Опыт работы по психологическому сопровождению замещающих семей

Автор: Прохорова Юлия Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опыт работы по психологическому сопровождению замещающих семей

 

 

Прохорова Юлия Владимировна,

педагог-психолог высшей кв. категории,

МБОУ «Центр психолого-педагогической,

медицинской и социальной помощи»

г.Северодвинск Архангельской области;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цикл встреч с замещающими семьями

 

В течение последних десятилетий убеждение, что ребенок должен воспитываться в семье, а не в казенном учреждении, стало основой организации помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Количество детей, попавших в семью, за последнее время значительно увеличилось. Однако далеко не все дети, оставшиеся без попечения родителей, соответствуют ожиданиям и запросам замещающих родителей и подходят на роль «как родного». В результате замещающие родители сталкиваются с трудностями в воспитании (особенности возраста, особенности развития, трудное поведение).

После устройства замещающая семья и ребенок нуждаются в комплексной помощи.  Столкнувшись с трудностями, семья не всегда знает, к кому обратиться.

Социальные службы города обеспечивают профессиональную помощь таким семьям. В нашем городе организуются выездные семинары для замещающих семей с привлечением педагогов-психологов образовательных организаций, центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

            Разработан цикл встреч с замещающими семьями, включающий профилактическую работу с родителями, совместную работу детей и родителей в рамках творческой мастерской.

 

Семинар для родителей

«10 шагов по изменению трудного поведения»

Адресат: замещающие родители

Цель: оптимизация детско-родительских отношений

Задачи:

1) повысить родительскую компетентность;

                  2) создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания замещающих родителей.

 

Ход семинара:

 

Тема нашей сегодняшней встречи – «Трудное поведение».

Сегодня все, кто здесь собрались — родители. Каждый из вас хоть раз сталкивался с трудным поведением детей

Что такое трудное поведение?

Определить сложно, потому что то, что трудно для одного, совсем не трудно для другого или если справиться с трудным поведением получилось, значит, оно перестало быть трудным.

Трудное поведение – это очень плохо. Оно способно отравить жизнь родителям, а значит и детям. Мы стараемся, пробуем его исправить, а ничего не меняется. Мы чувствуем бессилие, теряем уверенность, отношения с ребенком портятся, меняется атмосфера в семье.

Хотелось бы сказать о том, что те знания, которые Вы сегодня получите, не помогут Вам изменить ребенка. Такой задачи мы перед собой не ставим. Ребёнок  не плохой, а просто иногда поступает плохо. Он делает что-то, что отравляет Вам жизнь.  Вот эту проблему и будем решать. Ваша задача добиться  изменений в поведении,  а не изменения ребёнка.

 

 

1.           Шаг первый: определите цель

Выберите один, максимум два вида поведения ребёнка, которые по-настоящему отравляют вам жизнь. Если таких примеров больше, то действуйте последовательно.  Наша задача – пройдя путь в 10 шагов, изменить это поведение настолько, чтобы оно стало для вас приемлемым. Представьте, как будет выглядеть это приемлемое поведение. Что в результате выиграете вы? Что выиграет ребёнок?  (Например, если ребенок не будет просиживать за компьютером все вечера напролет, у вас и у него появится больше времени, то чем вы думаете заняться?)

Если на этапе постановки цели, понаблюдав за своими реакциями, вы обнаружили, что вас раздражает в поведении ребенка буквально все, и вы осознаете, что ваше негативное отношение к его поведению чрезмерно, значит, дело не в поведении, а в отношениях между вами. Возможно, есть серьезные затруднения в формирование привязанности, либо вы находитесь в состоянии сильного эмоционального выгорания. Найдите возможность проконсультироваться с психологом, лучше всего семейным. Не откладывайте, это серьезно!

 

2.            Шаг второй: проверьте правильность выбора цели

Очень часто трудное поведение является просто особенностью возраста или момента; например, капризы трехлеток, снижение успеваемости у детей, страдающих от горя или страха, ершистость подростков. Будьте твердо уверены, что это пройдет. Часто мы боимся пустить на самотек и пресекаем такое поведение. Подросток вряд ли упадет в магазине на пол, пытаясь заставить вас сделать нужную ему покупку, как он это делал в 3‑4 года.

            Трудное поведение может быть обусловлено устойчивыми качествами ребенка, например, темпераментом. Такое поведение глупо стараться исправить, надо просто к нему приспособиться.

Бывают ситуации, когда изменять трудное поведение ребенка не стоит просто потому, что ребенок здесь совсем ни при чем «трудным» поведением родителей. Если родитель проявляет неуважение, не ведя переговоры; не дает свободы выбора, просто приказывая, ребенок начинает защищаться, либо подчиняется, затаив обиду. Например, требование сделать что-то немедленно, когда ребенок увлеченно что-то делает. Бесследно это не проходит, ни для развития характера и поведения ребенка, ни для ваших с ним отношений.

 

3.           Шаг третий: осознайте влияние «третьего» на ваши отношения с ребёнком

На Ваши отношения с ребенком влияет окружение — люди, которые находятся в относительной близости родственники, соседи, педагоги, врачи, специалисты опеки, социальные работники.

