что параллельно с физическими изменениями человека: ростом, появлением молочных зубов, прибавлением веса, половым созреванием идут изменения и в интеллектуальной сфере, и в процессах социализации личности. Изменения в биологической, духовной и социальной сферах идут не всегда равномерно, но, тем не менее, в тесной связи между собой. В отечественных исследованиях в настоящее время принята следующая периодизация детского и школьного возрастов: 1. младенчество (до 1 года). 2. преддошкольный возраст (от 1 до3 лет). 3. младший дошкольный возраст (от 3-х лет). 4. средний дошкольный возраст (от 4 до 5 лет) 5. старший дошкольный возраст (5-6 лет). 6. младший школьный возраст (от 6 до 10 лет). 7. средний школьный возраст (от 10 до 15 лет). 8. старший школьный возраст (от 15 до 18 лет). Реальная педагогическая практика показывает, что, несмотря на существенные колебания у некоторых детей темпов их физического, психического или соц. развития, природа берет свое. Поэтому игнорирование и даже малейшее пренебрежение возрастными возможностями детей и уч-ся, применение не адекватных их возрасту методик и технологий обучения или воспитания либо приводит к физическим и интеллектуальным перегрузкам, если опережаются возможности растущего организма, либо не создаются условия для полноценного темпа их развития. В связи с этим все подлежащее усвоению, восприятия только в том случае приносит свои плоды, если доступно и использовано сообразно возрасту. Вместе с тем выделенные границы возрастных периодов не только не имеют четких границ, но и отдельных детей выстраивается свой опережающий темп развития. Речь идет в данном случае об акселерации — ускорении чаще всего физического развития, которое наблюдается как в детском, так и в школьном возрасте. Акселерация приводит к рассогласованию темпов физического, а иногда и психического развития, с одной стороны, и темпов психологического и соц. влияния и становления личности, с другой. Как бы то ни было, с явлением акселерации и самим процессом не равномерности развития отдельных сторон и качеств растущего человека следует считаться. Психология и педагогика обратила внимание на то, что в области человеческого развития прослеживается несколько закономерностей, которые следует учитывать в реальной педагогически практике: 1. отдельные стороны, компоненты психики и даже органы человеческого тела развиваются относительно друг друга неравномерно. 2. физически, психически и социально человек также развивается неравномерно: в чем-то быстрее, в чем-то медленнее. Все это побудило психологов и педагогов сформулировать закон неравномерности развития как отдельных сторон и свойств растущего человека, так и темпов его общего развития. Вместе с тем обнаружено, и учителю это следует учитывать, что темп развития психики человека, особенно в детские годы, в несколько раз превышает темп развития психики взрослого. Для каждой возрастной группы учащихся существуют особенности обучения, воспитания и развития. Младший школьный возраст. Это время, которое охватывает период со дня поступления в школу до 10 лет. Это самый благоприятный для ребенка период, когда у него происходит перемена в его жизни, он становится школьником. Главное, что испытывают первоклассники при поступлении в школу. К школьной жизни, к своим школьным делам, это — неподдельный повышенный интерес. Исключительно важно для учителя поддержать этот интерес, не обмануть надежды и не перечеркнуть старания ребенка. Современные первоклассники идут в школу уже имея определенные знания о жизни, о природе, умея рисовать, а часто зная буквы, цифры, отдельные умеют читать. В этот период важно поддержать готовность ребенка к умственному усилию и развивать его способности к активной познавательной деятельности, умение слушать, рассуждать, отвечать на вопросы учителя. Опыт показывает, что при комплектовании первых классов необходимо учитывать уровень подготовленности детей к школе. В школах, где это игнорируется и в одном классе одновременно сидят те, кто самостоятельно читает, и те, кто еще осваивает алфавит, возникают первые трудности, резко падает интерес к школе наиболее подготовленных детей. Особенности обучения и воспитания первоклассников требуют учета их перехода из детского сада в школу. В школьную жизнь, где много новых обязанностей. Они требуют от учителя особой доброжелательности и терпеливого, заботливого отношения. Уже в 1-ый год обучения в школе происходят значительные изменения в характере их познавательной деятельности, общении и поведении. Организация учебно-познавательной деятельности младших школьников в основном направлена на то, чтобы развивать их наблюдательность, внимание, самостоятельность. Опора учителя на наглядно-образную память позволяет им легко запоминать конкретные предметы, имеющие многие детали. Но сочетание конкретного и абстрактного материала позволяет постепенно стимулировать и развивать и их теоретическое мышление. Учителя начальных классов знают, что мышление и речь ребенка развиваются в тесной взаимосвязи. Поэтому огромная работа учителя, направленная на развитие устной и письменной речи,- это и работа по развитию теоретического мышления ребенка. Исследования Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова показали, что целенаправленный отбор содержания учебного материала, оптимальное сочетание эмпирического