8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

«Роль тьютора в интеграции общего и дополнительного образования на примере выездной образовательной сессии «Лесная школа»

Автор: Погорельская Наталья Павловна

Роль тьютора в интеграции общего и дополнительного образования

 на примере выездной образовательной сессии «Лесная школа»

 

Погорельская Наталья Павловна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МАОУ «Академический лицей № 95 г. Челябинска»

 

Требованиями современной образовательной политики является то, чтобы российская школа, стремясь обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, начала строить принципиально иную функциональную модель своей деятельности, базирующуюся на принципе полноты образования. Последнее означает, что в российской школе впервые базовое (основное) и дополнительное образование детей могли бы стать равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного развития каждого ребенка. 

При этом под интеграцией мы понимаем процесс объединения усилий различных педагогов в единое целое для достижения поставленной цели – создание целостного образовательного пространства как условия развития личности.

Главным требованием построения модели интеграции общего и дополнительного образования учащихся «Академического лицея № 95 г. Челябинска» является обеспечение целостности единого образовательного процесса в рамках основного и дополнительного образования школьников. Содержательная интеграция общего и дополнительного образования осуществляется с помощью перехода от совокупности отдельных программ по видам деятельности к усилению их связей между собой и с программами дополнительного образования, расширению разнообразия комплексных проектов. Эффективность функционирования данной модели обеспечивается рядом психолого-педагогических условий:

          наличие широкого выбора курсов внеурочной деятельности, что позволяет вести практически индивидуальную работу с учащимися;

          вовлечение школьников в исследовательскую работу и олимпиадную деятельность с первых лет обучения;

          использованием «сдвоенных» уроков, чередованием лекционных, семинарских и практических форм занятий;

          регулярный мониторинг индивидуальных и личностных особенностей школьников, загруженности домашними заданиями, удовлетворённости работой лицея;

          регулярная консультативно-тренинговая работа психологов, направленная на развитие самосознания и коммуникативных навыков, снижение уровня тревожности, формирование адекватной самооценки и др.

          использование современных образовательных технологий: метод проектов, исследовательский метод, технология развития критического мышления.

Еще одной из важных форм интеграции основного и дополнительного образования следует назвать сотрудничество на основе договора или соглашения лицея с учреждениями дополнительного образования детей, что также способствует сближению основного и дополнительного образования детей. Такое сотрудничество позволяет координировать планы работы, учитывать возможности школы и учреждений дополнительного образования детей в интересах личности обучающихся. Не менее важно  творческое сотрудничество с учителями-предметниками, классными руководителями, тьюторами.

Возможности лицея и учреждений дополнительного образования детей в реализации образовательных целей можно представить в таблице.

Лицей

Учреждения дополнительного образования

Обязательное обучение детей в соответствии с государственным образовательным стандартом

Добровольный выбор детьми развивающей и созидательной деятельности

Подготовка к поступлению в ВУЗ

Предоставление среды для активной самореализации, творчества, профессиональной ориентации

Взаимодействие с внешней средой

Лицей

Учреждения дополнительного образования

На основе гарантированного заказа государства (право на общедоступное  и бесплатное основное общее образование закреплено в ст. 43 Конституции РФ)

На основе спроса потребителей (самостоятельный выбор детьми интересующего их вида деятельности, определяющий необходимость изучения их интересов и постоянное обновление дополнительных образовательных услуг)

Ø  Организация взаимодействия с детьми

ШКОЛА

УДОД

На основе субъектно-объектных отношений (ребёнок выступает как исполнитель требований и задач, поставленных учителем)

На основе субъектно-субъектных отношений (неформальное содружество детей и взрослых, объединённых общими интересами и добровольным характером совместной деятельности, с учётом индивидуальных особенностей ребёнка)

 

Дополнительное образование находит особое применение в сфере развития исследовательской деятельности учащихся на базе общего образования. Научно-методическое сопровождение учебного процесса реализуется через организацию и привлечение школьников к участию в научно-исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность учащегося рассматривается как компонент его образовательной деятельности и направлена на реализацию и развитие его творческих познавательных способностей. Организация исследовательской деятельности основана на стимулировании интереса учащихся к самостоятельному поиску новой информации и осознанию значения этой деятельности для самореализации; на создании ситуаций творческого самопроектирования и реализации полученных знаний в различных жизненных ситуациях. Все лицеисты обучаются основам научно-исследовательской деятельности.

По мнению психологов, младший школьный — начало подросткового возраста является наиболее сензитивным периодом с точки зрения становления той или иной позиции ребёнка (исследовательской или репродуктивной). Учащиеся начальной школы выполняют проекты, которые защищают во внеклассной учебной деятельности в форме докладов на научно-практической конференции младших школьников «Звёзды Урала».