         Как уживаться с «третьим лишним»?

·   не обращайте внимания на мнение доброхотов – дальних родственников, соседей, случайных людей в транспорте, поликлинике, во дворе;

·   постарайтесь сделать  взгляд «третьего» более доброжелательным, например, рассказать о достижениях ребенка, его стараниях, отметить его  положительные стороны;

·   вовлекайте «третьего» в решение проблем, например, попросите совета;

·   вежливо, но твердо поставьте «третьего» на место.

Самый коварный третий – не реальный человек, а ваш строгий придирчивый родитель из прошлого. Например, образ мамы, которая вас критиковала, с сомнением относилась к вашим особенностям. Часто этот третий внутри нас вмешивается в наши отношения с ребенком, и мы поступаем совсем не так как хотели.  Очень важно разобраться и с этим третьим лишним.

4.           Шаг четвёртый: изучите и проанализируйте причины плохого поведения

Изменение трудного поведения — это задача, которую вам предстоит решить. Отвлечёмся немного. Поговорим о математике. Представьте, что Вам предстоит решить задачку. Согласитесь, никому не придёт в голову решать задачу по условию которой известно лишь, что какие-то путники вышли из пункта А и куда-то долго шли. При этом требуется определить через сколько часов и в каком пункте они окажутся. Решить такую задачу невозможно, скажете Вы, недостаточно исходных данных.

 Но когда речь идёт о поведении ребёнка, родители часто именно так и пытаются поступить. Поэтому самое важное для начала — точно описать трудное поведение.

Для этого попробуйте ответить на несколько вопросов:

·   Что это значит – «не слушается»? (не сразу выключает телевизор, соглашается, но не делает)

·   Когда именно? В каких ситуациях? (вечером, когда идёт мультфильм или спортивная передача)

·   Что при этом делает?  (нужны подробности; например: сначала игнорирует вашу просьбу, вступает в словесную перепалку, начинает искать причины для продолжения просмотра и, наконец, переходит на обвинения, крик …)

·   Было ли трудное поведение всегда или появилось в какой-то момент?

·   Что этому предшествовало?

·   Что вы уже пробовали сделать и какой был результат?

Согласитесь, после такого подробного описания появляется гораздо больше материала, чтобы понять, что стоит за трудным поведением.

 

5.           Шаг пятый: ищите запускной механизм.

Люди по природе своей ленивы. Мы не склонны делать то, что нам ни к чему. Это справедливо не только для хороших дел, но и для плохих. Та же истерика – ОЧЕНЬ энергозатратное мероприятие! Если ребёнок всё же выбирает этот путь, то есть ради чего. Задайте себе вопрос – зачем он это делает? Чего хочет?

Обычно, родителю, который неплохо знает своего ребёнка довольно легко найти ответ на данный вопрос. Но что делать, если Вы не уверены, что «пружина» найдена верно? Тогда нужна дополнительная информация. Есть несколько способов её получить.

Первый: проанализировать свои чувства. Общаясь, мы всегда чувствуем состояние человека, испытываем либо сходные, либо дополнительные чувства. Например: если в ответ на трудное поведение вы чувствуете раздражение, то скорее всего ребёнок просто добивается вашего внимания. Если после очередной перепалки вы чувствуете обиду, то цель ребёнка – месть. Стоит задуматься, что так обидело его, что он пошёл на крайние меры. (Более подробно вы сможете прочитать об этом в приложении).

Второй: спросить у самого ребёнка (стоит лишь правильно задать вопрос).  Используйте техники активного слушания и «я-сообщения». Они описаны в широко известной книге Ю.Б.Гиппенрейтер «Общаться с ребёнком. Как?» (краткое изложение данных техник  вы найдёте в памятке). Используя «Я-сообщение» вы выражаете чувства в необидной для собеседника форме. Это делает нас человечнее, ближе друг к другу. Дети начинают нам доверять в ответ на искренние чувства.

Третий: если все вышеперечисленные способы не помогли, или вы хотите просто ещё раз убедиться в своей правоте, используйте анкету-вопросник. Она есть в приложении.

 

6.           Шаг шестой: объясните ребёнку, чем Вы недовольны

         Избегайте общих слов и абстрактных понятий. Говорите ребенку о своих чувствах, потребностях, четко коротко и конкретно формулируя фразы, используя безличные предложения или высказывания в третьем лице; предлагайте пути выхода из создавшейся ситуации.

         Учитывайте возраст ребенка и уровень его развития. Используйте метод «Я‑высказывание»

 

7.           Шаг седьмой: позволяйте наступить последствиям 

Ненаступление последствий – одна из причин неприспособленности к жизни. Поэтому, когда это возможно, вместо наказаний используйте естественные следствия поступков.

