8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

Воспитание художественным текстом

Автор: Лариса Анатольевна Беляева

«Воспитание художественным текстом»

  «Всё нравственное воспитание сводится к доброму примеру»

                                                                                         (Л.Н.Толстой)

                                                       «Чтение – это упражнение во нравственном чувстве,

поэтому наиглавнейшая задача уроков чтения (литературы) –

                                                                нравственное воспитание, становление личности ребёнка,

                                                                     обогащение души через чтение, размышление через чувства»

К.Д.Ушинский

Чтение для ребёнка (ученика начальной, основной, средней школы) – это способ обретения культуры, средство расширения кругозора и интеллектуального развития, посредник в общении, базовое умение для учения и жизни. Оно  обязательно становится  инструментом успешной деятельности в различных сферах жизни: учебе, работе, отношениях с людьми – в семье, в кругу друзей.  Но прежде всего чтение воспитывает.

      Сегодня на процесс  воспитания и социализации подрастающего поколения усиливается влияние «некнижных» средств массовой информации. Количество каналов получения информации растет. Наряду с традиционными – книгой и периодикой – все больше места в жизни занимают аудиовизуальные («экранные») СМИ. Развивается  «аудиовизуальная культура», которую  оказывает огромное влияние на чтение (а правильнее сказать на нечтение)  и вместе с тем формирует «нового» читателя, для которого

1) падает символический статус чтения и его престиж;

2) меняется восприятие печатного текста и информации (восприятие становится поверхностным и фрагментным);

3) меняется мотивация чтения и репертуар читательских предпочтений (например, под влиянием телевидения и видеопросмотров усиливается интерес к тем темам и жанрам, которые представлены на экране, особенно приключенческим – детективам, триллерам, книгам ужасов, комиксам);

4) предпочитается печатная продукция, где широко представлен видеоряд (иллюстрированные журналы и комиксы).

     То есть у книги появились  серьёзные конкуренты: Интернет, вытеснивший  даже телевидение,  компьютерные игры, затмившие собою реальность.  И если и появляются у ребёнка желание  или необходимость читать, то при этом   ярко выражен мотив: «Хочу почитать что-нибудь  легкое, развлекательное», и выбирает он  журналы с обилием иллюстраций.

А чтение серьёзной литературы, той что воспитывает человека, формирует его мировоззрение, питает душу и развивает духовность  — это занятие не всегда востребованное. И  здесь у юного читателя не так уж много наставников, которых он хочет слушать и слышать. Во-первых, это учитель (при этом не только учитель литературы). Во-вторых, это библиотекарь. В-третьих, если повезёт, родитель.

Ни для кого  не секрет, что привычка   читать, в особенности хорошую литературу, — входной билет в богатую впечатлениями и возможностями жизнь. «Побочными эффектами» этой привычки становятся грамотность, способность ясно и четко излагать свои мысли, эрудированность и даже открытие в себе новых интересов. Так как же помочь ребенку «войти во вкус к чтению»? Выбор невелик и постоянен.

1) Родители читающего ребёнка:

ü  Читают сами — вслух и про себя.  Ведь если ребенок часто видит родителей с книгами в руках, увлеченно обсуждающих прочитанное, то никаких дополнительных стимулов может вообще не потребоваться;

ü  Не навязывают детям,  что  им читать, если видят, что этот выбор им неинтересен, хотя бы потому, что это не их личный выбор;

ü  Сокращают время просмотра телевизора (и свое, и ребенка);

ü   Разнообразят свое общение с ребенком при помощи книг и всего, что с ними связано: читают при нем и вместе с ним, на ночь и по ролям, ходят с детьми в театры, выбирают  вместе книги и  аудиокниги, обсуждают прочитанное и интересуются мнением ребенка.

ü  Поощряют чтение. Наградой может быть купленная новая книга, принадлежность для рисования, билеты в театр, поход в зоопарк или музей, разрешение подольше не ложиться спать, чтобы почитать.

Но всегда ли  родители  могут сделать правильный анализ и отбор той литературы, которая не просто не навредит, но будет полезна, превратит чтение  в увлекательное занятие и в воспитателя души?  Здесь, кроме интуиции, специальных и общих познаний, необходимы финансовые возможности, наличие свободного времени и еще масса самых различных факторов. И вот тут самое время вспомнить, что в государстве существует институт, который нацелен на воспитание книгой — это библиотека и профессионал – это библиотекарь.