и теоретического материала, обучение в достаточно быстром темпе и на достаточно высоком уровне трудности соответствующем, однако, реальным возможностям детей позволяет в процессе формирования их знаний и умений создавать и благоприятное условия для их общего развития. Однако развитие младшего школьника происходит не только в учебной деятельности. Он активно развивается как член классного коллектива в процессе общения с друзьями, с одноклассниками, взрослыми. Для этого возраста характерна особая доверчивость и для них много значит авторитет учителя. Младшие школьники проявляют повышенную эмоциональность, впечатлительность, жизнерадостность, интерес ко всему новому. Они активно участвуют в различных подвижных играх, где им предоставляется возможность проявить инициативу, ответственность, умение действовать коллективно и творчески. Правильная организация воспитания в младшем шкальном возрасте позволяет приобщить ребенка к посильному производительному труду. Это прежде всего работа по самообслуживанию, помощь старшему, взрослым, например, в обработке сада и огорода. С особым увлечением старанием, овладевая практическими умениями и навыками, работают дети на уроке труда. В этом возрасте чрезвычайно важно развивать творческую инициативу, ответственность за порученное дело, честность и трудолюбие, навыки общения и культуру поведения. Средний школьный возраст. Охватывает период с 11 до 15 лет. Он считается переходным возрастом от детства к юности. Этот период жизни школьника часто еще называют переходным возрастом. В этот период идет активный процесс духовного и физического взросления, перестройки всего организма. В подростковом возрасте начинается процесс полового созревания. У девочек он начинается в 11-12 лет, а у мальчиков — в 12-13 лет. Половое созревание вносит существенные изменения в жизнедеятельность организма, что сказывается на общем поведении девочек и мальчиков, является определяющим для жизни подростка. Мир подростка — это сложный мир и ребенка, и взрослого одновременно. Развитие органов идет быстро и крайне неравномерно. Движения подростка плохо скоординированы, порывисты и угловаты. Рост сознания и самосознания порождает повышенное стремление к самостоятельности, независимости, что часто проявляется и в повышенной критичности к другим людям, в том числе и к учителям. Для подросткового возраста характерно стремление самоутвердиться, «что-то значить», проявить себя самым неожиданным образом, обратить на себя внимание любой ценой. Многие психологи и педагоги связывают это с кризисом полового созревания, который часто проходит в душевных переживаниях, в честолюбивых устремлениях, в бурных фантазиях и самоуверенном поведении. Этот возраст особенно благоприятен для педагогического стимулирования и развития самосознания, самовоспитания. Подростковый возраст отличается способностью к творческому воображению и фантазии. Точностью и глубиной мыслительной деятельности, повышенным интересом к любимым предметам. Наряду с признанием отдельных для него авторитетов, подросток всякий раз стремится высказать свое критическое суждение, проявить свое позитивное или негативное отношение к происходящему. Постепенно возрастает логичность его суждений, обобщений и выводов, его речь становится более образной, выразительной и доказательной. Активно идет процесс социализации подростка. Формируется его миропонимание, вырабатываются нравственные ориентиры, принципы поведения, которые еще не всегда устойчивы, но играют решающую роль в его поведении и поступках. Мир подростка — это мир романтики и жажды приключений. В этом возрасте часто меняются интересы и увлечения. Нередко подростки пытаются заниматься в нескольких кружках сразу. Проявляется повышенный интерес к приключенческой и детективной литературе. При чтении для подростка главное не внутренний мир литературного героя, а сам сюжет, само событие и похождение героев. В подростковом возрасте происходит и крушение идеалов, что приводит к замкнутости, отчужденности, резкой смене настроения и вспышкам гнева. Благородные порывы подростков часто остаются не понятыми взрослыми. Более того, лицемерие и явная ложь взрослых, их стремление к наживе любой ценой не остаются, бесследны для неокрепшей легко ранимой души подростка. Задача учителя в этот ответственный период жизни подростка, используя разнообразные педагогические ситуации, побуждать его правильно с нравственных позиций принимать решения, систематически корректировать его поведение. Взаимоотношения учителя и подростка должны быть всегда доброжелательно-требовательными. Особенно опасно грубое вмешательство взрослых в интимный мир подростка. Поэтому учитель должен в разговорах, особенно в ситуациях неформального общения, соблюдать с ним педагогический такт. Поскольку в подростковом возрасте сила и смелость особенно высоко ценятся, то они тянутся к лидерам, которые обладают этими качествами. Притягательными в этом возрасте могут быть и явные хулиганы, которые «ничего не боятся», которым «все можно». Попадая под их влияние, подростки быстро осваивают их приемы жестокости и аморального поведения. Именно в этом возрасте подростки втягиваются в так называемые группировки, а затем попадают в среду правонарушителей. Девочки в этом возрасте также очень быстро могут попасть под влияние мнимых кумиров и ложных идеалов. Некоторые девочки-подростки не особенно осуждают проституцию и даже гордятся своими знакомствами с более взрослыми ребятами из местных группировок и правонарушителями. В период подросткового возраста возникает и масса др. проблем, чаще всего они бывают связаны с инфантилизмом, безразличием ко всему тому, что предлагают учителя, родители. Однако уже к концу подросткового возраста у многих встает проблема выбора профессии. Большинство подростков решает вопрос, продолжать ли учебу в школе или поступать в профессиональное училище и т.