Автор: Ольга Николаевна Лебедева
В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В ДОУ решаются задачи по раннему приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого, проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины.
Одной из форм ознакомления детей с родным краем может быть организация в детских садах мини-музеев. В условиях детского сада настоящий музей организовать нереально, а вот экспозиции «мини-музеев» вполне возможно.
Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания – создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М.Ю. Коваль, О.В. Дыбиной, Л.В.Пантелеевой, Н.А.Рыжовой и др.)
Музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.
Основная цель музейной педагогики — создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.
Задачи музейной педагогики:
— обогащать предметно-развивающую среду ДОУ.
— формировать у дошкольников представления о музее.
— развивать познавательные способности и проектно-исследовательские умения и навыки.
Назначение создаваемых мини-музеев – вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу, пробудить творческую активность.
Поэтому очень важно включать практическую часть в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев.
Это могут быть различные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений.
Помимо игр можно использовать выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать загадку, сочинить сказку и т. д.)
Важная особенность мини-музеев в развивающей среде – участие в их создании детей и родителей. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
В нашем детском саду в каждой группе также создаются мини-музеи различной тематики, организовать которые нам помогают родители наших воспитанников. Так, в нашей средней группе экспонировались музеи «Народная игрушка» и «В гостях у сказки». Дети вместе с родителями создавали экспонаты музея: с мамами мастерили куклу-мотанку, с папами и дедушками – игрушки из дерева, подобрали иллюстрации для альбома «Игрушки наших бабушек». В рамках организации музея «В гостях у сказки» подбирали игрушки- персонажи русских народных сказок, вместе с родителями мастерили книжки- малышки по любимым сказкам, рисовали любимого сказочного героя. В созданных мини- музеях были экскурсоводами для детей других групп и родителей.
В результате реализации технологии музейной педагогики в условиях ДОУ
ребенок с детства приобщается к культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею. Полюбив и освоив музейное пространство, дети в старшем возрасте станут наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий в стране. У них сформируется ценностное отношение к истории, культурному прошлому и настоящему своей Родины.