Методическая разработка повторительно-обобщающего урока по теме «Древний мир» (Урок проводит дублёр)

Автор: Чучвара Тамара Иосифовна

Методическая разработка

 повторительно-обобщающего урока  по теме «Древний мир»

(Урок проводит дублёр)

Автор: Чучвара Т.И., преподаватель истории ГБПОУ РО «Новочеркасский геологоразведочный колледж»

Аннотация

Методическая разработка повторительно-обобщающего урока  по теме «Древний мир» ставит цели: углубить знания студентов по истории Древнего мира, способствовать формированию общих компетенций.

Актуальность методической разработки  обусловлена, с одной стороны, большим интересом студентов к теме. Так как цивилизации Древнего мира позднее стали основой для возникновения европейской цивилизации, и оказали огромное влияние на развитие средневекового, а, следовательно, и современного мира. Знание истории древней Греции и древнего Рима помогает личности осознать себя в культуре и истории.

Актуальность методической разработки обусловлена рядом причин: подготовка и проведение такого урока дает возможность углубить и расширить знания, апробировать приобретенные обучающимися умения и навыки; урок  стимулирует развитие интеллектуальной, волевой, эмоциональной, мотивационной сфер личности, отношений партнерства.

Данное занятие проведено в форме ролевой  игры,   что позволяет в большей степени раскрыть потенциальные познавательные возможности студентов. Занятие предназначено для студентов первого курса специальностей технического и естественнонаучного профилей. Применяются интерактивные методы обучения и информационные технологии.

Методическая разработка предназначена для преподавателей истории.

Содержание

 

Пояснительная записка

3

1.                   

План урока

4

2.                   

Конспект урока

9

 

Список использованных источников

18

 

Пояснительная записка

Совершенствование процесса обучения истории невозможно без организации полноценной познавательной деятельности. Как известно, главной движущей силой познавательной деятельности является интерес. Творческий поиск новых путей в обучении истории помогает зажечь искорку интереса в глазах обучающихся, делает процесс обучения посильным и радостным.

Повторительно-обобщающий урок  по теме «Древний мир» был проведен в колледже в рамках Дня самоуправления, посвященного Дню учителя.

Новоиспеченные педагоги – студенты – геологи группы ГР 2-1 Кислицкая Е. С., Луцева А. П., Сизякина А. А. провели урок по теме «Древний Рим» в группе будущих буровиков БН 1-1.

Преподаватели-дублёры проявили ответственность за студентов и за проведение урока на должном уровне. Они показали, что хорошо ориентируются в теме, контролировали ситуацию в группе, сделали урок интересным для первокурсников  и полезным для себя.

Актуальность методической разработки обусловлена рядом причин. Во-первых, студентов старшекурсников важно реализовать свой потенциал не когда-то в будущей жизни, а в настоящем времени. Поэтому уже сегодня нужно создать условия успеха, помочь им обрести уверенность в своих силах. в том числе в знании истории.

 Во-вторых, каждый молодой человек ощущает необходимость в установлении дружественных и деловых отношений не только со сверстниками, но и студентами первого курса.

Этот урок как раз и обеспечивают удовлетворение потребности в разных видах совместной деятельности и общении студентов. 

В-третьих, урок, обеспечивает педагога многообразием моделей организации учебно-воспитательной работы, которые могут всецело удовлетворять познавательные и коммуникативные потребности студентов.

 В-четвертых, подготовка и проведение такого урока дает возможность углубить и расширить знания, апробировать приобретенные обучающимися умения и навыки. 

Урок  стимулирует развитие интеллектуальной, волевой, эмоциональной, мотивационной сфер личности, отношений партнерства.