 Учебная деятельность учащихся средней ступени осуществляется как частично исследовательская деятельность (учебный процесс строится как ситуация поисковой исследовательской деятельности). Учащиеся 5–9 классов в течение года выступают на конференции класса, где, кроме учащихся присутствуют руководители работ, учителя, родители, и все желающие, а также представляют свои работы на муниципальных и региональных конференциях, олимпиадах.

Наиболее эффективно интеграция общего и дополнительного образования в Академическом лицее № 95 осуществляется в условиях выездной образовательной сессии «Лесная школа». Особенностью этого проекта является рациональное использование каникулярного времени  для оздоровления, отдыха, творческого, личностного и интеллектуального развития в условиях разновозрастного общения. Особая ценность данного проекта заключается в том, что детьми приобретается опыт использования  интеллектуальных инструментов, применения логических законов, навыков взаимодействия в решении проблем надпредметного содержания.

Содержательная, организационная и средовая стороны выездной образовательной сессии осуществляются в ходе совместной деятельности Академического лицея и организаций-партнёров: Ю́жно-Ура́льский госуда́рственный гуманита́рно-педагоги́ческий университе́т, Центр детский экологический, национальный парк «Зюраткуль», Ильменский государственный заповедник, музей-заповедник «Аркаим», детский оздоровительный лагерь «Солнечная поляна» и др. Этапы образовательной сессия выстраиваются в определённом порядке. Сначала ребята посещают различные лаборатории с целью определения наиболее интересных для себя тем. Затем идет распределение по разновозрастным группам, объединённым единым направлением. Кураторы-тьюторы помогают определить путь достижения цели выбранного исследования. Итогом проделанной работы является защита исследовательских проектов.

Важным условием эффективности образовательной сессии является создание открытого образовательного пространства. Цель открытого образовательного пространства — предоставить ученику множественный выбор образовательных траекторий. Открытое образовательное пространство не формирует определенный образ, а имеет целью дать опыт самоопределения, позволяет вырабатывать качества ориентации в мире образования и дальнейшей профессиональной деятельности. Помочь учащимся сориентироваться в открытом образовательном пространстве и сделать правильный выбор должен педагог-тьютор. Тьютор реформирует образовательное пространство под задачи индивидуализации образования. Это посредник между разными субъектами образовательного пространства (ученик, учитель, родители и др.).

Под педагогическим тьюторским сопровождением можно понимать такое учебно-воспитательное взаимодействие, в ходе которого ученик совершает действие, а педагог создает условия для его эффективного осуществления. В ситуации тьюторского сопровождения тьюторант (учащийся) самостоятельно разрабатывает приемлемые для себя способы обучения, выполнения работы, которые затем обсуждает с тьютором. Основной инструмент тьюторской работы — вопрос. Уместно и вовремя поставленные вопросы, умение предельно сузить или, наоборот, расширить тему, применение техники активного слушания характеризуют профессионально организованное тьюторское занятие. Технологии и методики, которые тьютор может использовать в своей работе с учащимися, — это технологии открытого образования:

          «кейс-обучение» (метод обучения, основанный на разборе практических ситуаций);

          «портфолио» (метод презентации образовательных результатов);

          «дебаты» (метод организации публичной дискуссии, в которой нужно предельно доказательно аргументировать свою точку зрения и опровергнуть противоположную) и др.

Для подростков, в силу их возрастных особенностей, особенно важны соревновательные и коммуникативные аспекты взаимодействия со сверстниками, что может стать отдельным предметом рефлексии в работе тьютора и тьюторанта. Формы работы тьютора — консультации, индивидуальные и групповые тьюториалы (семинары), образовательные события, тренинги — должны применяться с учетом возраста и возможностей тьюторантов-подростков. Тьюторское сопровождение (при реализации его в любой организационной форме) всегда носит индивидуальный адресный характер, поэтому при его осуществлении и выборе соответствующей формы, адекватной взаимодействию с конкретным тьюторантом, должны обязательно соблюдаться гибкость и вариативность.

На практике хорошо себя зарекомендовали следующие формы тьюторского сопровождения:

Индивидуальная тьюторская консультация (беседа). Это индивидуальная организационная форма тьюторского сопровождения, представляющая собой обсуждение с тьютором значимых вопросов, связанных с личным развитием и образованием каждого учащегося.

Групповая тьюторская консультация На этих занятиях реализуется тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ школьников со схожими познавательными интересами. Педагог-тьютор одновременно осуществляет несколько видов работы: мотивационную, коммуникативную и рефлексивную. Тематику предстоящей тьюторской консультации желательно обсуждать вместе со всеми тьюторантами в группе. С одной стороны, это создает атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества во время проведения самой консультации, а с другой — обеспечивает её продуктивность.

