8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ ПРИРОДОСООБРАЗНОСТИ, КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТИ И ОСОЗНАННОСТИ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Автор: Мартынова М,В.Ю Юшина Г.М.

Инновационность программы «ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ ПРИРОДОСООБРАЗНОСТИ, КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТИ И ОСОЗНАННОСТИ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ» обусловлена существующими противоречиями в системе образования. С одной стороны это требования ФГОС, в которых говорится о воспитании высоконравственной творческой личности, с другой стороны снижение мотивации к обучению, увеличение количества неуспевающих, снижение качества образования, в том числе математического, снижение уровня общей культуры. Проблемы современной школы известны всем: дети не любят читать, не понимают заданий в учебнике, не решают задачи, не умеют считать без калькулятора, неграмотно 5 пишут, не могут самостоятельно делать домашние задания, не знают историю Отечества. По мнению Т. А. Алтушкиной, «проблема сегодня … в том, что материал учебников не проживается ребенком изнутри, он его не может осмыслить: он ему чужд, неинтересен, скучен – все очень формально. И на фоне схоластики, скучности, заумной наукообразности еще ребенку все время создается среда высокой конкурентности, то есть он должен все время пробиваться, он должен демонстрировать учебный материал в виде презентаций, которые он сам не имеет возможности в начальной школе приготовить, это делают родители» (1, с. 20). Русская классическая школа – это современная инновационная образовательная система, которая базируется на лучших, проверенных временем традициях отечественной педагогики. Русская классическая школа — это и современное переиздание программ и учебников, по которым учились наши родители и бабушки. Филологический блок предметов основывается на учебных книгах К.Д. Ушинского «Родное слово», «Детский мир», «Хрестоматия» (9). А математика (арифметика) преподается по советским учебникам арифметики, они просто переработаны для современных детей. А в остальном это точная копия учебников того времени, когда образование в нашей стране было одним из лучших в мире. В настоящее время программа прошла экспертизу Российской академии образования (1). РКШ отличается от современных учебных программ. Даже на самый первый взгляд, если взять в руки учебно-методический комплект, в который входят учебники, тетради, методические пособия для учителя, наглядные материалы, — оформлено все гораздо лучше, чем в учебных пособиях, по которым работает большинство школ страны. Для детей очень значимо визуальное восприятие, оно развивает вкус. В учебниках нет «мультяшности» (Незнаек, фей, привидений и др.), все сделано строго, но очень красиво. У Русской классической школы совсем другой подход к обучению. Русская классическая школа — это образовательная система, воссоздающая и сохраняющая традиции фундаментального отечественного образования:  опирается на российский национальный код;  развивает у детей целостное мировоззрение, основанное на традиционных культурных ценностях исторической России;  ориентируется на духовность и патриотизм;  базируется на нравственных и семейных ценностях России;  задаёт жизнеутверждающий вектор развития ребенка. 6 Образовательная система «Русская классическая школа» – это прежде всего сохранная, психологически безопасная, комфортная среда, чтобы ребенок спокойно и полноценно получал знания. Анализ УМК «Русская Классическая Школа» дает возможность определить его как инновационный в истинном смысле этого слова, поскольку следствием его являются принципиальные и долговечны преобразования в обучающемся, что поможет достичь образовательного идеала, прописанного в концепции: «Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации». Коллектив учителей начальных классов МАОУ Заозерной СОШ №16 г. Томска, опираясь на запросы родительской общественности, изучив опыт коллег из разных городов России, принимая активное участие в семинарах, курсах РКШ в течение трех лет, внедряя данную дидактическую систему и наблюдая реальные результаты, выступил инициатором разработки программы инновационной деятельности по теме. 2. Основная идея Использование элементов дидактической системы УМК «Русская классическая школа» в классах начальной школы (1г, 2г, 3г, 4д), основанной на принципах культуросообразности, природосообразности и осознанности, ассимиляция и трансляция лучших педагогических практик. Использование педагогами в работе учебных книг «Арифметика» С. Пчёлко, Г. Б. Поляка, «Азбука» А. П. Киселёва, «Родное слово» К. Д. Ушинского, учебников А., Горячевой И.А, которые представляют собой результат реконструкции и адаптации к современности наиболее эффективных методик отечественной педагогики 19-20 веков. В программу включены мониторинговые исследования эффективности учебно-воспитательного процесса в начальной школе. Основные принципы: Природосообразность  опора на жизненный опыт ребёнка  учёт особенностей детского восприятия на каждом возрастном этапе (образности и конкретности мышления, способности к обобщению и абстрагированию)  ясность формулировок заданий, их соответствие природе детского восприятия  системность подачи материала (каждый последующий материал опирается на пройденный, охватывает и закрепляет его) 7  постепенность усложнения (каждый методический шаг усвоения нового материала гарантирует полное понимание, максимальную осознанность)  гарантированная возможность самостоятельного выполнения ребёнком домашних заданий Культуросообразность  изучение становления отечественной методологии  выявление и применение лучших образцов российского методического наследия  соответствие содержания учебников российским нормам, обычаям и традициям  глубокое и системное изучение отечественной истории, осмысление причин взлётов и падений, побед и поражений нашего народа в разные исторические моменты  глубокое и системное изучение лучших памятников отечественной и зарубежной литературы разных исторических эпох  воспитание нравственных качеств на примерах исторических и литературных героев Осознанность  Максимальная осознанность в процессе обучения возможна только благодаря активной самостоятельной деятельности детей. Вопросы формирования внутреннего мира ребенка являются главными в творчестве К. Д. Ушинского, его педагогические принципы основаны на совершенном изучении психологических, психических и физических законов развития ребенка. Базовыми в его педагогике есть требования соответствия естественным возможностям ребенка, а также культурным и духовным условиям, в которых растет ребенок. Исходя из этого учебно-воспитательная система «Русская Классическая Школа» ставит задачи: — формирование базовых представлений о жизни человека, сфер ее жизни и деятельности, установление иерархической духовной «вертикали» и нравственной «горизонтали» ценностей в сознании ребенка; — формирование интеллектуальной сферы личности младшего школьника, развития познавательных интересов детей; — активное воздействие на эмоционально-образное восприятие, развитие дара слова как основы духовного становления личности; содействие усвоению учащимися лучших образцов словесности и овладение материей языка; развитие читательских интересов; — воспитание любви и уважения к Родине, ее народу, культуре, истории; — формирование заинтересованного и бережного отношения к природе; 8 — развитие внутреннего стремления к добру, любви к высокому нравственному поступку; — развитие нравственной самооценки, рефлексии, способности к исправлению; — создание условий для восприятия детьми учебной деятельности как необходимого труда, что следует из чувства долга, формирования трудолюбия; — стимулирование развития творческих способностей детей. Учеба — это труд, а не развлечение; математика должна быть понятной, логичной, соответствующей возрасту; русский язык должен быть русским, а не иностранным; тексты в учебниках должны быть написаны понятным ребенку языком, а так же они должны формировать у ребенка адекватное представление о мироустройстве и прививать разумное, доброе и вечное. Теоретическое и практическое значение инновационной работы заключается в проверке эффективности применения педагогических и дидактических принципов К. Д. Ушинского, подготовке аналитических данных апробации, методических рекомендаций для педагогов по способам эффективного использования природосообразных и культуросообразных методов и приёмов обучения в образовательной практике.

×
×