8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

Социально-педагогическая помощь педагогам с обучающимися девиантного поведения в условиях образовательной организации

Автор: Халикова Джени Андреевна

В разрешении проблемы нивелирования отклонений в поведении детей и их профилактике особая роль отводится системе образования. Именно образовательная среда, с точки зрения воспитания, обучения и социализации личности, является специально созданной, выступает важным условием формирования личности обучающегося, определяет его деятельностную активность  и субъектность по интериоризации жизненного пространства, влияет на развитие ценностных ориентаций, активизирует его мотивационные установки в процессе социализации.

Актуальным направлением социально-педагогической работы в образовательной организации является профилактика девиантного поведения детей и подростков, которая строится на выявлении совокупности всех причин, побудительных мотивов, обстоятельств и факторов, составляющих явные или скрытые механизмы поведения личности, не соответствующего принятым в обществе нормам или правилам.

Профилактика девиантного поведения представляет собой систему мероприятий, ориентированных на разный уровень социальной организации по преодолению отклоняющегося поведения, направленных на предупреждение, ликвидацию факторов, вызывающих социальные отклонения [31].

В настоящее время педагогическое и психологическое благополучие детей и подростков приобретает особое значение, что обусловлено стремительным темпом жизнедеятельности, обилием информационной нагрузки, нередко агрессивной направленности, различными кризисными явлениями как ситуативного, так и глобального характера. По данным Всемирной организации здравоохранения приблизительно 26 % детей и подростков в мире имеют психические расстройства, около половины из которых начинаются в возрасте до 14 лет [35]. В этой связи возникает вопрос об эффективности применяемых методов ранней профилактики девиантного поведения детей и подростков в условиях современного образовательного пространства.

Таким образом, идея профилактики девиантного поведения обучающихся априорно включена в смысловое поле системы образования, а, следовательно, профилактика девиаций является важной функцией образовательных организаций.

Профилактика девиантного поведения представляет собой процесс социально-педагогической помощи несовершеннолетнему в преодолении сложившихся в его поведении стереотипов и образцов поведенческих реакций в ответ на воздействие внешних факторов и под влиянием индивидуально-личностных и социальных особенностей, а также формирование адаптивных стратегий, обеспечивающих реализацию социально одобряемых форм поведения. Исходя из сложности феноменологии девиантного поведения, множественности вариантов его проявления, профилактическая работа должна носить комплексный характер. Реализация комплексного подхода, открывает широкие возможности для определения путей повышения эффективности индивидуальной профилактики девиантного поведения обучающихся посредством реализации системы психолого-медико-педагогических и социальных мер, направленных на предупреждение девиантного поведения обучающегося на разных этапах появления проблем [17, С. 12-14]. Это позволяет целенаправленно нивелировать факторы, лежащие в основе дезадаптации, рационально организовывать свободное время обучающихся, с опорой на потенциальные возможности вырабатывать и закреплять социально желательные образцы поведения.

Социально-педагогическая помощь – это комплекс специальных социальных мер, направленных на создание и поддержание достойных условий существования для «незащищенных» социальных групп, отдельных семей, детей, испытывающих нужду в удовлетворении жизненных потребностей, на оказание помощи в жизненном самоопределении [14].

Социально-педагогическая помощь детям с девиантным поведением в условиях образовательной организации строится на основе комплексного, системного и деятельностного принципов, лежащих в основе построения индивидуальной профилактической программы. Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», социально-педагогическая помощь базируется на следующих статьях, предусматривающих [51]: «реализацию права каждого человека на образование (статья 5); наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по предоставлению психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации (статья 8); предоставление обучающимся условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, обеспечение бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции (статья 34); оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления (статья 42)».

Социально-педагогическая помощь детям и подросткам с девиантным поведением в условиях образовательной организации выполняется не только классным руководителем, педагогическим составом, но и при совместном сотрудничестве семьи и социального педагога и/или педагога-психолога. Ключевым моментом оказания социально-педагогической помощи является определение содержания профилактических мер по коррекционно-развивающей работы по адаптации и социализации обучающихся с девиантным поведением, которую, как правило, определяет педагог-психолог и/или социальный педагог. Обобщенную схему реализации данного направления в профилактической работе работы можно представить следующим образом: устранение факторов риска девиантного поведения – развитие личностных ресурсов – создание развивающей социальной среды. Рассмотрим каждое из направлений подробнее.