2)Библиотекарь и библиотека:

ü  Библиотека имеет большие и разнообразные фонды, которые позволяют предлагать ребенку нужные книги в нужной последовательности;

ü  Любая библиотека гарантирует психологическую, моральную и этическую безопасность предлагаемой ребенку литературы;

ü  Библиотека имеет специалистов не просто обученных, но и имеющих богатый опыт;

ü  Приходя в библиотеку, ребенок попадает в особое пространство духовности. Оно привлекательно и постепенно становятся нормой жизни культурного человека;

ü  Библиотека, в отличие от школы, не оценочна. Именно в беседе с библиотекарем читатель может раскрыться, не опасаясь за высказанное мнение;

ü  Библиотекарь — это посредник между читателем и книгой, читателем и писателем.

Если в семье обучающегося сформировано должное отношение к книге в частности и  процессу чтению в целом, то работа учителя литературы складывается успешно.

3). Учитель литературы  осуществляет совместную — учеников и учителя — работу над книгой,  организует диалог, направленный на понимание и прочувствование   художественного произведения. И как итог этой работы  — формирование нравственного человека, воспитанного художественным текстом.  Как бы хороши ни были коллективные,  совместные виды ценностно-ориентирующей деятельности, основным условием нравственного развития личности является погружение человека в своей внутренний мир, актуализация своего жизненного опыта, пробуждение  своих  нравственных чувств, эмоций, мыслей, самоанализ внутренних состояний.   

Для реализации  всего этого нужно единственное условие – чтобы произведение было прочитано, и прочитано было неравнодушным читателем… При этом условии    ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Тогда  урок будет интересен ученикам, а разговор о нравственных  категориях будет  не формальным, а актуальным. Тогда осуществится процесс  воспитания художественным текстом.

Конечно, результат формирования ценностных ориентаций личности –  труд долговременный  и кропотливый.   А  тема урока литературы не позволяет весь урок  полностью посвятить духовно-нравственному просвещению. Но ведь работая с художественным произведением на уроке и дома, ребята прямо или опосредованно сталкиваются с определёнными ситуациями, в которых оказался литературный герой, оценивают его поступки, пытаются почувствовать его боль, его сомнения при решении тех или иных проблем. И конечно, учитель  — это тот человек, что всегда сможет поддержать сомневающегося, объяснить заблуждающемуся, выслушать озадаченного. Правда не стоит забывать, что для всего этого нужно ученика увлечь произведением – тогда и появится внимательный и неравнодушный читатель.    

Уроки литературы любимы детьми только тогда, когда ученик является полноценным участником диалога,  значительны прежде всего тем, что они побуждают вести взволнованный разговор о непростых проблемах нашей жизни, о сложной судьбе героев произведений, о бездуховности, об утрате нравственных идеалов, о добре и зле,  о роли семьи в воспитании человека, об окружающей природе – обо всём. А возможно это лишь тогда, когда прочитано произведение.

Думается,  необходимость в наблюдении над текстом, внимательном прочтении его для того, чтобы ребенок понял главное: зачем автор пишет свой рассказ, повесть, поэму. А следовательно, прийти к выводу о том, в чем помогает герой разобраться читателю, чему учит данное произведение. Добиваясь того, чтобы школьники проникали в эмоциональный мир героев, выявляли авторское отношение к ним, а затем вырабатывали собственные оценки персонажей, учитель объединяет задачи нравственного воспитания с задачами литературного развития. Это способствует и развитию читательских навыков, и глубокому постижению произведения искусства, и повышению уровня нравственной воспитанности детей, и формированию их нравственных идеалов.  

Уроки литературы или, как часто говорят, уроки духовности, несомненно,  жизненно важны, так как  именно здесь трудится душа, происходит открытие нравственных истин, добываются знания о мире, о жизни в нем, о себе.

Безусловно, духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы — насущная проблема современности, решать которую помогают заинтересованные в своих детях родители,  обширные библиотечные фонды, библиотечные работники и конечно учителя литературы.

