ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ.

Автор: Ольга Александровна Козлова

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ  КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ.

 

Учащиеся коррекционной школы — это дети со стойким нарушением познавательной деятельности вследствие органического повреждения головного мозга.  Они медленно включаются в учебный процесс, тратят значительное количество времени на понимание цели учебной деятельности, с трудом выполняют задания, требующие проявления самостоятельности.

Учащиеся не умеют переносить полученные знания, умения и навыки с одного учебного предмета на другой, затрудняются в применении знаний в повседневной жизни.

 Для того чтобы решить данные проблемы, повысить интерес детей с ограниченными возможностями здоровья к учёбе и окружающей жизни,  способствовать снятию перенапряжения, утомляемости обучающихся за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе уроков,  используется  технология  интегрированного обучения.

Большинство исследователей и учителей-практиков сходятся в том, что интеграция учебных предметов в начальной школе не только возможна, но и желательна.

 В качестве основного аргумента  в пользу интегрированного обучения выдвигается то, что ребёнок воспринимает действительность  целостно, не дифференцируя детали.

Облегчает проведение интегрированных уроков и то, что учитель начальных классов ведёт в классе все предметы или большую их часть.

Главной особенностью интегрированного урока является то, что такой урок строится на основе какого-то одного предмета, который является главным. Остальные, интегрируемые с ним предметы, помогают шире изучить его связи, процессы и возможность применения полученных знаний на практике. Структура и содержание урока при этом не меняется.

Интегрированные уроки  строю  на объединении достаточно близких областей знаний.  Литературное чтение,  речевая практика, русский язык, трудовое обучение,  математика, изобразительное искусство имеют общие для каждого из них цели, не нарушает принципов диалектики. 

                  Таблица1

Виды интеграции учебных предметов в начальных классах

Тема

Межпредметные связи

Реализация межпреметных связей

Слоги прямые и обратные. Составление и чтение слогов Ом-мо. Чтение по букварю

Письмо слогов: ом-мо. Упражнения в написании.

Литературное чтение, русский язык ( 1 класс)

Составление предложений по странице букваря, деление на слоги, письмо слогов

Повторение пройденных звуков, букв

Лепка по образцу букв на подложке

Литературное чтение

 Ручной труд ( 1 класс)

Составление из букв разрезной азбуки слогов, слов

Лепка букв

 «Декабрь. Музыка зимы.

Зимние изменения в природе

«Мир природы и человека», «Музыка» ( 2 класс)

 

расширить представления детей  о сезонных изменения в  неживой и живой природе с наступлением зимы, учить слушать музыку, понимать ее настроение и замысел композитора

«Зима в лесу» по И. Соколову-Микитову

Дикие животные Белозерского района.  Лось .

Внешний вид, пища, повадки.

Литературное чтение, Мир природы и человека ( 4 класс)

Составить рассказ по картине

«Волшебница зима» и вопросам.

Записать рассказ «Лоси» по плану.

 Изменения в природе осенью

Составление по образцу композиции «Отлёт птиц»

Мир природы и человека

Ручной труд ( 1 класс)

    Формировать представление о сезонных изменениях в природе     

Придумать сюжет с помощью учителя, выполнить его по представлению.

Домашняя птица: гусь

Меры длины

Мир природы и человека,

Математика ( 4 класс)

Ознакомление с домашней птицей, внешний вид, повадки, пища, польза. Меры длины

 

На интегрированных уроках  умственно отсталые дети работают сравнительно легко и с интересом усваивают обширный по объему материал.

Интеграция на уроках в начальных классах коррекционной школы позволяет:

— развивать воображение, внимание, память, мышление детей с ограниченными возможностями здоровья;

— формировать познавательные интересы обучающихся средствами самых различных учебных предметов;

— осуществлять творческое сотрудничество между учителем и учащимися, результатом которой  могут быть рисунки, поделки;

— повышать уровень знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий;

— широко применять дидактический материал и средства наглядности;

— эмоционально развивать учащихся, основываясь на привлечении  живописи, лепки, литературы;

— снимать утомляемость за счёт переключения с одного вида деятельности на другой.

 

Литература:

1. Балагурова, М. И. «Интегрированные уроки как способ формирования целостного восприятия мира ». – Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» 2004 – 2005 учебный год. G/index htm сайт UD. «Первое сентября».

2.Долженко, Г.И. Интегрированные уроки как средство развития детей с нарушениями речи. // Начальная школа, — 2000, — №12. – с. 43-46.

3. Дудникова Л.В. «Интегрированный урок как одна из эффективных форм обучения детей в коррекционной школе» {  Электронный ресурс }. Режим доступа: http://www.dudnikovalarisa.

 

 

×
×