Все виды работы на уроке имели доступную и привлекательную форму, вызвали интерес обучающихся. Предложенный состязательный вариант урока достаточно эффективен в целях  повторения и  закрепления пройденного материала. Он позволяет студентам, не обладающих хорошими знаниями, проявить себя, так как в ходе игры незаметно для себя они увлекаются, активизируются, ведь никому не хочется занять положение отстающего. В ходе состязания студенты легче запоминают материал: имена, географические названия, факты и события. Такое занятие способствует развитию чувство коллективизма. У студентов, проводивших урок, развитию ответственности за порученное дело. И, конечно, урок, проведенный в предложенной форме,  вызывает  у всех участников  только положительные эмоции.

Урок способствует успешному развитию, обучению и воспитанию студентов.

Актуальность методической разработки  обусловлена, с одной стороны, большим интересом студентов к теме. Также цивилизации Древней Греции и Древнего Рима позднее стали основой для возникновения европейской цивилизации, и оказали огромное влияние на развитие средневекового, а, следовательно, и современного мира. Знание истории древней Греции и древнего Рима помогает личности осознать себя в культуре и истории.

Цели и задачи урока:

·                     Способствовать развитию коммуникативных качеств обучающихся

·                     Приобщать молодежь к культурно-историческому наследию древних цивилизаций

·                     Воспитывать уважительное отношение к обычаям и традициям других стран и народов

·                     Способствовать развитию коммуникативности обучающихся

·                     Развивать интеллектуальный и творческий потенциал личности

Проведение такого  урока способствует формированию познавательного интереса к учебной дисциплине «История». Выбор содержания, методов и формы обусловлен особенностями возраста и уровня подготовки обучающихся.

Разрабатывая задания, учитывался тот факт, что для многих обучающихся «стартовой площадкой» для саморазвития личности является познавательный интерес. Поэтому содержание и форма его подачи должны быть такими, чтобы студент убедился в его интересности, личной или социальной полезности, значимости для учения, для самовыражения и самоутверждения.

За основу выбрана коммуникативная системно-деятельностная модель организации урока. Использованы метод игровых эмоциональных ситуаций, метод практических действий, а также методы стимулирования и мотивации деятельности. Указанные методы позволяют «погрузить» участников в среду, включить их в деятельность, что соответствует их возрастным особенностям и потребностям.

Для достижения цели очень важно создание благоприятной психологической атмосферы во время мероприятия: доброжелательное отношение преподавателей-дублёров и обучающихся, взаимопомощь студентов при выполнении коллективных заданий и т. п. способствуют развитию у обучающихся интереса к совместной деятельности.

Проведение урока способствует  формированию общих компетенций.

Методическая разработка содержит материалы, которые можно использовать самостоятельно для активизации деятельности студентов на уроках по истории древних цивилизаций.

  Проведение повторительно-обобщающего урока по истории Древнего мира с привлечением студентов старшего курса,  ставило целью  повысить интерес студентов к истории в целом и к одному из  ее интересных периодов.

Подготовленные конкурсные задания позволили ближе познакомиться с яркими историческими фактами, обогатить свои знания и глубже усвоить материал темы.

             Состязательный характер урока оказывает серьезное эмоциональное воздействие на студентов, содействует возрастанию их интереса, как к самому предмету, так и к конкретным личностям, оставившим свой след в истории.

        

 

План урока

Тип урока: повторительно-обобщающий

Метод: урок проводит дублер.

Историческая игра

Формы познавательной деятельности:

·         индивидуальные

·         фронтально-индивидуальные

·         индивидуально-групповая

·         межгрупповая

Оборудование урока: телевизор, компьютер, в/ф «Древняя Греция», электронные презентации.

I.            Подготовительный этап

За неделю до проведения урока преподаватель объявляет тему урока. Форму организации урока, распределяет студентов по командам. Подбор преподавателей –дублеров,  Подбор участников игры. В игре участвуют:

·         ведущие – два студента старшего курса;

·         три команды студентов первого курса;

Участники команд выбирают капитанов. Преподаватель готовит конкурсные задания командам.

Подготовительный этап предполагает и самостоятельную поисково-исследовательская деятельность студентов по истории Древних цивилизаций.

