Автор: Сотова Наталья Васильевна
Использования информационных технологий в современном дошкольном образовании.
Актуальность использования информационных технологий в современном дошкольном образовании диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением электронных информационных ресурсов, технологий мультимедиа, сетевых технологий в качестве средства обучения и воспитания.
Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает положительное влияние на различные стороны психического развития дошкольников.
В детском саду применимы такие технические средства ИКТ как: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбук, телевизор, магнитофон, фотоаппарат, видеокамера. А так же принтер, сканер,
Организованная образовательная деятельность с использованием ИКТ становятся намного ярче и динамичнее. Применение компьютерной техники позволяет сделать организованную образовательную деятельность привлекательной и решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. В ходе игровой деятельности дошкольника, с использованием компьютерных средств у него развивается: теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др., которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей. По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:
1). Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу, эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.
2). Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему
запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.
3). Слайд-шоу и видеофрагменты позволяют показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, полет ракеты, вращение планет вокруг солнца, движение волн и тд.
4). Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.);
5). Предъявление информации на интерактивной доске в игровой форме вызывает у детей огромный интерес. Несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам.
Спектр использования ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к совместной организованной деятельности в детском саду — это создание мультимедийных презентаций. Презентация облегчает процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, т.к. сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. А английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил».
Применение интерактивной доски в детском саду позволяет по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания. Применение интерактивной доски с использованием мультимедийных технологий (графика, цвет, звук, видеоматериалы)
позволяет моделировать на занятиях различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включѐнные в мультимедийные программы, активизируют познавательную активность детей и усиливают эффективность усвоения материала. Ещё одно преимущество использования интерактивной доски в детском саду – возможность совершать виртуальные путешествия, проведение интегрированных занятий.
Использование интерактивной доски в совместной и самостоятельной деятельности ребенка является одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.
Таким образом, занятия с мультимедийной поддержкой повышают скорость передачи информации детям, улучшают уровень её понимания, что способствует развитию всех форм мышления.
Использование ИКТ в дошкольном образовании дает возможность расширить творческие способности самого педагога, что оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие дошкольников.
Использование компьютерных технологий применяется в оформлении перспективных и календарных планов работы, результатов педагогической диагностики, информационных стендов, родительских уголков, аттестационных материалов, обобщения опытом, портфолио ребёнка и т.д.
Умение пользоваться интернетом позволяет быть в курсе событий, происходящих в педагогических сообществах, отслеживать анонсы событий (проведение конкурсов, семинаров), получать консультации по возникшим проблемам, также размещать свои работы на сайтах, там же знакомиться с разработками мероприятий своих коллег. Общаясь на форумах с коллегами всей России можно заявить о себе и своей деятельности педагогическому сообществу. Создание своего сайта поможет представить накопленный опыт коллегам, родителям и детям. Общаться на форумах сайта, использовать электронную почту.
Информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов.
Литература:
1. И.И. Комарова, А.В. Туликов. Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании.- М., 2013 г.
2. Т.В. Калинина. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008.
3. Е.С. Полат. Новые педагогические технологии. – М., 2000 г.
4. Справочник руководителя дошкольного учреждения. – М, Сфера, 2006.
5. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008.