Автор: НАТАЛЬЯ Юрьевна ХЛЫБОВА
Театрализованная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии, и всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало.
Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей.
В процессе театрализованных игр:
1. Расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире.
2. Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение.
3. Происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речевого, двигательного.
4. Активизируются и совершенствуются словарный запас, строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, темп, выразительность речи, мелодико-интонационная сторона речи.
5. Совершенствуются моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.
6. Развивается эмоционально-волевая сфера, дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения.
7. Происходит коррекция поведения.
8. Развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения.
9. Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности.
10. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.
Цели, задачи и содержание работы с детьми младшего дошкольного возраста
Цель: Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Задачи:
— развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
— развивать воображение, фантазию, внимание, самостоятельность мышления;
— совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность через театрализованные игры, активности в игре с персонажами-игрушками.
— обогащать и активизировать словарь;
— развивать диалогическую и монологическую речь;
— воспитывать гуманные чувства у детей.
Основные направления развития театрализованной игры состоит в постепенном переходе ребенка:
— от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности;
— от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли;
— от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя.
Виды театра для младшего возраста:
- пальчиковый театр;
- театр игрушек (используются любые обыкновенные игрушки);
- кукольный театр; ширма (би-ба-бо);
- настольный театр (Для показа детям инсценировок по сказкам «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят»)
- фланелеграф — театр картинок; театр плоскостных игрушек.
- матрешки-сказки;
- театр масок;
- театр из картона;
- вязаный;
- театр из коробок, театр перчаток, театр — топотушки, театр конусный, театр на палочке.
В возрасте 2 — 3 лет малыши живо интересуются играми с куклой, их впечатляют небольшие сюжеты, показанные воспитателем, они с удовольствием выражают свои эмоции в двигательных образах-импровизациях под музыку. Именно на основе первых впечатлений от художественной игры впоследствии будут развиваться творческие способности детей. Вначале это будут короткие инсценировки, например, портретная зарисовка и диалог воспитателя и персонажа с детьми. Например, я показываю куклу детям:
-К вам пришла кукла Катя в нарядном платье. Что это у Кати? (Бантик.) Да, это бантик. А это что? (Шляпка) Что у неё на ножках? (Туфельки) Давайте попросим Катю поплясать: «Катя, попляши пожалуйста». (Катя пляшет.) Катя, наши дети тоже умеют плясать. Посмотри. (Дети пляшут под «Гопачок» укр. нар, мелодию).
Катя: Я — кукла Катя. У меня красивые платье и шляпка. Я люблю петь. Я спою вам весёлую песенку. (Дети слушают песню » Куколка» муз. Красева).
Я спрашиваю у детей:
— хорошая песенка? Вам понравилась кукла Катя? Давайте пригласим Катю ещё к нам прийти в гости. Приходи к нам, Катя, еще, пожалуйста.
Театрализованная игра тесно связана с сюжетно-ролевой игрой, поэтому большинство игр отражают круг повседневных интересов детей: игры с куклами, с машинками, в стройку, в больницу и т. д. Знакомые стихи и песенки являются хорошим игровым материалом. Показывая мини-пьески в настольном театре, на фланелеграфе, в технике бибабо, при помощи отдельных игрушек и кукол, воспитатель передаёт палитру переживаний через интонацию, а по возможности и через внешние действия героя. Все слова и движения персонажей должны ясно определяться, различаться по своему характеру и настроению, следовать нужно в небыстром темпе и действие должно быть непродолжительным. С целью раскрепощения и устранения внутренней скованности малышей проводятся специальные этюды, упражнения на развитие эмоций.
Например, простые этюды «Солнышко встаёт», «Солнышко садиться», в которых эмоциональное состояние передаётся детям при помощи словесной (солнышко встаёт и солнышко садится) и музыкальной (мелодия движется вверх и вниз) установок, побуждающих выполнять соответствующие движения. Используя склонность детей к подражанию, можно добиться выразительной имитации голосом различных звуков живой и неживой природы. Например, дети, изображая ветер, надувают щёки, делая это старательно и беззаботно. Упражнение усложняется, когда перед ними встаёт задача подуть так, чтобы спугнуть злого волка, лица детей делаются устрашающими, в глазах передаётся гамма самых разнообразных чувств. Театрализованная игра позволяет ребёнку вступить в особые отношения с окружающим миром, в которые он не может вступить сам в силу ограниченности своих возможностей, способствует развитию положительных эмоций, воображения, в дальнейшем соотносить различные впечатления со своим личным опытом в самостоятельной игровой деятельности.
Театрализованная игровая деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка.