О формировании спектра образовательных услуг ОПК и ДПО АМК. Итоги, возможности и перспективы.

Автор: Романова Екатерина Владимировна

О формировании спектра образовательных услуг ОПК и ДПО АМК.

Итоги, возможности и перспективы.

Дополнительное образование в наше время, в любой сфере, будь то преподавательская деятельность, сфера искусств, физическая деятельность… востребовано, как никогда, и это естественный процесс, связанный с потребностями рынка труда.

Рассматриваемая тема пригодиться для подготовки выпускных групп, к дальнейшей образовательной деятельности в области медицины.

На отделении повышения квалификации среднего медицинского и фармацевтического персонала и дополнительного образования, за 2020 – 2021 год произошли большие изменения в сфере обучения. Всем известно, что медицинский работающий персонал, всегда совершенствовал свои знания путем прохождения обучение на курсах профессиональной переподготовки или на курсах повышения квалификации обучаясь раз в 5 лет, при этом проходили процедуру сертификации. Профессиональная переподготовка- это освоение новой трудовой области, получение новой специальности. Курсы повышения квалификации предполагают расширить знания в области основного образования или трудовой деятельности, освоить новые формы работы, которые направлены на повышение эффективности.

С 2018 года после окончания СПО, студенты проходят процедуру первичной аккредитации. Теперь с 01.01.2021 года и для работающего медицинского персонала право осуществлять медицинскую и фармацевтическую деятельность будет подтверждать процедура периодической аккредитации.

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.11.2021 № 1081н «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов». Который вступил в силу 1 марта 2022 г. Периодическая аккредитация будет проходить в один этап, оценка портфолио. Портфолио представляет из себя отчет о профессиональной деятельности за последние пять лет, это сведения об освоении программ повышения квалификации, которые должны обеспечивать непрерывное совершенствование профессиональных навыков и расширение квалификации.

В условиях стремительного развития медицинских и фармацевтических технологий, подходов к диагностике, лечению, мониторингу и профилактике заболеваний, даже систематическое обучение по программам повышения квалификации, может оказаться не достаточным для поддержания необходимого профессионального уровня. Поэтому в соответствии с Концепцией развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в РФ с 2017, образовательная деятельность осуществляется через: Портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России.

Стало актуально и востребовано проводить обучение через портал НМО (непрерывного медицинского образования), так как была введена обязательная периодическая аккредитация для всех медработников, которая со временем обязует их, набирать баллы на портале НМО:

·        Освоение образовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность («формальное образование»), это дополнительные профессиональные программы повышения квалификации;

·        Неформальное образование, это образовательные мероприятия профессиональных некоммерческих организаций

·        Самообразование, это интерактивные образовательные модули.

Для определения трудоемкости в непрерывном образовании применяется система зачетных единиц: 1 ЗЕТ равен 1 академическому часу. Результат освоения ЗЕТ учитывается в портфолио, которое можно скачать с портала. В этом портфолио находятся данные сколько ЗЕТ набрал медработник за каждый учебный год. Учебный год у каждого сугубо индивидуальный, начинается с даты выдачи сертификата. Например, если сертификат получен 21.03.2019г, то его первый учебный год длится до 20.03.2020г.

Рекомендуемый объем обучения за пятилетний период- не менее 250 академических часов (или 250 ЗЕТ). Оптимальный график обучения в течении одного учебного года- не менее 50 академических часов (50 ЗЕТ), 36 это повышение квалификации + 14 образовательные мероприятия. При необходимости возможны незначительные отклонения в суммарной трудоемкости ежегодно осваиваемых образовательных элементов.

Хотелось бы отметить, что пока объём обучения только подводят к 250 ЗЕТ. Например, в 2022 году для того чтобы пройти процедуру периодической аккредитации, достаточно набрать 144 ЗЕТ, либо это будет одна программа на 144 часа, как было раньше, либо суммируется, 74 ЗЕТ повышением квалификации, оставшиеся 70- Образовательные мероприятия.

Процедура периодической аккредитации проходит в один этап оценка портфолио, которое медработники отправляют заказным письмом в Министерство здравоохранения в Москву.

Отделение Повышения квалификации столкнулось с большими трудностями, при возникновении новой системы…

Первая трудность возникла в том, что нужно было в короткий период разработать программы повышения квалификации для портала, которые для реализации должны были сначала пройти аккредитацию на портале, это занимало от месяца до четырех месяцев. Благодаря методисту АМК — эта проблема перестала быть проблемой, так как методист разработала программы для портала, они успешно прошли аккредитацию, на данный момент на портале НМО утверждены 35 программ для разных специальностей, которые реализовываются, как для бюджетных циклов, так и для хоз. договорных. Программы, с различным сроком освоения, начиная от 16 часов и заканчивая 288 часами. На данный момент методист продолжает работу в данном направлении, на основании заявок от главных врачей области.

Вторая проблема с которой столкнулось отделение, это формирование заявки через портал НМО, благодаря которой слушатель может считаться зачисленным в группу. Проблема состояла в том, что большое количество возрастных специалистов, которые в силу своего возраста не могли работать с ИКТ, нами были разработаны небольшие памятки, для формирования заявки на портале НМО, благодаря которым для части слушателей эта проблема исчезла, так же объясняли по телефону, как зайти, как сформировать заявку. Многие приходили и приходят к нам, мы совместно с ними разбираемся, регистрируем, формируем заявки, т.е. на данный момент это перестает быть проблемой, благодаря усилиям наших слушателей.

Третья проблема, это конечно же большая конкуренция, из-за появления НМО перед медработниками появился огромный выбор спектра образовательных услуг, теперь они могут учиться ни только в нашем колледже, как раньше, но и в других образовательных организациях России. Благодаря совместным усилиям методистов, администрации колледжа, всего педагогического состава, которые реализуют интересные занятия, с применением фантомов и ИКТ, мы стараемся быть конкурентоспособными.

Вывод. После окончания медицинского колледжа, уже у бывшего студента обучение не заканчивается, если он продолжает свою трудовую деятельность по своей специальности, он на протяжении всей своей трудовой деятельности должен будет проходить обучение непрерывно, ежегодно. Если же ему необходимо сменить свою специальность, он должен пройти курсы профессиональной переподготовки не менее чем на 256 часов.

На базе нашего отделения, в данный момент реализуются следующие программы проф. переподготовки:

1.     «Скорая и неотложная помощь», только для специальности: Лечебное дело. После окончания получают новую специальность, «Скорая и неотложная помощь».

2.     «Медицинский массаж», только для специальностей: Сестринское дело, Акушерское дело, Лечебное дело. После окончания получают новую специальность: «Медицинский массаж».

3.     «Сестринское дело в педиатрии», только для специальностей: Сестринское дело, Акушерское дело, Лечебное дело. После окончания получают новую специальность: Сестринское дело в педиатрии.

 После окончания профессиональной переподготовки выдается диплом о проф. переподготовки, который еще не является допуском к профессиональной деятельности по данной специальности, допуском является сдача первично- специализированной аккредитации, которая проходи в два этапа: тестирование и практические навыки. Первично- специализированную аккредитацию по данным специальностям так же можно сдать на базе нашего медицинского колледжа.

На данный момент методистом разрабатывается программа профессиональной переподготовки по специальности: Сестринское дело. Только для специальности Лечебное дело, Акушерское дело, Сестринское дело (если есть перерыв в работе более 5 лет), которая планируется реализоваться с сентября 2022- 2023 учебного года, также утверждена площадка для сдачи аккредитации по данной специальности.

Спасибо за внимание!

 

 

×
×