 

8.           Шаг восьмой: помогите ребёнку добиться своего другим (одобряемым) способом

Взрослые знают, что трудное поведение детей – это всего лишь примитивная технология достижения желаемого.  Но это мы, взрослые, знаем, что это примитивный («плохой») способ. Детям пока это не известно. Они не могут отказаться от привычного способа поведения, пока не получат взамен другой, не «примитивный», «хороший».  Но, пожалуй, самая распространённая ошибка родителей: говорить, что ребёнок что-то делает не так, при этом забывая сказать или показать, как надо. Объясните, а лучше покажите ребёнку какого поведения вы ждёте от него взамен «плохого». (Подойдите и поправьте в его руке карандаш, если он держит его неправильно. Удержите его руку, если он замахнулся в гневе, и помогите ему сформулировать свой гнев в словах.) Детям младшего возраста подходит способ моделирования игровых ситуаций (проще говоря, сыграйте с ребёнком, и от лица выбранного вами персонажа продемонстрируйте разные варианты поведения). И помните, главное то, что вы делаете, а не что говорите. Другими словами ведите себя так, как хотели бы, чтобы вели себя дети (стучите, прежде войти в комнату, спрашивайте разрешения, прежде чем взять его вещь).

 

9.            Шаг девятый: закрепляйте достижения

Ребёнок сможет измениться к лучшему только в атмосфере поддержки, симпатии, принятия, заботы. Любое недовольство, отвержение, неуважение, критика, контроль подчеркивают неуспешность ребенка и усиливают его тревогу. Что мы делаем, когда не уверены в себе? Естественно, цепляемся за самые привычные, хорошо освоенные виды поведения и реакций. То есть в результате ребенок будет еще крепче держаться за те самые «плохие» технологии, от которых мы хотим его избавить.

Важно поддерживать у ребенка оптимизм и веру в то, что все обязательно получится, замечать и подкреплять любой успех. Как?

·   хвалите ребенка (конкретно, по возможности точно описывая, что именно вам понравилось);

·   другой распространенный способ подкрепления – подарки, вкусности;

·   незаменимый способ поддержки — ласка, объятия, поцелуи;

·   поощрением является и само присутствие родителя, его внимание и время.

                  Всегда уверенно и позитивно говорите о будущих изменениях к лучшему. Помните: дети нам верят. Как вы скажете, так и будет.

 

 

10.                                                        Шаг десятый: берегите себя

Слишком большие длительные нагрузки в общении с другими людьми (или одним человеком) могут спровоцировать такое малоприятное явление как эмоциональное выгорание.

Помните, что счастливый родитель — хороший родитель.

 

Если Вы заметили у себя признаки эмоционального выгорания:

·   выделяйте время на себя;

·   устраивайте себе тайм-ауты;

·   избегайте хронического недосыпа, переутомления.

 

Практика показывает, что самые хорошие и благополучные дети вырастают у родителей, которые просто живут с ними, общаются, любят их, уважают, отстаивают свои собственные права и интересы и не очень-то занимаются непосредственно воспитанием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздаточные материалы для родителей

Приложение 1

«Я – сообщение»

 

Когда эмоции переполняют Вас, эффективнее использовать «Я – сообщение»                                                              

«Я – сообщение» предполагает  открытое, явное  выражение чувств говорящего.

 

Структура «Я – сообщения»:

1. Безоценочное описание факта + описание чувств другого человека.

2. Выражение собственных чувств + описание их причины.

3. Пожелание (такая форма оставляет свободу для выбора решения).

 

Свёрнутая формула «Я – сообщения»:

«Когда… (факт), то я  чувствую… , потому что…   Мне бы хотелось…»

 

Типичные ошибки при использовании «Я – сообщения»:

1. Начинаем с «Я – сообщения», заканчиваем  «Ты – сообщением».

2. Выражаем чувства неполной силы.

3. Выражение «не тех», не искренних чувств.

4. Выражение слишком сильных чувств.

 

Преимущества  «Я – сообщения»:

·         Выражение чувств в необидной для собеседника форме.

·         Делает нас человечнее, ближе друг к другу.

·         Люди начинают нам доверять в ответ на искренние чувства.

·         Мы оставляем за собеседником право выбора, возможность самим принять решение.И тогда – удивительно – он начинает учитывать наши желания и переживания.

 

Если «Я-сообщение»   не работает:

 

      Посылайте следующее «Я-сообщение», уточняющее Ваше чувство, делающее его более ощутимым для ребенка. Дети часто игнорируют «Я-сообщения», особенно вначале. Они иногда предпочитают «не слышать», как их поведение воздействует  на взрослого.

      Возможно ваше «я-сообщение» вызвало у ребёнка замешательство (какие-либо чувства).  В таком случае «активно послушайте» ребёнка.

 

Правила активного слушания:

 

      Установление контакта глаз. Визуальный контакт необходимо держать в течение всего разговора.

      Важна интонация. Реплики должны произноситься в утвердительной форме, а не в вопросительной.

      Очень полезно «держать паузу». Возможно партнер сам отреагирует на реплику.

      Не бойтесь ошибиться, называя чувство собеседника. В любом случае, он оценит вашу попытку установить контакт.

      Внимательно следите за содержанием разговора. Только в этом случае все остальные навыки будут полезны.

 

 

 

 

Приложение 2

Что нам мешает слушать?

