Использование мнемотехники в формировании связной речи детей с ТНР.

Автор: Кривошеева Светлана Владимировна

Правильная речь является важнейшим условием всестороннего, полноценного развития детей. Богатый словарный запас и грамматически  правильно построенная речь ребенка, помогают ему высказывать свои мысли, познавать окружающий мир, передавать в словесной  форме впечатления от увиденного.

     В нашем детском саду ,у всех детей  «речевые диагнозы» У таких детей  ,с диагнозом ТНР -недостаточен словарный запас. Часто на поставленный вопрос, дети дают односложные краткие ответы, испытывают затруднения в описании тех или иных явлений и предметов. На занятиях по развитию речи   большое затруднение  у детей вызывает пересказ содержания художественных произведений или заучивание стихотворений.

    По наблюдениям  причиной речевых трудностей  являются:

-злоупотребление «общением» детей  с  современными гаджетами : телефонами и компьютерами ;

-родители и другие окружающие ребенка взрослые  не уделяют достаточного  внимание беседам с детьми, чтению художественной литературы и.т.д. ;

-многие родители не могут и не хотят организовывать деятельность детей: посещать музеи, выставки, театры, осуществлять совместные игры или другие виды деятельности. ;

-не достаточно хорошо выполняют рекомендации воспитателей и логопеда и закрепление пройденного материала.

     Проанализировав   результаты  диагностики детей моей старшей группы,  обратила внимание на проблемы  в развитии связной речи: односложная речь, состоящая только из простых предложений, неумение построить грамматически правильное распространенное предложение, неспособность доступно и грамотно формулировать вопросы, строить краткие или развернутые ответы, неумение строить диалог на предложенную тему в сюжетном, описательном  рассказе.

Для решения выявленных проблем я приступила к осуществлению воспитательно -образовательной работы по формированию  у детей связной речи.

     В своей педагогической деятельности, в процессе ознакомления  с окружающим миром, составления описательных рассказов, пересказов художественных произведений  ,заучивание произведений опорой служат мнемотаблицы, так как они обеспечивают эффективное усвоение ребенком информации об окружающем мире, успешное запоминание структуры повествования, воспроизведение полученных знаний, а также развитие связной речи.   Для занятий , где нужно что-то запомнить  я использую мнемотаблицы  , так же для составления описательных рассказов по темам (овощи, фрукты, посуда, животные и т..д.),заучивания стихов, пословиц, скороговорок.

     Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого   предмета, установить  последовательность  изложения выявленных признаков, обогащают словарный запас детей.

       В старшей группе  на занятиях и в свободной деятельности начала использовать методику Л.Е Белоусовой, которая предлагает  детям самим зарисовывать символы в предложенную ею схему-модель. Им были предложены загадки для разгадывания, отгадки которых они раскрашивали. Впоследствии  дети осуществляли первые попытки самостоятельного рисования мнемотаблиц к художественным произведениям. Дети рисовали мнемотаблицы «времена года» в зависимости от сезона по представлению   и составляли описательные рассказы  по данной теме.

      В подготовительной к школе группе дети самостоятельно придумывали сюжет, рассказы по лексическим темам «Транспорт», «Животные», «Растения», «Птицы». Опорные схемы применялись не только при заучивании стихотворений, пословиц ,поговорок (семья, труд, здоровый образ жизни, времена года), но и при пересказывании текстов. Они  активно использовались как предварительная работа при драматизации сказок  «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Муха-цокотуха», «Петух да собака»

                           В своей работе я использовала словесные методы (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа), наглядные (иллюстрация, демонстрационные).   Опыт использования мнемотаблиц  в развитии связной речи детей показал эффективные результаты: постепенно  укрепилась память детей стала более «цепкой», дети лучше запоминают тексты. Они с интересом заучивают стихи, передают содержание художественных произведений, придумывают новые сюжеты, истории.

 Таким образом, в результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц:

·        Пополняется  словарный запас, расширяются знания об окружающем мире

·        Появляется  интерес к пересказу художественных произведений, составлению описательных рассказов,

·         Дети легче воспринимают  зрительную информацию, сохраняют её в памяти и воспроизводят.

 

×
×