Первое направление коррекционно-развивающей работы предполагает устранение факторов риска девиантного поведения, эту работу реализует педагог-психолог [41, С. 177]. Индивидуально-психологические особенности личности как фактор риска представляют собой акцентуации характера, неадекватное проявление самооценки, тревожность, агрессивность, склонность к уходу от трудных ситуаций, слабость реакций на порицание, аффективную возбудимость, импульсивность, эмоциональную неустойчивость, неразвитость самосознания, низкий уровень рефлексии, страхи и др.

Психологическая коррекция в этом случае направлена на изменение поведения, трансформацию идей и ценностей, формирование конструктивных межличностных отношений, коррекцию Я-концепции, самооценки, тревожности/страхов/эмоциональной неустойчивости; Педагог-психолог проводит коммуникативные тренинги, занятия по саморазвитию, тренинги, направленные на борьбу с негативными установками, фобиями, комплексами, нестабильной самооценкой, коррекцию агрессивного поведения [41, С. 178].

В индивидуальной коррекционно-профилактической работе психолог использует техники развития резистентности (устойчивости) к негативному социальному влиянию; формирует установки на положительное поведение; проводит упражнения на выработку ассертивных навыков, формирование жизненных навыков [29].

Нарушение социально-коммуникативной сферы как фактор риска представляет собой конфликты с взрослыми, сверстниками, низкий социометрический статус в классе, неприятие себя, низкий уровень вербального интеллекта, отсутствие успеха в деятельности, в социальной адаптации. В этом случае требуется психолого-педагогическая работа по [29]:

 формированию/развитию произвольной регуляции, функций программирования, контроля и самоконтроля;

 развитию самостоятельности и ответственности за свои поступки, уверенности в себе, рефлексии; развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии (занятия по изменению пассивной стратегии избегания на активные жизненные стратегии);

 формированию/развитию и коррекции коммуникативных навыков и способов продуктивного взаимодействия (помощь в выстраивании отношений со сверстниками);

 активному обучению социально-важным навыкам эффективного общения (в формальной и неформальной обстановке);

 расширению позитивного опыта в сфере межличностных отношений.

Если у обучающегося сложились негативные отношения с одним или обоими родителями, если тенденции развития позитивности самооценки и Я-концепции не находят поддержки в оценках родителей или если обучающийся не ощущает родительской поддержки и опеки, то вероятность девиантного поведения существенно возрастает, ухудшаются отношения обучающегося со сверстниками, проявляется агрессивность по отношению к собственным родителям. В данном случае необходима психолого-педагогическая работа с семьей [24, С. 78-79].

Вторым направлением коррекционно-развивающей работы является развитие личностных ресурсов, − предполагает формирование у обучающегося определенных личностных качеств – ресурсов. Ресурс – это то, что помогает противостоять трудной ситуации и эффективно разрешать ее, например в области социальной компетентности [32]. Приобретение обучающимся положительного статуса во взаимоотношениях со сверстниками и педагогом способно значительно снизить вероятность проявления отклоняющегося поведения.

Личностный ресурс девиантного обучающегося может включать положительные черты характера, способности, социально одобряемые увлечения [20]. В этой связи особое внимание уделяется развитию такой психологической компетенции, как эмоциональная устойчивость к стрессам, повышению уровня фрустрационной толерантности, эмоционального интеллекта; обучению способам выражения негативных эмоциональных состояний в социально приемлемой форме; развитию навыков произвольной регуляции поведения и эмоциональной экспрессии; формированию/развитию произвольной регуляции, функций программирования, контроля и самоконтроля; развитию самостоятельности и ответственности за свои поступки и прочие).

Названные компетенции дают возможность обучающемуся противостоять негативному влиянию среды, проявить себя в спорте, позволяют эффективно развивать способность к совладающему поведению, саморегуляции и самоконтролю. Организаторские и лидерские способности обучающегося предусматривают высокий социометрический статус в коллективе сверстников, а педагогу это дает возможность наделять обучающегося значимой для него ответственностью и включать его в социально одобряемую деятельность, управлять группой сверстников. Интерес к одной или нескольким предметным областям изучаемых программ позволяет повысить мотивацию и развивать профессиональное самоопределение. Эффективны психологические занятия по сублимации девиантного поведения в социально приемлемую и контролируемую активность: спортивные соревнования, литературные (танцевальные, музыкальные и др.) баттлы и т.п. [23].

