Организация в детских садах мини-музеев

Автор: Ольга Николаевна Лебедева

      В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В ДОУ решаются задачи по раннему приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого,  проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины.

     Одной из форм ознакомления детей с родным краем может быть организация в детских садах  мини-музеев. В условиях детского сада настоящий музей организовать нереально, а вот экспозиции «мини-музеев» вполне возможно. 

     Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания – создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М.Ю. Коваль, О.В. Дыбиной, Л.В.Пантелеевой, Н.А.Рыжовой и др.)

     Музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.

Основная цель музейной педагогики —  создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.  Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.

Задачи музейной педагогики:

— обогащать предметно-развивающую среду ДОУ.

— формировать у дошкольников представления о музее.

— развивать познавательные способности и проектно-исследовательские умения и навыки.

     Назначение создаваемых мини-музеев – вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу,  пробудить творческую активность.

     Поэтому очень важно  включать практическую часть в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев.

Это могут быть различные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия,  интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений.

     Помимо игр можно использовать выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать загадку, сочинить сказку и т. д.)

     Важная особенность мини-музеев в развивающей среде – участие в их создании детей и родителей. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

    В нашем детском саду в каждой группе также создаются мини-музеи различной тематики, организовать которые нам помогают родители наших воспитанников. Так, в нашей средней группе экспонировались музеи «Народная игрушка» и «В гостях у сказки». Дети вместе с родителями создавали экспонаты музея: с мамами мастерили куклу-мотанку, с папами и дедушками – игрушки из дерева, подобрали иллюстрации для альбома «Игрушки наших бабушек».  В рамках организации музея «В гостях у сказки» подбирали игрушки- персонажи русских народных сказок, вместе с родителями мастерили книжки- малышки по любимым сказкам, рисовали любимого сказочного героя. В созданных мини- музеях были экскурсоводами для детей других групп и родителей.

В результате реализации технологии музейной педагогики в условиях ДОУ

  ребенок с  детства приобщается к культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею. Полюбив и освоив музейное пространство,  дети в старшем возрасте станут наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий в стране. У них сформируется ценностное отношение к истории, культурному прошлому и настоящему своей Родины.

 

×
×