8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

Облако слов как средство повышения познавательной активности в процессе обучения.

Автор: Мин6жулина Елена Николаевна

Облако слов как средство повышения познавательной активности в процессе обучения.

 

В современной школе педагоги всё больше прибегают к использованию интерактивных и информационно – коммуникативных технологий. Одним из таких  приемов, который помогает решить множество образовательных задач, является Облако слов.

Что же это такое? Это форма визуализации данных, представляет собой набор ключевых слов и словосочетаний, написанных разными размерами шрифта и, иногда цвета. Важность каждого ключевого слова обозначается размером шрифта или цветом. Чем крупнее шрифт, тем чаще ключевое слово употребляется в тексте. Созданное облако можно представить в любом виде, например, птички, сердечка, бабочки или яблока. Можно применять различные цвета, размер, положения, формы, фон. Его создаст каждый обучающийся при помощи карандашей, фломастеров, красок и др. Также есть онлайн  генераторы , где мы вводим слова, словосочетания, текст. Например, облакослов.рф . Сгенерированное облако можно распечатать и использовать как раздаточный материал, вывести на доску или экран, на ПК. Облака слов могут быть созданы учителем и использоваться как один из приёмов, применяемых на уроке, и самими учащимися самостоятельно дома при подготовке к уроку.

Работа с Облаком слов захватывает учеников, вызывает интерес, концентрирует внимание, побуждает к поиску. Такие уроки всегда яркие и запоминающиеся.

Как можно использовать облака слов на уроках русского языка и литературы:

·         задание «Угадайте автора и/или название произведения» — в облако в этом случае могут быть включены слова, называющие героев произведения, место происшествия и любые другие признаки, позволяющие распознать текст;

·         задание «Соберите стих» — слова из небольшого по размеру стихотворения, по которым учащиеся должны воссоздать полный текст;

·         задание «Словарные слова» — можно использовать различные вариации данного задания: облако из словарных слов в рамках одной изученной темы; облако из слов, изученных за год, и т.д.;

·         -задание «Найди лишнее слово»: для повторения пройдённого материала, для ознакомления с новым материалом, для переключения внимания, в качестве разминки и т.п.;

Когда  можно использовать облака слов на уроках русского языка и литературы:

·         на этапе сообщения темы урока для повышения мотивации и интереса учащихся — облако содержит красочное и оригинально оформленное название темы;

·         на этапе закрепления или контроля знаний — облако слов содержит основные понятия по пройденной теме. Учащиеся выбирают термины и понятия, изученные в данной теме, и дают определение или раскрывают понятие;.

·         на любом уроке и любом этапе урока — задание создать облако на основе текста по теме, которую Вы планируете обсуждать, либо по теме, на которую кто-то из учащихся планирует делать небольшой доклад, то можно превратить статью из учебника в облако слов.

·         во внеклассной работе — конкурс плакатов, создание логотипа команды, «Облако эмоций», «Ассоциации» и т.д

 

Пример 1 (Актуализация знаний)

При изучении темы «Сложное предложение» (9 класс) на этапе актуализации знаний можно сгенерировать облако слов, в котором располагаются основные понятия по данной теме. Ученики выбирают знакомые понятия и объясняют значения используемых слов. При такой работе все учащиеся участвуют в обсуждении

 

 

 

Пример 2 (Изучение новой темы) На уроке русского языка  в 6 классе обучающимся демонстрируется облако слов, в котором зашифрована тема урока. Необходимо сформулировать эту тему, записать в тетрадь. (Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных)

 

 

Пример 3 (Определение понятия)

С помощью облака слов дать задание сформулировать определение  понятия и попросить учащихся записать связанные с ним слова. Например, в 9 классе при написании сочинений 9.3 составляли облако слов на тему «Красота», «Семья».

 

Пример 4 (Закрепление и систематизация)

Облако слов можно применить на уроке для закрепления и систематизации знаний. Например, на уроке литературы в 6 классе при изучении рассказа Астафьева «Конь с розовой гривой» дать готовое облако, по которому они вспомнят обо всех событиях. Или сами составят своё облако, где отразят всё, что узнали.

 

 

Пример 5 (Опорный конспект новой темы)

При изучении биографии Виктора Астафьва  в 6 классе ученикам можно предложить облако слов, в котором прописаны основные даты, события, связанные с жизнью  писатель. В этом случае облако выступает в качестве опорного конспекта.

 

 

Пример 6 (Облако слов в роли рефлексии на любом этапе урока)

Как наглядно-опорный материал, например, в 9 классе при изучении комедии Грибоедова «Горе от ума». Составить облако слов, куда включить, по мнению учеников, наиболее важные события, фамилии героев, цитаты и др.

 

 

Вывод:

Данные приемы мотивируют на устно-речевое высказывание, так как перед учениками есть цель; учащиеся активны при их выполнении, так как присутствует связь с личностью и мыслительной деятельностью ученика. В данных приемах есть элемент неожиданности и эвристичности.

Использование «Облака слов» позволяет учителю разнообразить учебный процесс, тем самым увеличить эффективность обучения и способствовать дополнительной мотивации учащихся на урок, формируются благоприятные условия для развития  пространственного и критического мышления,  аналитических способностей учащихся, эмоциональные и ценностные категории, навыки структуирования, классификации и моделирования, умения выделять главное, развивается творчество и способность к непрерывному самообразованию. Наглядная подсказка в виде ключевых слов – это замечательный способ стимулировать беглую речь.

×
×