1.      Всем студентам дается опережающее домашнее задание: изучить материал учебника        Сахаров А.Н., Загладин Н.В. История с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс. Базовый уровень Учебник. — М.: Русское слово — учебник, 2019.

2.       История. Всеобщая история. Базовый и углублённый уровни: учебник / Волобуев О.В., Митрофанов А.А., Пономарев М.В. – 8-е изд., испр. – М. : Дрофа, 2019. – 237, [3] с. : ил., карт., 32 с. цв. вкл. – (Российский учебник).

Познакомиться с дополнительной литературой и интернет-источниками по теме урока.

Преподаватель проводит консультации, оказывает помощь в подборе литературы.

Ход урока

              Для преподавателя это:

·         Разработка плана,

·         подготовка конкурсных заданий,

·         оформление кабинета истории,

·          проведение индивидуальных и групповых консультаций,

·         подбор дублёров,

Цели:

·         углубить и закрепить знания студентов по истории Древнего мира, продолжить развитие интереса к предмету истории как таковому;

·         продолжить выработку у студентов основных навыков и умений, формировать навыки самостоятельной работы, умения быстро ориентироваться в смене видов деятельности;

·         воспитывать чувство коллективизма и ответственности при работе в команде за себя и за группу

Цели:

1.      стимулировать развитие глубокого и устойчивого интереса к истории Древнего мира

·         Характеризовать отличительные черты цивилизаций Древнего мира

·         Объяснять и применять в историческом контексте понятия полис, демократия, колонизация, эллинизм.

·         Давать сравнительную характеристику политического строя полисов (Афины, Спарта).

·         Объяснять и применять в историческом контексте понятия патриций, плебей, провинции, республика, империя, колонат.

·         Раскрывать причины военных успехов Римского государства, особенности организации римской армии.

·         воспитывать уважение к историческому наследию древних цивилизаций;

·         Расширять кругозор обучающихся

·         Развивать творческие способности обучающихся, создавать условия для их самовыражения

·         Способствовать развитию коммуникативных качеств обучающихся

·         Приобщать молодежь к культурно-историческому наследию России

·         Воспитывать уважительное отношение к обычаям и традициям других стран и народов

·         Способствовать развитию коммуникативности обучающихся

·         Развивать эстетическое восприятие и чувство прекрасного

·         Активизировать творческую и интеллектуальную деятельность участников мероприятия

личностные результаты:

                     становление гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

                     сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

                     толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

метапредметные результаты:

                     умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;

                     владение навыками познавательной, учебно-исследовательской деятельности, применению различных методов познания;

                     умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий;

•          умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

предметные результаты:

формировать навыки владения комплексом знаний об истории Древнего мира, представления об общем и особенном в мировом историческом процессе; знать смысл понятий и терминов по теме урока

 

Ход урока:

Конспект урока

Преподаватели студенты:

1.                 Екатерина Сергеевна — ведущая

2.                 Анастасия Павловна – судья (ареопаг)

3.                 Ангелина Анатольевна — ведущая

 

I.                  Организационное начало.

Здравствуйте! Мы  студенты группы ГР 2-1

 Меня зовут Екатерина Сергеевна

Здравствуйте! Ко мне можно обращаться Ангелина Анатольевна

Высшим судьей сегодня будет  — Анастасия Павловна

II.              Сообщение темы и цели урока

Ведущая Кислицкая Екатерина Сергеевна: Сегодня мы проведем повторительно-обобщающий на тему «Древний мир». История древнего мира – это одна из интереснейших страниц истории человечества. Античные государства сыграли выдающуюся роль в мировой истории: впервые в области экономики, политики, социальных отношений, государства, права, культуры сложились и развились такие отношения, были сформулированы такие концепции, понятия, идеи, которые составили основу европейской цивилизации и которым вообще была уготована долгая жизнь в мировой истории и культуре. Вы изучали историю и познакомились  со многими людьми, событиями и явлениями, которые происходили в далёком прошлом. Все они, хотя и так далеки, но удивительно интересны для нас, т.к. мы – жители одной планеты. Надеемся, что   вы сегодня покажете свои знания и докажете, что знаете историю древнего мира, умеете в ней разбираться и, тем самым, проявляете к ней своё уважение.