 

«Воспитание художественным текстом»

  «Всё нравственное воспитание сводится к доброму примеру»

                                                                                         (Л.Н.Толстой)

                                                       «Чтение – это упражнение во нравственном чувстве,

поэтому наиглавнейшая задача уроков чтения (литературы) –

                                                                нравственное воспитание, становление личности ребёнка,

                                                                     обогащение души через чтение, размышление через чувства»

К.Д.Ушинский

Чтение для ребёнка (ученика начальной, основной, средней школы) – это способ обретения культуры, средство расширения кругозора и интеллектуального развития, посредник в общении, базовое умение для учения и жизни. Оно  обязательно становится  инструментом успешной деятельности в различных сферах жизни: учебе, работе, отношениях с людьми – в семье, в кругу друзей.  Но прежде всего чтение воспитывает.

      Сегодня на процесс  воспитания и социализации подрастающего поколения усиливается влияние «некнижных» средств массовой информации. Количество каналов получения информации растет. Наряду с традиционными – книгой и периодикой – все больше места в жизни занимают аудиовизуальные («экранные») СМИ. Развивается  «аудиовизуальная культура», которую  оказывает огромное влияние на чтение (а правильнее сказать на нечтение)  и вместе с тем формирует «нового» читателя, для которого

1) падает символический статус чтения и его престиж;

2) меняется восприятие печатного текста и информации (восприятие становится поверхностным и фрагментным);

3) меняется мотивация чтения и репертуар читательских предпочтений (например, под влиянием телевидения и видеопросмотров усиливается интерес к тем темам и жанрам, которые представлены на экране, особенно приключенческим – детективам, триллерам, книгам ужасов, комиксам);

4) предпочитается печатная продукция, где широко представлен видеоряд (иллюстрированные журналы и комиксы).

     То есть у книги появились  серьёзные конкуренты: Интернет, вытеснивший  даже телевидение,  компьютерные игры, затмившие собою реальность.  И если и появляются у ребёнка желание  или необходимость читать, то при этом   ярко выражен мотив: «Хочу почитать что-нибудь  легкое, развлекательное», и выбирает он  журналы с обилием иллюстраций.

А чтение серьёзной литературы, той что воспитывает человека, формирует его мировоззрение, питает душу и развивает духовность  — это занятие не всегда востребованное. И  здесь у юного читателя не так уж много наставников, которых он хочет слушать и слышать. Во-первых, это учитель (при этом не только учитель литературы). Во-вторых, это библиотекарь. В-третьих, если повезёт, родитель.

Ни для кого  не секрет, что привычка   читать, в особенности хорошую литературу, — входной билет в богатую впечатлениями и возможностями жизнь. «Побочными эффектами» этой привычки становятся грамотность, способность ясно и четко излагать свои мысли, эрудированность и даже открытие в себе новых интересов. Так как же помочь ребенку «войти во вкус к чтению»? Выбор невелик и постоянен.

1) Родители читающего ребёнка:

ü  Читают сами — вслух и про себя.  Ведь если ребенок часто видит родителей с книгами в руках, увлеченно обсуждающих прочитанное, то никаких дополнительных стимулов может вообще не потребоваться;

ü  Не навязывают детям,  что  им читать, если видят, что этот выбор им неинтересен, хотя бы потому, что это не их личный выбор;

ü  Сокращают время просмотра телевизора (и свое, и ребенка);

ü   Разнообразят свое общение с ребенком при помощи книг и всего, что с ними связано: читают при нем и вместе с ним, на ночь и по ролям, ходят с детьми в театры, выбирают  вместе книги и  аудиокниги, обсуждают прочитанное и интересуются мнением ребенка.

ü  Поощряют чтение. Наградой может быть купленная новая книга, принадлежность для рисования, билеты в театр, поход в зоопарк или музей, разрешение подольше не ложиться спать, чтобы почитать.

Но всегда ли  родители  могут сделать правильный анализ и отбор той литературы, которая не просто не навредит, но будет полезна, превратит чтение  в увлекательное занятие и в воспитателя души?  Здесь, кроме интуиции, специальных и общих познаний, необходимы финансовые возможности, наличие свободного времени и еще масса самых различных факторов. И вот тут самое время вспомнить, что в государстве существует институт, который нацелен на воспитание книгой — это библиотека и профессионал – это библиотекарь.