д., делают это глубоко осмысленно, с учетом своих возможностей и способностей. Индивидуальные особенности учащихся. Это совокупность моральных, интеллектуальных, волевых, эмоциональных и других качеств личности, которые заметно отличают одного человека от другого. Поскольку в развитии человека проявляются общие и особенные качества, то учителю приходится больше внимания тем особенностям, которые характеризуют индивидуальность, своеобразие черт личности отдельно взятого ученика. Главный недостаток современной школы, современных методик обучения и воспитания — это недостаточный учет индивидуальных особенностей уч-ся. Природа щедро одарила каждого человека чем-то особенным, индивидуальным. Один ученик очень прилежен, второй ленив, третий обладает глубоким и проницательным умом, четвертый имеет поверхностные суждения, пятый кроток и сдержан, шестой имеет бурный темперамент, седьмой открыт в общении, восьмой замкнут и так далее. Учителю следует постоянно изучать, а главное учитывать индивидуальные особенности каждого своего воспитанника. Разрабатывая свою систему воспитания личности в коллективе, А.С. Макаренко писал: «Я увидел, что должны быть и общая программа «стандартная» и индивидуальный корректив в ней». А.С.Макаренко часто подчеркивал, что такие качества и привычки, как аккуратность, точность, быстрота ориентировки не нужно воспитывать при помощи «индивидуальной обработки». А вот для других более значимых личностных качеств требуется индивидуальный подход. Очень важно учитывать темп деятельности, так как одни дети все делают быстро, а другие медленно. Учащиеся даже одного возраста очень отличаются по уровню интеллектуального развития, наблюдательности, памяти, воображению, интересам, склонностям, творческим способностям. Как развитие педагогической теории, так и передавая педагогическая практика, показывают, что те учителя, которые всесторонне учитывают индивидуальные особенности своих учеников, добиваются более высоких результатов в обучении и воспитании. 2.2 «Я — концепция» творческого саморазвития ученика Процессы «самости», включая творческое саморазвитие ученика, выстраиванием его концепции вначале не до конца осознаваемой, а со временем все более ясной и отчетливой начинается тогда, когда ученик становится и философом, и психологом, и педагогом для самого себя. Активность процессов самости с годами нарастает и к 13-14 годам достигает такого уровня, что эти года можно определить, как сенситивные для становления «Я- концепции» творческого саморазвития ученика. Процесс творческого саморазвития, образование «Я — концепции», строится на самосознании «Я — прошлого», «Я — настоящего», «Я — будущего». Все эти модели «Я» постепенно вырисовываются у растущего саморазвивающегося человека как бы в нескольких измерениях: в измерении «Я — реального» и «Я — идеального». То, что это именно так можно судить по результатам исследований «самости» личности: в философии — Н.А.Бердяевым, И.С.Коном, В.А.Лекторским, А.Г.Спиркиным. В психологии — Б.Г.Ананьевым, Л.С.Выготским, А.Н.Леоньевым, Е.В.Шороховой и другими, которые показали, что «Я — концепция» жизнедеятельности человека является по своей сути весьма подвижной и, главное, подверженной влиянию многих факторов, в том числе и педагогического. С точки зрения педагогики для «Я — концепции» творческого саморазвития ученика наработан обширный теоретический и эмпирический материал педагогами, исследовавшими ранее проблему самовоспитания уч-ся. Мы имеем в виду работы педагогов по самовоспитанию А.И.Кочетова, Л.И.Рувинского, Ю.М.Орлова и др. Однако «Я — концепция» творческого саморазвития ученика опирается на его философско-мировоззренческие представления, понимания психологических процессов «самости» и его устремлений усовершенствовать самого себя. Работа учителя в направлении помощи учащимся по разработке «Я — концепции» их творческого саморазвития может вестись в следующих направлениях: — углубление представлений учащихся об особенностях их характера, потребностях, мотивах, привычках и способностях; — помощь учащимся в осознании их профессиональных склонностей, интересов и способностей; — расширение сферы мыслительной деятельности учащихся в направлении их профессионального самоопределения; — побуждение уч-ся заняться самовоспитанием, саморазвитием, самосовершенствованием; — оказание помощи конкретному ученику в поисках резервных возможностей по определению их вредных привычек, слабоволия, неорганизованности и так далее. Очень важно чтобы учитель, побуждающий учащихся к осмыслению и разработке «Я- концепции» творческого саморазвития был тем, кому они бы доверяли, с кем бы они могли обсудить свои проблемы и трудности, выявить реальные возможности для духовного, интеллектуального, физического, а в совокупности — и творческого саморазвития.
|
|