 

1. Приказы, команды:«Сейчас же перестань!», «Убери!», «Вынеси ведро!!!», «Быстро в кровать!», «Чтобы больше я этого не слышал!», «Замолчи!».

 

2. Предупреждения, предостережения, угрозы:

«Если ты не прекратишь плакать, я уйду», «Смотри, как бы не стало хуже», «Еще раз это повторится, и я возьмусь за ремень!», «Не придешь вовремя, пеняй на себя».

 

3. Мораль, нравоучения, проповеди:«Ты обязан вести себя как подобает», «Каждый человек должен трудиться», «Ты должен уважать взрослых».

 

4. Советы, готовые решения: «А ты возьми и скажи…», «Почему бы тебе не попробовать…», «По моему, нужно пойти и извиниться», «Я бы на твоем месте дал сдачи».

 

5. Доказательства, логические доводы, нотации, «лекции»: «Пора бы знать, что перед едой надо мыть руки», «Без конца отвлекаешься, вот и делаешь ошибки», «Сколько раз тебе говорила. Не послушалась – пеняй на себя».

 

6. Критика, выговоры, обвинения: «На что это похоже!», «Опять все сделала не так!», «Все из-за тебя!», «Зря я на тебя понадеялась», «Вечно ты!»

 

7. Похвала. В похвале есть всегда элемент оценки. Ребенок может стать зависимым от похвалы: ждать, искать ее.

 

8. Обзывания, насмешки.«Плакса-вакса!», «Лентяище!», «Лежебока!», «Не будь лапшой…»

 

9. Догадки, интерпретации, домыслы:«Я знаю, всё из-за того, что…», «Я всё равно вижу, что…», «Я вижу тебя насквозь…»

 

10. Выспрашивание, расследование.«Нет, ты всё-таки скажи! Я всё равно узнаю…», «А вот почему ты…?»

 

11. Сочувствие на словах, уговоры, увещевания. «Успокойся, не обращай внимание!», «Он того не стоит!», «Перемелется — мука будет!»

 

12. Отшучивание, уход от проблемы.Сарказм, ирония вызывают реакцию раздражения и обиды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Причины плохого поведения:

 

1.      Борьба за внимание.


Если ребенок не получает подходящего количества внимания, которое ему так нужно для обычного развития и благополучия, то он находит собственный метод его получить: непослушание. Родители то и дело отрываются от собственных дел, делают замечания… Нельзя сказать, что это уж совсем приятно, но внимание все-таки получено. Лучше такое, чем никакого.

 

2.      Борьба за самоутверждение против лишней родительской опеки.


Детям в особенности тяжело, когда родители общаются с ними, в основном, в форме замечаний, опасений, указаний. Ребенок начинает восставать. Он отвечает упрямством, действиями наперекор. Смысл такового поведения — отстоять право самому решать свои дела, показать, что он личность. Не принципиально, что его решение тотчас не совсем удачное, даже ошибочное. Зато оно свое, а это основное!

 

3.      Желание отомстить.


Детки частенько дуются на родителей. К примеру: мама с папой более внимательны к младшему; родители разошлись; в доме появился отчим; взрослые постоянно ссорятся… Много единичных поводов: резкое замечание, несправедливое наказание. В глубине души ребенок переживает, а на поверхности — протесты, непослушание, жалобы на поведение в детском саду. Смысл отвратительного поведения: «Вы сделали мне плохо, пусть и вам будет тоже плохо!»

 

4.      Утрата веры в свой успех.


Накопив горьковатый опыт неудач и критики в собственный адрес, ребенок теряет уверенность в себе, у него складывается низкая самооценка. Он может придти к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получится».  При этом наружным поведением он указывает, что ему «все равно», «и пусть нехороший»,  «и буду нехороший».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Как выявить настоящую причину непослушания и

отвратительного поведения ребёнка

Первый способ:

Анкета для родителей «Причины плохого поведения»

         А.
Для моего ребенка характерно:

1. Трудолюбие.
2. Успешность.
3. Чрезмерное честолюбие.
4. Стремление быть первым.
5. Надежность.
6. Обаяние.
7. Делать все напоказ.
8. Остроумие.
9. Быть в любимчиках у воспитателя.
10. Впечатлительность.
11. Склонность к пустословию.
12. Хвастовство.
13. Занудность.
14. Надоедливость.
15. Легкие проказы.
16. Склонность дразнить.
17. Крик, плачь.
18. Лень.
19. Неловкость.
20. Неопрятность.
21. Застенчивость.
22. Робость.
23. Зависимость.

Если хотя бы на пять утверждений из раздела «А» вы ответили «Верно», то причиной плохого поведения вашего ребенка является

 стремление любыми средствами привлечь к себе внимание.

Б.
Для моего ребенка характерно:
1. Склонность демонстрировать моральное превосходство.
2. Склонность демонстрировать превосходство в умении планировать дела.
3. Склонность демонстрировать превосходство в умении справляться с делами.
4. Склонность демонстрировать свое интеллектуальное превосходство.
5. Дерзость.
6. Непокорность.
7. Вспыльчивость.
8. Отлынивание от домашних дел.
9. Склонность к спорам.
10. Неподчинение.
11. Упрямство.
12. Забывчивость.
13. Склонность к безделью.