2)Библиотекарь и библиотека:

ü  Библиотека имеет большие и разнообразные фонды, которые позволяют предлагать ребенку нужные книги в нужной последовательности;

ü  Любая библиотека гарантирует психологическую, моральную и этическую безопасность предлагаемой ребенку литературы;

ü  Библиотека имеет специалистов не просто обученных, но и имеющих богатый опыт;

ü  Приходя в библиотеку, ребенок попадает в особое пространство духовности. Оно привлекательно и постепенно становятся нормой жизни культурного человека;

ü  Библиотека, в отличие от школы, не оценочна. Именно в беседе с библиотекарем читатель может раскрыться, не опасаясь за высказанное мнение;

ü  Библиотекарь — это посредник между читателем и книгой, читателем и писателем.

Если в семье обучающегося сформировано должное отношение к книге в частности и  процессу чтению в целом, то работа учителя литературы складывается успешно.

3). Учитель литературы  осуществляет совместную — учеников и учителя — работу над книгой,  организует диалог, направленный на понимание и прочувствование   художественного произведения. И как итог этой работы  — формирование нравственного человека, воспитанного художественным текстом.  Как бы хороши ни были коллективные,  совместные виды ценностно-ориентирующей деятельности, основным условием нравственного развития личности является погружение человека в своей внутренний мир, актуализация своего жизненного опыта, пробуждение  своих  нравственных чувств, эмоций, мыслей, самоанализ внутренних состояний.   

Для реализации  всего этого нужно единственное условие – чтобы произведение было прочитано, и прочитано было неравнодушным читателем… При этом условии    ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Тогда  урок будет интересен ученикам, а разговор о нравственных  категориях будет  не формальным, а актуальным. Тогда осуществится процесс  воспитания художественным текстом.

Конечно, результат формирования ценностных ориентаций личности –  труд долговременный  и кропотливый.   А  тема урока литературы не позволяет весь урок  полностью посвятить духовно-нравственному просвещению. Но ведь работая с художественным произведением на уроке и дома, ребята прямо или опосредованно сталкиваются с определёнными ситуациями, в которых оказался литературный герой, оценивают его поступки, пытаются почувствовать его боль, его сомнения при решении тех или иных проблем. И конечно, учитель  — это тот человек, что всегда сможет поддержать сомневающегося, объяснить заблуждающемуся, выслушать озадаченного. Правда не стоит забывать, что для всего этого нужно ученика увлечь произведением – тогда и появится внимательный и неравнодушный читатель.    

Уроки литературы любимы детьми только тогда, когда ученик является полноценным участником диалога,  значительны прежде всего тем, что они побуждают вести взволнованный разговор о непростых проблемах нашей жизни, о сложной судьбе героев произведений, о бездуховности, об утрате нравственных идеалов, о добре и зле,  о роли семьи в воспитании человека, об окружающей природе – обо всём. А возможно это лишь тогда, когда прочитано произведение.

Думается,  необходимость в наблюдении над текстом, внимательном прочтении его для того, чтобы ребенок понял главное: зачем автор пишет свой рассказ, повесть, поэму. А следовательно, прийти к выводу о том, в чем помогает герой разобраться читателю, чему учит данное произведение. Добиваясь того, чтобы школьники проникали в эмоциональный мир героев, выявляли авторское отношение к ним, а затем вырабатывали собственные оценки персонажей, учитель объединяет задачи нравственного воспитания с задачами литературного развития. Это способствует и развитию читательских навыков, и глубокому постижению произведения искусства, и повышению уровня нравственной воспитанности детей, и формированию их нравственных идеалов.  

Уроки литературы или, как часто говорят, уроки духовности, несомненно,  жизненно важны, так как  именно здесь трудится душа, происходит открытие нравственных истин, добываются знания о мире, о жизни в нем, о себе.

Безусловно, духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы — насущная проблема современности, решать которую помогают заинтересованные в своих детях родители,  обширные библиотечные фонды, библиотечные работники и конечно учителя литературы.

 

 

 

 

  

 

 

 

×
×