8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

«Основные элементы стратегий поведения в педагогическом конфликте»

Автор: Гольдварг Инна Петровна

Основные элементы стратегий поведения в педагогическом конфликте

Гольдварг Инна Петровна,

старший методист МБУДО

г. Иркутска ДДТ № 1

 

Ключевые слова: стратегия, педагогический конфликт, личность человека, методы разрешения конфликта.

 

Вообще, стратегия — это целое искусство, овладев которым достигнешь определенных планов, поставленных целей и ожидаемых результатов. Прежде всего, для разрешения конфликта требуется гибкий ум и умение не поддаться на эмоциональный взрыв, который ожидают от тебя.

Решение педагогических конфликтов возможно, но только, на мой взгляд, с помощью следующих стратегий:

— компромисса, который строится на двусторонних уступках, потому что должен в результате удовлетворить все стороны конфликта;

— сотрудничества, в результате которого все стороны ищут возможные решения и приходят к соглашению, удовлетворяющего все стороны конфликта;

— избегание конфликта также важно, так как это помогает сохранить свое «я», научиться включать защитные механизмы, отсутствие которых говорит о нездоровье индивида.

Но в каждой стратегии есть плюсы и минусы, потому что разрешение педагогических конфликтов зависит от двух конфликтующих сторон, от их отношения друг к другу, от личностных особенностей педагога и учащегося. Умение прощать, понимать, слушать и слышать друг друга дано не всем взрослым, не говоря уже о ребенке, который только вступает в социальное взаимодействие со взрослым миром. Поэтому наиболее эффективными и продуктивными стратегиями в разрешении педагогических конфликтов будут компромисс и сотрудничество, в некоторых случаях и его избегание. Эти стратегии актуальны всегда, так как компромисс и сотрудничество приводят к более успешному исходу в ситуации педагогического конфликта. Применяя их, желаемый результат может быть достигнут на начальном этапе конфликта, поскольку причины педагогического конфликта поднимаются на всеобщее обсуждение и в последующем принимается решение удовлетворяющие обе конфликтующие стороны. Иногда возникают и такие ситуации, когда участник конфликта чувствует превосходство другого участника конфликта, или же значимость появившейся проблемы не столь велика для него самого. Поэтому, в исключительных случаях, следует воспользоваться стратегией избегание конфликта, которая помогает эмоционально расслабиться, но не следует забывать, что в межличностных отношениях не происходит каких-либо заметных перемен, и порой педагогический конфликт так и остается не разрешенным.

Таким образом, стратегии разрешения педагогических конфликтов зависят от самой личности человека, от её желания и стремления устранить конфликт. Успешность стратегий характеризуется тем, что происходит наиболее гуманное разрешение конфликтов, учет интересов и ценностей всех конфликтующих сторон без принуждения или соперничества.

В желании решить конфликтную ситуацию, целесообразно применить метод убеждения, потому что, при правильно подобранных словах, включает в себя систему доводов, которые обосновывают выдвигаемые пожелание, предложение. Обычно убеждение ведет к изменению взглядов учащегося, а значит, и мотивационной основы его поведения, но только при условии, что ученик стремится понять и осознать то, что ему говорят, размышляет и приходит к определенным выводам. При этом выводы могут быть сделаны как самостоятельно, так и вслед за убеждающим, но оно не присваивается в готовом виде, а основано на осмысленном принятии человеком каких-либо сведений или идей, на их анализе и оценке. 

Применяя метод «убеждение» учителю необходимо помнить о формуле «Понято Пережито Принято Сделано». Так как это помогает «достучаться» до учащегося только в следующем случае, если: информация изложена доступно, вызывает эмоциональную реакцию, вызывает согласие с приведенными фактами и аргументами, и принятием или изменением взглядов, отношений, поступков.

В процессе убеждения педагог не должен забывать, что беседа с учеником включает тезис, аргументы и демонстрацию — способы доказательств. Тезис–мысль, нравственная позиция, которую нужно доказать. Аргументы-информация, с помощью которой доказывается тезис.

Бывает и так, что, приведя аргументы, мы незаметно оказываем незаметное влияние на психику и поведение ученика. Но эффективным, на мой взгляд, оно бывает при некоторых условиях, например: благоприятной обстановке, возрастных особенностях внушаемого, его индивидуальных и психологических качествах, эмоционального состояния в момент внушения, отношением к учителю, не последнее место занимает и отношение самого педагога к тому, что он внушает и его владение техникой внушения (взгляд, мимика, четкая дикция, сила голоса, интонация и паузы).

В желании разрешить конфликт, такие методы, как «убеждение» и «внушение» могут сильно помочь, поэтому не стоит ими пренебрегать. Убеждение и внушение взаимосвязаны между собой настолько, что иногда их нельзя разделять или разделить, потому что обладают общим свойством — словом. Коммуникативное воздействие на сознание ученика должно быть комплексным, т.е. убеждение должно иметь внушающий характер, а внушение должно быть убедительным. И убеждение, и внушение, на мой взгляд, воздействуют как на сознание, так и на чувства учащихся. Отличие между этими методами заключается в том, что убеждение не имеет косвенной формы и не может формулироваться кратко в виде команд и приказов.

Но, если же ученики не понимают и не принимают позицию педагога, ему не следует делать поспешные негативные выводы об уровне их развития и воспитанности. Учитель должен понять, удалось ли ему соприкоснуться с проблемами, волнующими его подопечных, и проанализировать качество реализации им условий эффективного применения убеждения и внушения в педагогическом процессе.

 

 

Источники:

1.              Педагогические конфликты в школе: [учеб. пособие] / М. В. Клименских, И. А. Ершова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал, федерал, ун-т. — Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2015. — 76 с.

2.              Стратегия поведения в педагогическом конфликте. Курс лекций. — Москва: Педкампус.  -16 л.

3.              Стратегии разрешения педагогического конфликта URL: https://studopedia.ru/2_125340_strategii-razresheniya-pedagogicheskogo-konflikta.html (дата обращения: 16.08.2021)

4.              Стратегии разрешения конфликтов в деятельности педагога. – URL: https://studref.com/447628/pedagogika/strategii_razresheniya_konfliktov_deyatelnosti_pedagoga (дата обращения: 16.08.2021)

5.              Педагогические конфликты и способы их разрешения. М: URL: https://balaevata.sch7-pav.ru/index.php/dlyavas/pedagogam/42-pedagogicheskiekonfliktyisposobyikhrazresheniya (дата обращения: 16.08.2021)

×
×