Если хотя бы на четыре утверждения из раздела «Б» вы ответили «Верно», то причиной плохого поведения вашего ребенка является стремление любыми средствами достичь главенства.


В.
Для моего ребенка характерно:

1. Нарушать всевозможные правила.
2. Злость.
3. Жестокость.
4. Воровство.
5. Угрюмое сопротивление.
6. Сильная пассивность.

Если хотя бы на два утверждения из раздела «В» вы ответили «Верно», то причиной плохого поведения вашего ребенка является его стремление отомстить, заставить других людей почувствовать его боль и обиду.

Г.
Для моего ребенка характерно:

1. Комплекс неполноценности.
2. Безнадежность.
3. Тупость.
4. Лень.


Если хотя бы на два утверждения из раздела «Г» вы ответили «Верно», то причиной плохого поведения вашего ребенка является его ощущение неспособности сделать что-нибудь, нехватки собственных сил.

 

 

Второй способ:

 Необходимо направить внимание на собственные чувства. Если ребенок борется за внимание — возникает раздражение. Если подоплека стойкого непослушания — противостояние воле родителя, то у него возникает гнев. Если скрытая причина — месть, то ответное чувство у родителя — обида. При глубинном переживании ребенком собственного неблагополучия родитель попадает во власть чувства безнадежности, а иногда и отчаяния.

Что же делать дальше? Общий ответ на вопрос — не реагировать привычным образом, т.к. появляется порочный круг. Чем больше взрослый недоволен, тем больше ребенок убеждается: его усилия достигли цели. И он возобновляет их с новой энергией. Взрослому необходимо уяснить, что конкретно он ощущает и перейти к позиции помощи.

 

 

Помощь:

Если идет борьба за внимание, необходимо оказывать ребенку положительное внимание. Придумать какие-нибудь совместные занятия, игры, прогулки.

            Если источник конфликтов — борьба за самоутверждение, то следует, напротив, уменьшить свою включенность в дела малыша. Для него очень важно накапливать опыт собственных решений и даже неудач. Больше всего поможет избавиться от излишнего давления и диктата понимание, что упрямство и своеволие малыша — только раздражающая вас форма мольбы: «Позвольте же мне жить своим разумом».

Если вы испытываете обиду, то необходимо спросить себя: что принудило малыша причинить её вам? Какая боль у него самого? Чем вы обидели либо постоянно обижаете его? Поняв причину, её нужно исправить.
Самая тяжелая ситуация у отчаявшегося родителя и разуверившегося в собственных силах малыша. Необходимо закончить требовать «полагающегося » поведения, «сбросить на ноль» свои ожидания и претензии. Наверное, ребенок что-то может, у него есть к чему-то способности. Найдите доступный для него уровень задач и начните движение вперед. Организуйте с ним совместную деятельность, сам выйти из тупика он не сумеет.  При этом малыша нельзя критиковать! Отыскиваете хоть какой повод, чтоб его похвалить, отмечайте хоть какой, даже самый небольшой успех. Постарайтесь подстраховывать его, избавлять от больших провалов. Нужно побеседовать с воспитателями и сделать их союзниками. Вы увидите: первые же успехи окрылят малыша. Итак, главные усилия нужно навести на то, чтоб переключить свои отрицательные эмоции (раздражение, гнев, обиду, отчаяние) на конструктивные деяния. Что принципиально знать в начале: при первых попытках улучшить взаимоотношения ребенок может усилить свое нехорошее поведение! Он не сходу поверит в искренность ваших целей и будет проверять их.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Творческая мастерская

 

Тема: «Коллаж мечты»

Техника работы: коллаж

Адресат: замещающие семьи

Цель:

1)      оптимизация детско-родительских отношений;

2)       создание условий для раскрытия творческого потенциала участников.

 

Задачи:

1)      создать условия для совместной деятельности членов замещающих семей;

2)      создать условия для адекватного и равноправного общения.

 

Оборудование и материалы:

бумага, журналы, наклейки, клей, маркеры, карандаши, фломастеры, ножницы, стенд для создания выставки работ.

 

Этапы работы:

I.       Вводный этап

Инструкция:

Приветствуем Вас в творческой мастерской. Мы предлагаем Вам создать коллаж мечты. Это создание живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре.

Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике.

Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.

Коллаж может быть дорисованным любыми другими средствами — тушью, акварелью и т. д.

Вы можете отразить в нем то хорошее, что уже есть в вашей семье и то, о чем вы мечтаете.

Для создания коллажа вы можете использовать вырезки из журналов, маркеры и фломастеры, карандаши, наклейки.

 

II.    Основной этап. Создание каждой семьей коллажа

 

III. Заключительный этап. Размещение работ на стенде, презентация своей работы каждой семьей

 

Опорные вопросы для презентации:

·         Расскажите о своем коллаже.

·         Нравится ли вам ваша работа?

·         Кто был инициатором идеи?

