Автор: Бялькина Татьяна Вячеславовна
Прежде, чем говорить об особенностях работы со слабовидящими школьниками, определим само понятие слабовидение. Слабовидение связано со значительным нарушением функционирования зрительной системы вследствие её поражения. Слабовидение характеризуется, прежде всего, показателями остроты зрения лучше видящего глаза в условиях оптической коррекции от 0,05-0,4. Так же слабовидение может быть обусловлено нарушением других зрительных функций – поля зрения, свето — ощущения, пространственной контрастной чувствительности, цветоразличения, глазодвигательных функций. С помощью зрения мы узнаем предметы, их форму, размеры, пространственное расположение, цвет. Нарушения зрительного анализатора сказываются, прежде всего, на процессе зрительного восприятия, затрудняя и замедляя его. При этом образуются недостаточно четкие, нестойкие, а иногда и неправильные представления о воспринятых предметах. У слабовидящего ребенка возникают трудности при овладении такими эталонами, как «форма», «пространство». Для такого ребенка характерен низкий уровень умения целостно, детально, последовательно воспринимать содержание картины, композиции, включающей большое количество персонажей, деталей. При формировании пространственных представлений этим детям трудно оценивать пространственное расположение объектов, оценивать расстояние между предметами. У таких детей слабо развиты память, внимание, частично нарушена координация движений. Нарушение зрительных функций приводит к снижению скорости, полноты и точности восприятия, что затрудняет установление причинно-следственных связей между предметами и явлениями, снижает уровень эмоционального восприятия окружающего. Общим признаком у всех слабовидящих обучающихся выступает недоразвитие сферы чувственного познания, это приводит к определённым изменениям в психическом и физическом развитии, к трудностям становления личности, к затруднениям предметно-пространственной и социальной адаптации.