Автор: Корнилова Ксения Александровна Чудогашева Екатерина Викторовна
Социально-педагогическая профилактика агрессивности детей
Корнилова Ксения Александровна,
Чудогашева Екатерина Викторовна
социальные педагоги
МКОУ Детский дом № 1 г. Гурьевска
«Центр содействия семейному устройству детей»
Детская агрессия как вид агрессивного поведения проявляется очень рано. В настоящее время дети рождаются с различной степенью энергичности; в будущем она оказывает влияние на поведение ребенка. Если ребенок агрессивен, то трудности испытывают не только он сам, но его окружение: родители, воспитатели, дети. Такому ребенку необходима своевременная помощь, иначе в дальнейшем может сформироваться асоциальная или даже психопатическая личность. Кроме того, несмотря на детский возраст, в отдельных случаях проявляется необычайной жестокостью.
По альтернативной гипотезе, агрессия определяется как приобретенный, а не инстинктивный защитный механизм. Это означает, что он вызван внешними факторами, а не внутренними.
Особую роль в развитии ребенка играет старший дошкольный возраст. Ведь в этот период начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. Несмотря на то, что ребенок становится более выносливой, может по собственной инициативе воздерживаться от нежелательных действий, агрессивности, в целом способность к произвольной регуляции своей активности выражена еще недостаточно. Этот факт требует особого внимания.
На сегодня вопросом агрессивного поведения детей, в частности дошкольного возраста, младших школьников, выяснением причин ее возникновения и путей предупреждения занимаются многие ученые и педагоги. Не смотря на разработанность этой научной проблематики, вопрос собственно социально-педагогической профилактики исследованы не достаточно.
Под агрессией мы понимаем физическое или словесное поведение человека, направленное на повреждение или разрушение. По толковому словарю психологических терминов, агрессия — это индивидуальное, коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического, психического вреда, либо даже на уничтожение другого человека, группы. Агрессия, связана, с желанием доминировать над другими.
Типичными проявлениями агрессии являются конфликтность, злословие, принуждение, негативное оценивание, угрозы или применение физической силы, ненависть.
Причины детской агрессивности кроются, прежде всего, в неблагоприятном семейном микроклимате. Кроме того, равнодушие родителей к агрессивным действиям своего ребенка воспринимается ребенком как одобрение агрессивного шаблона поведения. Опасность в том, что он может закрепиться в сознании ребенка надолго, а то и навсегда. Статистика подтверждает, что чаще всего приступы агрессивности случаются у нежеланных детей. В каждом втором случае детская агрессия — ошибки родительского воспитания. Отсутствие семейного общения порождает еще один фактор возникновения агрессивного поведения — стремление ребенка в такой способ привлечь к себе внимание. Часто за детской агрессивностью скрывается желание ребенка властвовать.
Следующая причина негативный пример средств массовой информации.
Средства массовой информации с элементами насилия негативно влияют на психику детей. Они становятся неуравновешенными. А постоянное созерцание насилия приводит к тому, что впоследствии оно уже воспринимается как вполне нормальное явление. Через дисбаланс во взаимоотношениях со сверстниками ребенок также может проявлять агрессию. Агрессия детей выражается в упрямстве, крике, драке, через бросание вещей и тому подобное. Профилактические мероприятия нужно начинать только после диагностирования детей, которые имеют хотя бы малейшие проявления агрессивности. Первоочередной задачей на этом этапе является определение и отбор надежных, корректных методик, которые дают возможность увидеть истинную картину взаимосвязи богатого внутреннего мира ребенка с окружающей средой и определить возможные причины агрессивного поведения.
На сегодня существует немало методик диагностики агрессивности. Диагностируя детей, мы учитывали их возрастные и психологические особенности. Под влиянием воспитательных и профилактических мероприятий дети активно обращаются к правилам при регулировании своих взаимоотношений со сверстниками. Старшие дошкольники могут отличать хорошие поступки от плохих поступков, имеют представление о добре и зле и могут привести соответствующие примеры из личного опыта или литературы.
Социально-педагогическая профилактика агрессивности детей не возможна без участия всех социальных институтов, с которыми они взаимодействуют. Эта работа должна быть системной и последовательной. То есть профилактические меры должны проводиться как с семьей, так и с детским учебным заведением, в котором находится ребенок, в частности воспитателями, психологом. Чтобы усилить воспитательное воздействие и профилактику агрессии, следует привлекать к этой работе социального педагога.
Поведение самого воспитателя, психолога, социального педагога должно приучать к хорошему воспитанию. Изучая систему межличностных отношений, социально-педагогической профилактики, следует помочь каждому ребенку занять благоприятную для его развития позицию в коллективе сверстников. Ведь детям присуща возрастающая потребность в общении со сверстниками, в совместных играх и деятельности. Все это способствует возникновению детского сообщества, развития системы межличностных отношений. Поэтому ребенка следует учить правилам общения и межличностному взаимодействию.
Профилактические мероприятия направлены не на полное исключение агрессивности из характера ребенка, а на ограничение и контроль ее отрицательных черт, а также поощрение ее положительных проявлений. Учитывая, что дети в оценке поступков сверстников достаточно категоричны и требовательны, а в отношении собственного поведения более снисходительны и недостаточно объективны, следует работать также над самооценкой. В семейном воспитании нужно уделять усиленное внимание к созданию семейного благополучия. Немалую воспитательную силу имеет личный пример членов семьи, особенно родителей, и общение между членами семьи. Ведь дети с живым интересом всегда слушают истории из жизни родителей, бабушек, дедушек. Лучший способ избежать агрессивности ребенка, проявлять к нему любовь, ласку и добро.
Произведя анализ результатов проведенного исследования, можно отметить наличие огромной проблемы в качестве зарождения и дальнейшего становления агрессивности как устойчивой личностной черты ребенка. Чтобы избежать данной проблемы, родители и воспитатели должны путем интеграции воспитательных усилий изучать природу детской агрессивности, ее причины, факторы, своевременно выявлять склонности к агрессии, вести превентивную деятельность. Ради результативности диагностических и профилактических мероприятий, которые проводятся непосредственно с ребенком, следует тщательно подбирать методики, учитывая возрастные и психологические особенности каждого из воспитанников. Эффективность профилактики агрессивности среди детей обеспечивается через индивидуальную и групповую работу с ребенком, сотрудничеством учебного заведения и семьи.