Автор: Мерзликина Нелли Ивановна
Развитие математической грамотности на уроках математики.
Предмет «Математика» играет важную роль в развитии функционально грамотной личности в начальной школе. Его содержание направлено на формирование функциональной грамотности и основных компетенций. Математика является для младших школьников основой всего учебного процесса, средством развития логического мышления обучающихся, воображения, интеллектуальных и творческих способностей. Таким образом, функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. И задача современного образования – такую личность воспитать.
Думаю, не ошибусь если скажу, что каждому учителю хочется , чтобы учащиеся на уроке были активны, чтобы ученик мог определять и понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные математические суждения и использовать математику для обоснования и решения жизненных ситуаций и проблем. Я всегда хочу добиться обратной связи, которая позволяет понять, как усваивают материал учащиеся, есть ли ошибки. Конечно, чтобы учащиеся стали работать, «тянуть руки», на уроке должно быть интересно. Я стараюсь заразить ребят своей эмоциональностью, передать свой положительный заряд, который приведет ребят к активной деятельности. На уроке математики учитель должен научить ребят формулировать проблемы на языке математики; решать проблемы, используя математические факты и методы; анализировать использованные методы решения; интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы; а также развивать мышление, быстроту реакции, виды памяти, воображение и т. д. По возможности стараться на уроке обратиться к каждому ученику по несколько раз.
В своей педагогической деятельности я применяю игровые моменты на уроке. Но в настоящее время я пришла к выводу, что одним из главных условий осуществления деятельности, достижения определенных целей является мотивация. А в основе мотивации лежат потребности и интересы личности. Значит, чтобы добиться каких-либо успехов в учебе, необходимо сделать этот процесс желанным. Лучше усваиваются те знания, которые ребенок хочет получить. Исходя из опыта я думаю что :
— в уроке должны быть продуманы все этапы, «вливаясь» один в другой,
— ученики должны понимать, зачем они выполняют то, или иное задание.
— чтобы учащиеся хорошо поняли новый материал, учащихся необходимо готовить к восприятию нового.
— все что говорит учитель желательно «подкреплять» наглядностью.
— еще главное условие при объяснении нового, ребята должны стать «партнерами» учителя. (приводить примеры, рассуждать, делать выводы)
— конечно, на уроке должно быть интересно, а интересно тогда, когда ты участник процесса.
— мотивация учебной деятельности, непростая задача, но учитель должен раскрыть значимость изучения данного материала, пробудить их интерес, желание узнать, понять, применить.
Чтобы заинтересовать учащихся я использую следующие приемы и материалы:
1.Решение задач с практическим содержанием, связанные с реальной жизнью детей. .
2.Решение задач, требующих расширение знаний по теме.
3.Проведение исследовательских, лабораторных и практических работ с использованием рисунков, чертежей, таблиц и т.п.
4 Задачи занимательного характера, ребусы, кроссворды, фокусы.
5. Исторические задания, например, как учились наши предки, какие «запоминалки» они использовали.
6. Часто я заданиями, вопросами «подвожу» учащихся к теме, а ребята сами формируют название темы, говорят, над чем будем работать на уроке.
Развивая логическое мышление школьников, предлагаю ребятам решать нестандартные задачи, которые требуют повышенного внимания к анализу условия и построения цепочки взаимосвязанных логических рассуждений. Они позволяют рассматривать объект с разных точек зрения, учат анализу, синтезу, оценочным суждениям, воспитывают внимание, способствуют развитию познавательного интереса и активности учащихся. Нетрадиционные формы уроков позволяют сделать математику более доступной и увлекательной, привлечь интерес всех учащихся, привлечь их к деятельности, в процессе которой приобретаются необходимые знания, умения и навыки. Нестандартные уроки повышают эффективность обучения, предполагают творческий подход со стороны учителя и ученика: урок-соревнование; урок-игра; урок-путешествие; урок-практикум; урок-лекция; урок-консультация; урок-исследование.
Активизируя познавательную деятельность обучающихся, в своей работе использую проблемное обучение, ставлю перед учащимися маленькие проблемы, вопросы и старание совместно с ними найти ответ на вопрос, в результате чего происходит творческое овладение нужными знаниями, умениями, навыками, тем самым развивать логическое мышление и творческие способностей учащихся.
Постепенно стараюсь включать комбинаторные задачи. Решение таких задач дает возможность расширять знания учащихся о самой задаче, например, о количестве и характере результата (задача может иметь не только одно, но и несколько решений – ответов или не иметь решения), о процессе решения (чтобы решить задачу, не обязательно выполнять какие – либо действия). Также ребята знакомятся с различными методами решения задач. Метод перебора, решение задач с помощью таблиц, графов, схемы-дерева. Решение комбинаторных задач способствует развитию такого качества мышления, как вариативность. Под ней понимается направленность мыслительной деятельности ученика на поиск различных решений задачи в случае, когда нет специальных указаний на это». Сложность комбинаторных задач заключается в том, что при их решении должна быть выбрана такая система конструированного перебора, которая давала бы полную уверенность в том, что рассмотрены все возможные случаи (без повтора комбинаций). Перебор всегда осуществляется по какому-либо признаку.
Одним из эффективных средств активизации познавательной деятельности являются математические задания, предлагаемые в занимательной форме с элементами соревнования. Они не только позволяют проверить умения учащихся выполнять математические действия, анализировать, сравнивать, подмечать закономерности, но и значительно повысить интерес к математике.
Далеко не всем учащимся легко дается математика, поэтому необходимо на уроке нужно создавать благоприятную, доброжелательную психосферу. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, «слабый» ученик чувствует поддержку товарищей, действовать вместе, на равных, взаимно необходимо. Очень важным является интерактивное — диалоговое обучение. Интерактивный – включенный в действие, взаимодействующий, находящийся в состоянии (режиме) беседы, диалога с чем-либо (компьютером) или кем-либо.
Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого очень я стараюсь развивать зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом). Каждое средство обучения имеет свои дидактические функции, свои возможности использования – отсюда следует и комплексное использование всех видов наглядности. Если слово учителя подкреплено хорошо продуманным зрительным образом, если на помощь приходят разнообразные средства, то урок становится живым и интересным для каждого ученика.
Как любой учитель я стремлюсь к тому, чтобы каждый ученик получил как можно больше знаний. Конечно же я понимаю, что уровень образованности, а тем более в современных условиях, нельзя определить через объем знаний. А вот компетентностный подход в образовании требует от учеников умения решать проблемы разной сложности, основываясь на имеющиеся знания. Этот подход ценит не сами знания, а способность использовать их. Компетентностный подход помогает научиться ученикам самостоятельно действовать в ситуациях неопределенности в решении актуальных проблем. Для реализации компетентностного подхода в обучении я регулярно задаю ученикам вопросы: «Где в жизни вам пригодятся эти знания и умения?»; — систематически включаю в урок компетентностные задачи или задания на применение предметных знаний для решения практической задачи, а также задачи на ориентацию в жизненной ситуации. Практические задачи или задачи, связанные с повседневной жизнью
Научить детей трудиться и мыслить – основная задача школы; учитель должен уметь создавать творческий, деловой настрой на уроке. Требованиям современного процесса обучения и воспитания отвечает умелое применение на уроке наглядности и технических средств.
Занимательный материал по внеурочным занятиям по математике помогает мне активизировать мыслительные процессы учащихся, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, поддерживает интерес к предмету. Интересные задания помогают повысить у учащихся мотивацию к изучению предмета, развить аналитикосинтетические способности, сообразительность, математическую речь и гибкость ума.