Ведущая Сизякина Ангелина Анатольевна

История Древнего Рима поражает нас своим разнообразием и обилием ярких страниц. Великие политики и полководцы, учёные и деятели искусств оставили нам в наследство свои жизни, труды, изречения и наконец, мечты. Древний Рим был богат на политических деятелей, учёных, поэтов и писателей, которые оставили после себя огромное наследие мудрых изречений, великих изречений и оглушительных неудач.

Наш урок пройдет в форме  игры и состоит из нескольких этапов. На каждом этапе вам буду даваться разнообразные задания как коллективные, так и индивидуальные, задаваться вопросы. Ваша задача: в течение 30 секунд обсудить ответ в своей команде и затем дать этот ответ. Если вы знаете ответ заранее, вы можете дать досрочный ответ. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. За неполный ответ или дополнение команда получает 1/2 балла. Все ваши ответы и баллы будет фиксировать ареопаг в лице Грецевой Анастасии Павловны. В конце игры будут подведены итоги: определены командные места, также выставлены оценки.

Екатерина Сергеевна

 Задание 2

Объясните выражение

«Ганнибалова клятва»

«Жребий брошен! Перейти Рубикон!»

«Хлеба и зрелищ»

«Пиррова победа»

«Со щитом или на щите»

«Гуси Рим спасли»

«И ты Брут!»

Горе побеждённым

Задание 3

ИГРА «Да – или –Нет»

Ангелина Анатольевна

Игра заключается в том, что нужно либо согласиться с утверждением, либо опровергнуть.

Поднимаем руки и отвечаем.

Я утверждаю, что:

1.      Ромул стал первым царём Рима  — Да

2.      Вторая война Рима с Карфагеном закончилась поражением Рима – Нет

3.      Школа по-гречески значит «досуг» — Да (досуг беседы с мудрецами-философами о разных науках)

4.      Существуют высшие учебные заведения, названия которых в переводе с латинского означают «вселенная», «мир», «весь свет» — Да  (это университеты, образованные от латинского слова «универсум»)

5.      В Древней Греции педагогами называли тех, кто учил  — Нет  (педагогом назывался раб, который отводил ребенка в школу и следил за его поведением)

6.      Республика – в переводе с латинского обозначает «Общественное дело»  — Да 

7.      Плебеи могли стать консулами — Да 

8.      «Вето» по-латински «разрешаю» – Нет

9.      В Риме, как и в Греции, платили деньги за исполнение должностей – Нет

10.  Выбирали 2 консулов — Да 

11.  Выборы проходили на Марсовом поле — Да 

12.  Один консул был главнее другого – Нет

Задание 2

Убеждаюсь, что знания ваши обширны и прочны, но чтобы окончательно в этом убедиться, предлагаю закончить

крылатое выражение, которое  пришло к нам из античности:

«Бойся данайцев, дары приносящих»

«Ящик Пандоры»

«Олимпийское спокойствие»

«Сизифов труд»

Пришёл, увидел, победил

«В здравом теле — здравый дух!»

 

Задание 4

Установите соответствие:

Оценивание: 1 правильный ответ – 1 балл

Определение

Понятие

1.       

Античный город-государство. 

1.       

Архонт

2.       

Древнейшие цивилизации Греции. 

2.       

Ареопаг

3.       

Верховный правитель в Афинах

3.       

Патриции

4.       

Совет глав родов Афин

4.       

Критская и Микенская

5.       

Рабы Спарты

5.       

Консул

6.       

Глава Римской республики

6.       

Полис

7.       

Потомки основателей Рима

7.       