Тьюториал (учебный тьюторский семинар). Тьюториал — это активное групповое обучение, направленное на развитие мыслительных, коммуникативных и рефлексивных способностей школьников. Это открытое учебное занятие с применением методов интерактивного и интенсивного обучения. Тьюториал также имеет своей целью оживить и разнообразить процесс обучения, активизировать познавательную деятельность школьников, вызвать проявление творческих способностей, побудить к применению теоретических знаний на практике. В роли ведущих тьюториала выступают тьюторы или преподаватели, осуществляющие тьюторское сопровождение школьников. Иногда ведущими тьюториала могут быть старшие школьники, имеющие опыт в данной области знаний. Такая работа способствует овладению учащимися технологий индивидуальной и групповой рефлексии, выработке критериев оценивания результатов эффективности индивидуальной и групповой работы.

Тренинг.  В последнее время тренинги всё активнее применяются и преподавателями, и тьюторами как одна из эффективных форм организации тьюторского сопровождения. Освоение необходимых умений и навыков во время тренинга предполагает не только их запоминание, но и непосредственное использование на практике сразу же, в ходе тренинговой работы. В тренингах, так же как и в тьюториалах, но в гораздо более интенсивной форме широко используются различные методы и техники активного обучения: деловые, ролевые и имитационные игры, работа с электронными определителями и определителями на печатной основе, моделирование, разбор конкретных ситуаций и групповые дискуссии. Каждый раз выбор конкретных форм, методов и технологий самой тьюторской работы является строго индивидуальным выбором тьютора и зависит как от возрастных и личностных особенностей школьника, так и от личностных и профессиональных предпочтений самого тьютора. Необходимо помнить, что для проведения тренингов с детьми и подростками необходимы специальные знания и навыки.

Образовательное событие. В отличие от воспитательного мероприятия, данная форма тьюторского сопровождения учащихся имеет целью развитие образовательной мотивации, построение и реализацию индивидуальных образовательных программ, проектов и исследований. Это могут быть экскурсии в природу, экспедиции, полевые исследования, эксперименты, лабораторные практикумы и др. Образовательное событие включает различные виды деятельности и различных участников: кроме самих учеников, в нём принимают участие другие интересные, привлекательные, успешные люди («лидеры», «авторы», «эксперты» и т. п.). События дают возможность преодолеть опасность фиксации тьюторантов на тьюторе и перехода тьютора в позицию «учителя» («консультанта», «руководителя»).

Тьюторское сопровождение в условиях выездных образовательных сессий — это педагогическая деятельность, суть которой заключается в превентивном освоении тьюторантом компетенций, умений и навыков самостоятельного планирования образовательного и жизненного пути, формирования и реализации индивидуальной образовательной программы (стратегии), умений и навыков разрешения проблемных ситуаций. Тьюторское сопровождение проявляется в готовности педагога-тьютора адекватно реагировать на психологический и эмоциональный дискомфорт учащегося, на его запрос о взаимодействии.

Такой тип сопровождения предполагает разработку и реализацию каждым учащимся (при поддержке педагога-тьютора) индивидуальной образовательной программы, которая включает в себя определение целей и ценностей образования, его содержания, форм и вариантов презентации образовательных результатов. В итоге выстраивается индивидуальная модель тьюторского сопровождения конкретного ученика. Такие модели динамичны, при необходимости в них можно вносить коррективы. Тьютор может курировать группу учеников со схожими интересами и потребностями.

Тьюторство позволяет создать открытое образовательное пространство для учащихся, решить их проблемы, не ограничивая самостоятельность, а расширяя возможности школьников.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что интеграция общего и дополнительного образования позволяет:

               обогатить содержание и формы учебной деятельности;

               сблизить процессы воспитания, обучения и развития;

               предоставить обучающимся реальную возможность выбора своего индивидуального маршрута путем включения в занятия по интересам;

               создать условия для достижения обучающимися успеха в соответствии с их способностями;

               решить проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников.

 

Источники

 

1.        Жильцова, О. А. Интеграция общего и дополнительного образования школьников [Текст] / О. А. Жильцова. — М.: Акрополь, 2011. — 256 с.

2.        Панцова Н. И. Модель тьюторского сопровождения Проектно-исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательной школе. // Биология. Всё для учителя. – 2012. — №4. – С. 9-14

3.        Проказова, О. Г. Организация исследовательской деятельности учащихся в школе [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / О. Г. Проказова. — Астрахань, 2010. — 23 с.

4.        Чегодаев А. В. Интеграция основного и дополнительного образования в обучении одаренных школьников // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 540-543.

5.        https://infourok.ru/doklad-integraciya-obschego-i-dopolnitelnogo-obrazovaniya-1842488.html

6.        https://studref.com/307317/pedagogika/tyutor_sisteme_dopolnitelnogo_obrazovaniya_uslovie_sotsializatsii_detey_podrostkov

 

×
×
×

Дополнительная

Скидка 15%

на любой курс

Промокод: В Ы Г О Д А 1 5
Выбрать курс со скидкой
Черная пятница Черная пятница Черная пятница