·         Все ли идеи нашли воплощение в работе?

·          Хотели бы вы что-нибудь изменить, добавить?

 

Ваша работа – воплощение вашей мечты.  Заберите ее домой, найдите ей место в вашем доме и в вашем сердце. Смотрите не нее, представляйте себе, что ваша мечта стала реальностью. И тогда…

 

 

Творческая мастерская

Тема: Создание мандалы

Адресат: замещающие семьи с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Цель:

1)      оптимизация детско-родительских отношений;

2)       создание условий для раскрытия творческого потенциала участников.

 

Задачи:

1)      создать условия для совместной деятельности членов замещающих семей;

2)      создать условия для понимания своего ребенка, достижения гармонии и взаимопонимания.

 

Оборудование и материалы:

бумага, шаблоны, карандаши, фломастеры, варианты готовых мандал для раскрашивания.

 

Этапы работы:

I. Вводный этап

Инструкция:

Приветствуем Вас в творческой мастерской. Сегодня мы познакомим вас с мандалой. Мандала – загадочный и древний символ, многие тысячелетия она привлекает внимание людей. На санскрите слово «мандала» означает «священный круг» или «центр». Рисунок ее симметричен и обычно представляет собой круг с четко выраженным центром.

C помощью рисования мандал человек рассказывает о своей жизни. По сути, рисунок в круге – это автопортрет художника, состояние его личности на данный момент времени, не только его отношения с миром, но и мир внутри него. Метод работы с мандалами – ненавязчивый, мягкий способ для психологической диагностики и коррекции. Исцеление и поиск выхода происходит, когда человек спонтанно создает цвета и формы внутри круга. С помощью рисунка в круге человек концентрирует внутренние силы, чтобы потом направить их на решение внешних задач. Такого эффекта можно достигнуть на занятиях с психологом. А для домашних упражнений с детьми достаточно просто раскрашивать готовые мандалы. Рисование и разукрашивание мандал полезно всем без исключения, но особенно:

1)      гиперактивным детям, так как учит их концентрировать внимание и доводить начатое дело до конца, работать в ограниченном пространстве круга, находить границы собственной̆ личности и видеть, где начинаются границы других людей̆;

2)      нервным, тревожным, агрессивным малышам, так как активизирует внутренний̆ ресурс исцеления, позволяет гармонизировать психическое состояние, приносит спокойствие и дает разрешение напряжения;

3)      совместная работа с ребенком над одной  мандалой учит взрослого понимать своего ребенка без слов, договариваться без давления, находиться на равных позициях, достигать гармонии и взаимопонимания;

4)      в каждом возрасте существуют некоторые особенности работы с мандалой:

·         1–2 года Рисование в пустом круге (в этом возрасте важны цвет и форма). Рисуем вместе с мамой безопасными пальчиковыми красками (три основных цвета: красный, желтый, синий).

·         3–5 лет Раскрашивание готовых мандал на выбор ребенка и рисование собственных. Набор карандашей (не менее 12 цветов), гуашь, цветная пастель, сангина и уголь, работа с цветным песком.

·         6–7лет Раскрашивание готовых мандал на выбор ребенка и рисование собственных. Можно уже использовать в работе более сложные акварельные краски.

Позднее дети и подростки с удовольствием рисуют цветными ручками, тушью, простым карандашом.

 

 

II. Основной этап. Создание мандалы

Сначала с помощью шаблонов начертите круг, а затем, начав с центра, заполните изображением все его внутреннее пространство.

 

Дети и родители работают в спокойной обстановке под музыку.

Дети, как правило, раскрашивают мандалу от центра к периферии, это и есть способ расслабления (взрослые и подростки в идеале должны раскрашивать мандалу от периферии к центру). Здесь нет четких правил, работа с мандалой – это творчество и интуиция. Тем, кто справился с работой раньше или испытывает затруднения в создании собственной мандалы, предлагается раскрасить готовую.

 

III. Заключительный этап. Самодиагностика (интерпретация цвета, формы в изображении мандалы)

Изображение символизирует карту внутренней реальности. Сочетание цветных вибраций позволяет гармонизировать и поддерживать внутренний мир.

Многие специалисты утверждают, что форма мандал повторяется на уровне атомов в природе. Их можно увидеть в снежинках, орбитах планет и целых галактик. Такими изображениями переполнен микро- и макромир.

Когда длительное время вглядываешься в симметричные, ритмично повторяющиеся линии, начинаешь поддаваться ее магии. Повторяющаяся симметрия рождает на подсознательном уровне ощущение целостности и программирует сознание на достижение благополучия.

Для интерпретации имеет значение не только цвет и форма, на и их расположение в мандале:

рассматривая сегменты относительно горизонтальной линии, мы видим модель сознательного-бессознательного в психике. Все, что располагается ниже линии горизонта – бессознательное или глубинные аспекты психики, располагающиеся иерархично. Все, что расположено над линией горизонта – сознательное и социальное, так же развивающееся поэтапно и последовательно.

вертикальная ось представляет собой разделение на прогрессивные и регрессивные процессы, так же происходящие поэтапно и последовательно. Если движение в мандале имеет направленность против часовой стрелки, можно предполагать процесс психического регресса.