Народный трибун

8.       

Должность в Риме, которую занимал плебей

8.       

Илоты

Ответы:

 

1-6

2-4

3-1

4-2

5-8

6-5

7-3

8-7

 

 

«Египтяне»

Установите соответствие:

 

Исторический деятель

 

Государство

1.       

Конфуций

1.       

Греция

2.       

Диоген

2.       

Израильское царство

3.       

Хаммурапи

3.       

Китай

4.       

Соломон

4.       

Вавилон

Ответы:

1-3

2-1

3-4

4-2

«Египтяне»

1.      Установите соответствие:

 

Изобретение

 

Государство

1.       

Деление часов, минут на и60 частей, окружности на 360

1.       

Греция

2.       

Игра в шахматы

2.       

Вавилон

3.       

Самое большое оборонительное сооружение

3.       

Египет

4.       

Пирамиды

4.       

Индия

5.       

Олимпийские игры

5

Китай

Ответы:

1-5

2-4

3-5

4-3

5-1

Ареопаг подсчитывает баллы, заработанные командами.

Выявляется победитель. Все члены победившей команды получают по 2 «пятерки». Команда, проигравшая, получает по 1 «пятерке».

Заключительное слово ведущего: итак, можно отметить, что студенты первого курса проявили не только интерес к истории древней Греции и Рима, но и продемонстрировали хорошие знания.

Подведение итога урока. Преподаватель благодарит преподавателей-дублеров за проведенный урок.

 

Заключение

Повторительно-обобщающий урок – одна из форм контроля знаний студентов.

Возможно, проведение урока с привлечением в качестве преподавателя студентов,  требует большей подготовительной работы со стороны преподавателя.

Но это стоит того, потому что дублеры смогут проявить лидерские качества, понять, насколько непрост труд преподавателя, а может и задуматься о выборе педагогической стези. Кроме того, преподаватель, дублеры и первокурсники  в ходе подготовки и проведения урока лучше узнают друг друга с новой стороны, и это позволяет сделать коллектив более сплоченным.

Список использованных источников

 

1.      Сахаров А.Н., Загладин Н.В. История с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс. Базовый уровень Учебник. — М.: Русское слово — учебник, 2019.

2.      История. Всеобщая история. Базовый и углублённый уровни: учебник / Волобуев О.В., Митрофанов А.А., Пономарев М.В. – 8-е изд., испр. – М. : Дрофа, 2019. – 237, [3] с. : ил., карт., 32 с. цв. вкл. – (Российский учебник).

3.      Годер Г.И. Задания и задачи по истории древнего мира. М., 1996.

4.      Драхлер А.Б. Всеобщая история. (Вопросы к олимпиаде). М., 2002.

5.      Кишенкова О.В., Короткова М.В. История для любознательных. В 2-х кн. Кн.1. М., 1996.

6.      Литвинов А.В. История становится ближе. М., 1996.

7.      Рыжов К. Все монархи мира. Древняя Греция. Древний Рим. Византия. М., 1998.

8.      Смирнов С.Г. Задачник по истории древнего мира. М., 1994.

9.      Федорова Е.В. Императорский Рим в лицах. М., 2002.

10.  Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до начала ХХ  века. 10 – 11 классы 2-е изд. М.: Дрофа, 2004.

 

http://www.istorya.ru/  — ИСТОРИЯ. РУ. История России. Всемирная, мировая

http://www.ancientrome.ru/  — История Древнего Рима. http://www.hrono.ru/index.sema  — ХРОНОС — всемирная история в Интернете.

httр://www.kulichki.com/~gumilev/HE1 — Древний Восток httр://www.hе1lаdоs.гu — Древняя Греция

http://ru.wikipedia.org — Википедия: свободная энциклопедия

SYL.ru: https://www.syl.ru/article/358524/den-samoupravleniya-v-shkole-interesnyie-idei-organizatsii-meropriyatiya

 

 

 

 

 

 

×
×