Автор: Надымова Елизавета Алексеевна
Проблема правового просвещения обучающихся на уроках литературы
Аннотация: в статье рассматриваются правового просвещения обучающихся и возможности организации правового просвещения на уроках литературы.
Аnnotation:: the purpose of the study is to identify the features of legal education of children . This article discusses the problem of legal education of students in literature lessons. Our qualitative methodology included an analysis of the regulatory literature. We have found that literature lessons are an effective means of legal education.
Любое государство заинтересовано в том, чтобы подрастающее поколение знало и уважало действующие на его территории законы. При этом крайне важно, чтобы молодежь не только знала и уважала законы, но и понимала их сущность, стремилась их соблюдать. Только тогда мы сможем говорить о высоком уровне правосознания и правовой культуры подрастающего поколения. Лишь при постоянном проведении политики правового воспитания и просвещения детей и молодежи и формировании в результате этого высокой правовой культуры молодежи могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет неотчуждаемых прав и свобод человека, обеспечение их защиты. Поэтому проблема правового просвещения в школе в настоящее время остаётся актуальной.
Правовое просвещение есть формирование уважительного отношения к закону, видение закона большой социальной ценностью, относящейся непосредственно к каждому индивиду; развитие чувства ответственности, непримиримости к произволу, коррупции.
Эффективное правовое воспитание невозможно без организации школьной жизни в соответствии с нормами права, без создания в школе правового пространства — это тот фундамент, на котором следует формировать современную правовую культуру участников образовательного процесса.
Создание в школе правового пространства позволяет формировать у школьника социально значимые качества, необходимые ему в будущем для умения защищать свои права, быть законопослушным и проявлять правовую активность в необходимых ситуациях.
Уроки литературы как раз и являются теми школьными дисциплинами, которые невозможно представить себе без аспекта духовно-нравственного и патриотического воспитания. Именно на этих уроках учащиеся постигают всю глубину и силу таких общечеловеческих понятий, как честь, любовь к Родине, долг перед Отечеством, патриотизм, гуманизм, гражданственность. Действенность уроков литературы в том, что они связаны с жизнью людей, постоянно обогащают духовный мир учащихся, воспитывают культуру чувств и духовных переживаний, способны помочь формированию нравственной личности. Сила художественной литературы в том, что она всегда ставила перед людьми самые широкие нравственные, общественные, философские проблемы и пыталась разрешить их в моделировании конкретных жизненных ситуаций, в острых конфликтах, раскрывающих характеры и духовный мир человека
Знакомство с художественными произведениями и анализ прочитанного позволяют сформировать у школьников оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям и учат применять полученные знания в разнообразных формах собственной деятельности. Дети начинают понимать смысл нравственно-правовых требований и правил, у них развивается способность предвидеть последствия своих поступков. Поведение становится более целенаправленным и сознательным. Создаются возможности для формирования у детей ответственности за свое поведение, элементов самоконтроля, организованности. В результате правового просвещения у детей формируются наиболее важные нравственные качества, которые являются дополнением к знаниям об окружающем мире, социальной действительности.
Таким образом, уроки литературы являются эффективным средством правового просвещения обучающихся. Подводя итог, хотелось бы так же отметить, что в современной школе педагогам необходимо обеспечить целостный, непрерывный, поэтапный процесс правового образования школьников, базирующийся на принципах дозирования правовой информации, последовательного включения учащихся в круг правовых проблем, опоры на собственный правовой опыт детей, использования интерактивных методов обучения, комплексного характера контроля за усвоением учебного материала и выработкой навыков правомерного поведения.
Список использованных источников:
1. Гражданское образование6 содержание и активные методы обучения. Под ред. С.Шехмера и Н.Воскресенской. – М.:1997г.
2. Проблемы правового образования в общеобразовательных учреждениях. Материал всероссийской научно-практической конференции 12-13 апреля 2000г. – М.:2001г.
3. Смагина А.И. Права ребенка. – Минск:1997г.
4. имею право. Сборник школьных законов . –М.:1992г.
5. Правовое образование: организация внеурочной работы. –М.:2002г.