Важным профилактическим средством девиантного поведения являются физическая культура и спорт, досуговая и трудовая деятельность. Эффективен профилактический подход с целевой установкой на утверждение альтернативной девиантному поведению деятельности. При реализации коррекционно-развивающей работы продуктивны следующие психолого-педагогические технологии и методы работы с обучающимися [23]:

 сказкотерапия: групповое сочинение историй, драматизация сказок, анализ сказок;

 арт-терапия: аппликация, лепка из глины, свободное и тематическое рисование, конструирование из бумаги и картона, а также активно набирающие популярность антистресс-раскраски;

 визуализация: рисование в воображении себя идеального и реального;

 психогимнастика: этюды на выражение различных эмоций;

 игровые методы: сюжетно-ролевые и подвижные игры;

 моделирование и анализ проблемных ситуаций;

 этические беседы;

«скилл-терапия» (развитие саморегуляции и навыков самоконтроля);

«шейпинг» (поэтапное моделирование сложного поведения, которое не было ранее свойственно обучающемуся);

«гиперкоррекция» (сущность метода в том, чтобы обучающийся вначале восстановил разрушенный им порядок вещей, принес извинение в связи со своим девиантным поведением, а затем принял на себя дополнительные обязанности по сохранению социально приемлемого поведения);

 метод реконструкции характера обучающегося (переоценка отрицательных качеств, нетерпимое отношение к ним);

 методы перестройки мотивационной сферы и самосознания [23]:

а) объективное переосмысление своих достоинств и недостатков;

б) переориентировка самосознания;

в) переубеждение;

г) прогнозирование отрицательного поведения.

 восстановление здорового образа жизни, при котором отрицательные качества, вредные привычки и отрицательные потребности оказываются неприемлемыми;

 разъяснение существующего законодательства Российской Федерации, прав и обязанностей обучающихся.

Третье направление коррекционно-развивающей работы − создание развивающей социальной среды − реализует, как правило, социальный педагог. В качестве развивающей социальной среды могут выступить поддерживающая семья или творческая студия, сообщества в социальных сетях, которые предполагают определенные условия для самореализации, что позволит снизить вероятность проявления энергии в негативных формах активности (девиации). Социальный педагог развивает субъектность у обучающегося и создаёт развивающую социальную среду за счет включения обучающегося в социально-значимую, одобряемую и важную для него деятельность, например в волонтерскую, в исторические реконструкции, в молодежные отряды, предлагаемые Российским движением школьников, Юнармией т.д. При этом важно соблюдать принципы личной ответственности за круг своих обязанностей в деятельности, контроля за ее осуществлением, общественной оценки ее результатов [8, С. 51-53].

Одной из сфер самореализации школьников может стать досуговое пространство. Важно на основе интересов и склонностей обучающихся вовлекать их в творческие кружки, секции, как на базе общеобразовательной организации, так и в городских учреждениях дополнительного образования, при этом осуществлять контроль посещения.

Эффективно включение в продуктивно-творческую, спортивную и художественную деятельность, которая, например, предполагает съемку видеоклипов, видеоблогов, квест-чтение, робототехнику, граффити, скалолазание, фехтование, катание на роллерсерфе, сегвее, прыгание на джампере, скейтборд, лонгборд, роликовые лыжи и т.п. Здесь обучающийся имеет возможность приобрести позитивный опыт разрешения сложных ситуаций, а также реализовать ведущие потребности подросткового возраста (социальное признание, самоутверждение и самореализация) [6, С. 36-37]. Неудовлетворение этих потребностей расценивается как фактор риска формирования отклоняющихся форм поведения. В результате вовлечения обучающегося с девиантным поведением в кружковую деятельность происходит его социализация, а также формируются личностно-нравственные качества, развиваются творческие способности, коммуникативные навыки, происходит приобщение к культурным ценностям.

Таким образом, социально-педагогическая помощь детей с девиантным поведением в условиях образовательной среды является важным компонентом образовательного процесса педагогической поддержки, который заключается в создании условий для успешной социальной адаптации, сопровождаемых на основе оказания необходимой социально-педагогической помощи, способствующий более успешной подготовке к организации самостоятельной жизнедеятельности. Это система межведомственного взаимодействия специалистов социальной сферы, системы образования и других областей с обучающимся девиантного поведения и его семьей в процессе построения индивидуальной траектории его выхода из проблемной ситуации. Результатом такого взаимодействия становится успешная социализация ребёнка и его интеграция в общество.

×
×