 

Черный цвет.

Он традиционно ассоциируется с отрицанием жизни — разрушением. С другой стороны, можно рассматривать его как психологическую смерть, предшествующую новой жизни. Черный цвет крайне редко используется здоровыми субъектами.  Это связано с культурными табу, в частности с избеганием темы смерти и поощрением оптимизма. Чёрный это отсутствие света. Отсутствие света означает утрату веры, а потому обилие черного цвета в изобразительной продукции может являться признаком депрессии

Серый цвет

Серый также может свидетельствовать об апатии и ощущении усталости от жизни. Обилие серого цвета в рисунке может указывать на утрату способности испытывать от неё радость и получать удовлетворение от еды и половой близости. Он также может быть индикатором «эмоциональной слепоты» и неспособности увидеть перспективу жизни.

Темно-фиолетовый

Присутствие тёмно-фиолетового цвета в центре мандалы может указывать на сильную зависимость от матери с преобладанием чувства любви или ненависти. С другой стороны, тёмно-фиолетовый цвет может указывать на активность фантазии, которая в арт-терапии обычно играет положительную роль. В историческом прошлом тёмно-фиолетовый цвет считался цветом королей. Тот, кто верит в своё благородное происхождение и считает себя особенным, нередко использует этот цвет.

Коричневый

Иногда он указывает на наличие мазохистических тенденций. С другой стороны, коричневый цвет может быть признаком большого потенциала, ассоциируясь, в частности, с готовой к посеву почвой. Если коричневый цвет занимает незначительное пространство в центре мандалы, это может свидетельствовать о заниженной самооценке ее автора.

Красный

Когда красный цвет присутствует на рисунке в избытке, это может указывать на гнев и потребность кому-то отомстить. Когда же красный цвет используется вместе с черным, это свидетельствует об агрессивных тенденциях, готовых реализоваться в разрушительных действиях. В то же время, хотя красный цвет ассоциируется с кровью и взрывным темпераментом, он свидетельствует и о способности защищать свои интересы и свое «я», а потому его следует считать признаком психического здоровья. Неизменное отсутствие красного цвета в серии мандал может указывать на пассивность и недостаточную способность добиваться своего.

Розовый

Большинство людей связывают розовый и телесный цвета с нежностью, чувствительностью, уязвимостью. Обилие розового цвета в мандале может указывать на эмоциональную хруп кость и незащищенность. Розовый цвет нередко используется теми, кто переживает соматическое неблагополучие. Если розовый цвет сочетается в мандале с черным и, особенно, если на рисунке они расположены рядом, высока вероятность проявления у пациента саморазрушительных тенденций.

Желтый

Желтый цвет — цвет солнца.

Ярко-желтый цвет указывает на высокий интеллект и сильный характер. В отличие от оранжевого, желтый цвет ассоциируется со здоровым самоутверждением и противостоянием авторитетам. Светло-желтый цвет в мандалах как мужчин, так и женщин в большинстве случаев отражает ясный ум и любознательность. Он нередко также свидетельствует о хороших, теплых отношениях с отцом.

Оранжевый

Оранжевый указывает на сильную эмоциональную зависимость от мужчины, которая может проявляться и в чувстве любви, и в чувстве ненависти. Оранжевый цвет также может указывать на высокие амбиции и противостояние авторитетам. В мандалах женщин оранжевый цвет может указывать на проблемный характер отношений с мужчинами. В некоторых случаях он отражает эмоциональную зависимость от отца, а также завышенную самооценку и выраженную амбициозность.

Зеленый

Зелёный цвет ассоциируется с критическим состоянием, поскольку его положительные и отрицательные значения крайне поляризованы. Он указывает на способность заботиться о других и о себе, свидетельствует о состоянии зрелости. Иной смысл присущ темно-зеленому цвету. Последний ассоциируется с лесом, в котором обитают ведьмы и другие злые существа. Бледно-зеленый цвет, например, цвет шартрез, нередко используется больными шизофренией.

Любопытно…

психотерапевты и медицинские сестры часто пользуются зеленым и желтым цветами при рисовании мандал. В данном сочетании желтый цвет выражает силу характера, проявляемую через заботу о других; зеленый же цвет в этом случае отражает способность оказывать другим поддержку. Зеленый, таким образом, свидетельствует о поддержке других, хотя прежде всего он ассоциируется со способностью заботиться о себе самом.

Если зеленый цвет присутствует в большом количестве, это может указывать на некоторую ригидность или тенденцию к гиперопеке.

Избыточное количество зеленого цвета требует пристального внимания, в особенности, если это характерно для мандал представителей помогающих профессий.

Светло-голубой

Этот цвет также часто ассоциируется с тем местом, где человек чувствует себя защищенным и лелеемым и свободным от каких-либо обязательств. В женских мандалах этот цвет указывает на положительное отношение к себе как к женщине и идентификацию с материнскими функциями.

Темно-синий

Этот цвет используется теми людьми, для которых характерен конфликт с матерью. Она воспринимается ими как угроза, как нечто пытающееся их поглотить.

