Автор: Наталья Сергеевна Стёпина
Предметом анализа являются опорные конспекты.
Опорные сигналы, теоретический материал, механизмы памяти, особенности запоминания.
Каждого учителя волнуют вопросы: как «оживить» урок, активизировать мысленную деятельность учащихся, поддержать интерес к предмету и желание изучать его?
Здесь уместно использование опорных конспектов Ю.С. Меженко,. Они могут быть составлены в соответствии с программой, включать теоретический материал и. Но в отличие от школьных наглядных пособий они содержат знаки, конкретизирующие содержание абстрактного теоретического материала: рисунки, ключевые слова, короткие фразы. Одна из важнейших задач опорного конспекта — облегчение понимания новой информации и закрепление её в долговременной памяти.
Такая возможность наглядно представить теоретический материал служит хорошей опорой для осознания их учащимися с образным мышлением, что особенно важно в школе, где явно преобладает обучение словесное. Систематизация и логичность представления учебного материала таким образом облегчают работу всех механизмов произвольной памяти. При изучении нового материала с помощью опорных сигналов работает зрительная и слуховая память. Важно отметить, что способ запоминания не механический, а основанный на установлении смыслового понимания сигналов. При воспроизведении опорных конспектов подкючается моторная память.
В работе с опорными конспектами системно используется многократное вариативное повторение, что обеспечивает сохранение учебной информации в долговременной памяти. Такое осмысленное запоминание является альтернативой механическому заучиванию – «зубрежке».
Такой подход соответствует исследования психологов, получившим подтверждение в многочисленных экспериментах Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, Н.А. Мечинской и др., где была доказана эффективность движения от абстрактного к конкретному, сопоставления сходных понятий, а не изолированного изучения каждого из них.
Опыт может быть использован всеми учителями русского языка, стремящимися разнообразить свой урок, сделать его более запоминающимся, нестандартным и эмоциональным, способствующими более глубокому и последовательному усвоению теоретического материала.