Автор: Коновалова Вероника Юрьевна
Режим дня младшего школьника. Рекомендации для родителей.
Основная цель организации режима дня — обеспечение высокой работоспособности на протяжении всего периода бодрствования. Строится режим на основе биологического ритма функционирования организма. Так, например, максимальный подъем работоспособности приходится на 11 — 13 часов. Второй подъем начинается в 16 и заканчивается в 18 часов, но он более низкой интенсивности и продолжительности. Дети легко привыкают к распорядку дня в школе, поэтому следует и дома составить такое же расписание, включающее чередование нагрузки и отдыха.
Основными элементами режима дня школьника являются:
• учебные занятия в школе и дома;
• активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе;
• регулярное и достаточное питание;
• физиологически полноценный сон;
• свободная деятельность (досуг) по выбору ребенка.
Помимо утренней зарядки и уроков физкультуры в школе необходимы игры на свежем воздухе. В игре совершенствуются двигательные навыки ребенка, повышается его эмоциональный тонус, кроме того, подвижные игры дают хороший оздоровительный эффект. Обратите особое внимание на плавание, лыжный спорт, велоспорт и другие секции в зависимости от склонностей ребенка. Хорошо дисциплинируют командные игры: волейбол, баскетбол, футбол. Не забывайте об уроках танцев.
Питание
Завтрак обязательно должен быть горяч им и довольно плотным (каши, творог), составляя четверть от суточной потребности ребенка. Прием пищи должен проходить в тихой, спокойной и доброжелательной обстановке.
Второй завтрак ребенок получает в школе, обед проходит в 13—14 часов и ужин — не позднее 19.30, должен быть легче завтрака. Предпочтительны каши, кефир, а также овощи и фрукты. Для детей 7—10 лет суточный рацион должен содержать 2300 ккал. Следование режиму питания обеспечит достаточное разнообразие блюд и отсутствие перекусов.
Отдых
Вернувшись из школы, ребенок обязательно должен отдохнуть 1 — 1,5 часа (без чтения книг и просмотра телевизора!). Слабые и часто болеющие дети могут поспать. Готовить уроки лучше всего в 15—16 часов. Если школьник занимается во вторую смену, он должен готовить домашние задания через 30 мин после завтрака. Делать уроки вечером не следует — дневная нагрузка значительно снижает работоспособность. Начинать выполнение домашнего задания рекомендуется с наименее тяжелых предметов, переходя к более сложным. Обучение должно быть и в случае отсутствия домашнего задания и направлено на закрепление школьных знаний. Максимальная продолжительность периода работоспособности составляет 30—40 минут, после чего следует регулярно проводить 15-минутные перерывы с физкультминуткой под музыку. Полтора-два часа свободного времени ребенок может использовать для занятий по интересам. Длительность просмотра телепередач — не более 1,5 часов 2—3 раза в неделю. Весьма полезны кружковые занятия, но без перегрузки ребенок может заниматься не более чем в двух кружках сразу.
Сон.
Школьник должен спать не менее 9—10,5 часов. Многие дети недосыпают из-за раннего начала занятий в первую смену, позднего отхода ко сну. Систематическое недосыпание может привести к переутомлению и невротическим расстройствам. Непосредственно перед сном у ребенка необходимо сформировать положительные эмоции поощрением, похвалой или чтением ему книг. Обязательно следует умыться, почистить зубы, принять душ и хорошо проветрить комнату. Полезен сон при открытой форточке, к чему ребенка следует приучать с лета. Наиболее здоровая температура воздуха жилой комнаты — 18 «С.
Примерный режим дня школьника младших классов
· Подъем: 7.00.
· Утренняя зарядка, водные процедуры, уборка постели, туалет: 7.00—7.30.
· Завтрак: 7.30—7.50.
· Дорога в школу или утренняя прогулка до начала занятий в школе: 7.50—8.20.
· Занятия в школе: 8.30—12.30.
· Горячий завтрак в школе: 11. 00.
· Дорога из школы или прогулка после занятий в школе:
12.30—13.00.
· Обед: 13.00-13.30.
· Послеобеденный отдых или сон: 13.30-14.30.
· Прогулка или игры и спортивные занятия на воздухе: 14.30—16.00.
· Полдник: 16.00—16.15.
· Приготовление домашних заданий: 16.15-17.30.
· Прогулки на свежем воздухе: 17.30—19.00.
· Ужин и свободные занятия (чтение, помощь семье и т.д.): 19.00—20.00.
· Приготовление ко сну: 20.00—20.30.
· Сон: 20.30-7.00.
Стабильный режим всей семьи поможет решить сразу несколько проблем:
— укрепит центральную нервную систему ребенка и позволит нормализовать эмоциональный фон его настроения и поведения
— режим вносит стабильность, предсказуемость и планирование в жизнь всей семьи.
— режим дает возможность и ребенку, и взрослому полноценно отдыхать и распределять свои силы в течение дня.
Вот признаки нарушения режима:
— поздний утренний подъем (позже 8:00);
— позднее вечернее засыпание (позже 21:00);
-долгое укладывание на сон (более 40 мин);
— бодрствование ночью;
— вялость утром и повышенная активность вечером.
Если родитель наблюдет хотя бы один пункт из перечисленного, то режим надо стабилизировать.
Для этого нужно опираться на такие рекомендации:
1. Составьте письменный распорядок дня ребенка, придерживайтесь его сами и попросите ваших родных, если они остаются с ребенком, также следовать заведенному расписанию.
2. Распорядок дня, составленный письменно, становится сводом правил, по которым живет и сам ребенок, и другие члены семьи. При этом важно, чтобы этот план учитывал интересы и потребности не только ребенка, но также и детей и взрослых, проживающих вместе.
Режим дня младшего школьника поможет стать ему успешным учеником!