Парадоксальным образом, однако, присутствие в мандале темно-синего цвета указывает на интуитивные способности. Этот цвет, таким образом, имеет и определенные положительные значения.

Сиреневый цвет или цвет лаванды

К положительным аспектам сиреневого цвета следует отнести его связь с ощущением единства с вселенской жизнью. Этот цвет может также передавать опыт нового рождения.

Этот цвет имеет и негативное содержание, поскольку часто встречается в мандалах тех лиц, которые страдают бронхиальной астмой и другими респираторными заболеваниями. Кроме того, он может указывать на асфиксию, имевшую место при рождении. Сиреневый цвет определенным образом связан с дыханием.

Радужные переливы или множество цветов

Они могут иметь как положительное, так и отрицательное содержание. Так, например, мандалы, в которых все цвета изображены без какого-либо порядка, могут отражать выраженные негативные переживания, связанные с утратой привычного чувства «я». Однако те же изображения, в случае, если им на смену впоследствии приходит более упорядоченное расположение цветов, могут указывать на положительные переживания экстатического характера.

 

Значение формы в мандалах

Мандалы могут включать как извилистые, так и прямые линии. Первые обычно указывают на преобладание эмоций над разумом и тесно связаны с фемининностью. В отличие от извилистых линий, прямые указывают на преобладание рационального начала и более характерны для мужчин. Поэтому изображение звезды можно считать символом мужественности, а изображение цветка — женственности. Горизонтальные линии отделяют верхнюю часть от нижней, символизируя энергию материнского происхождения. Вертикальная линия в мандале символизирует энергию, которая пронизывает всё.

Звезда в середине мандалы — признак уверенно стоящего на ногах человека. Так же как и эмбрион, звезда может указывать на связь с материальным миром, физическим телом, однако звезда говорит о силе, в то время как изображение эмбриона — об уязвимости и слабости.

Крест, «оквадрачивание круга». Можно предполагать, что автор рисунка пребывает в состоянии нерешительности либо чувствует себя распятым. Нередко крест также ассоциируется с жертвой, и если он находится в центре, то может отражать состояние дезинтеграции, за которым следует формирование нового центра «я».

Квадрат, вписанный в круг. В мандале присутствуют практически одни только прямые линии. Ощущение, что энергия распирает тебя изнутри и её «некуда девать». Ощущение свободы, «оковы пали», самооценка — высокая и не завышенная. Успешное отстаивание собственных территориальных прав, построение границ своей личности.

Треугольник в центре мандалы указывает на движение. Если треугольник направлен вершиной вверх, это признак активности и стремления защитить свои интересы. Если же вершина треугольника направлена вниз, прогноз неблагоприятен: такой треугольник указывает на движение вниз, к земле, возможность смерти и разрушения.

Спираль указывает на динамику внутреннего процесса. Правовращающаяся спираль символизирует путь солнца и растущую луну, начало создания.  Левовращающаяся – символ регресса, несет энергию разрушения.

Лабиринт – символ поиска собственного центра внутри себя. Именно в самом себе находится много различных ловушек и тупиков. Лабиринты появляются в рисунке мандалы тогда, когда человек начинает искать выход, когда появляется желание действовать. Это одновременно и доступ к новым идеям

Сердце символизирует любовь, счастье, признательность, волю, отвагу, просветление.

Цветы – интенсивное психологическое взросление, оживление, целеустремленность.

Важно обратить внимание на расположение форм в мандале.

Центр – «Я» автора. Незаполненный пустой центр говорит о готовности к переменам. Часто вся мандала является центром: круг превращается в рисунок. Или внушительная фигура в центре занимает большую часть пространства круга. Это говорит об устойчивой жизненной позиции и самостоятельности, зрелости личности на данном возрастном этапе.

Внешние границы круга – психологические границы «Я». В процессе взаимодействия с другими, защита своего личного пространства. Слишком плотная оболочка может указывать на защиту своих границ, тревожность. Разрывы, тонкая пунктирная линия – внутренний конфликт. Отсутствие границ указывает на внутреннее беспокойство. Благоприятный признак – граница обведена цветной линией.

Пустоты, большие незакрашенные участки свидетельствуют о желании скрыть или подавить свои чувства.

Симметрия внутри круга говорит о внутренней гармонии.

Ассиметрия может означать процесс психологических изменений или невротический внутренний конфликт.

 

                      

Литература:

 

1.      Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: ЧеРо, Сфера, 2003.

2.      Копытин А.И. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала». — М., 2014

3.      Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. – М.:Генезис, 2006.

4.      Петрановская Л. В. Как ты себя ведешь или 10 шагов по изменению трудного поведения. Пособие для приемных родителей. — Студио-Диалог, 2010.

5.      Петрановская Л.В. К вам в класс пришел приемный ребенок. — Студио-Диалог, 2006.

6.      Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Развитие личности в условиях психической депривации//Формирование личности в онтогенезе. – М.:1991.

7.      psychologblog.ru›art…bolshoj-krug-mandaly-2.html.

 

×
×