8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

Мы и музыка

Автор: Юшина Галина Михайловна

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «МЫ И МУЗЫКА» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

Юшина Галина Михайловна

МАОУ Заозерная СОШ №16 г.Томска, учитель начальных классов

 

Проблема (вопрос)

Как повысить уровень музыкальной культуры и духовно-нравственного развития ребенка в начальной школе?

Описание проблемы, существующих подходов к решению проблемы в педагогике

            Заметное снижение культурного уровня современного общества, засилье низкопробной музыки («попсы») в быту, все это практически не оставляет возможности для общения с лучшими образцами мировой музыкальной культуры, что в итоге обедняет духовный мир человека, делает его мироощущения плоскими, влияет на формирование личности в целом. В соответствии ФГОС для решения этого вопроса в школах введена внеурочная деятельность, которая способствует решению проблемы, но возможна еще более системная работа, в сотрудничестве с музыкальными школами, которая даст хорошие результаты.

Обоснование предлагаемого способа решения проблемы

На наш взгляд, обучение в музыкальной школе способно решить некоторые проблемы воспитания музыкальной культуры детей. Музыкальные школы в микрорайоне отсутствуют. Поэтому, возможно создание условий для получения музыкального образования на базе общеобразовательной школы целым классным коллективом. Праздничная атмосфера концертов обладает целым рядом педагогических эффектов. Например, дает возможность общения не только ребенка-исполнителя с родителями-слушателями, но и  родителей между собой. Родители — слушатели и дети — музыканты соединены во время концерта в единое эмоциональное целое. Концерт становится особой   формой эмоционально — эстетического общения —   подталкивает детей и их родителей  к эмоциональному сопереживанию, к ощущению детско-родительской общности, духовной близости со слушателями, членами семьи. Подготовка к концертам также организует совместную деятельность детей и родителей: это и разработка пригласительных билетов, и дизайн афиш, и оформление зала, сцены. Концертная деятельность обеспечивает тесный контакт педагогов с родителями, убеждает родителей в необходимости содействовать музыкальному образованию детей. Данная работа сочетает задачи воспитания с большой общественной пользой, способствует процессу всестороннего развития личности всех участников образовательного процесса, общества в целом, сближает детей и родителей. Кроме того дети активно участвуют в благотворительных акциях (концертах) помощи детям-инвалидам, концертной деятельности для жителей микрорайона, что, безусловно, является важным социальным фактором.

Описание ситуации применения

Обучающие начальной школы – целевая группа.

Цель  — реализовать полное музыкальное образование по программе хорового отделения на базе общеобразовательной школы.

Задачи:

•          провести анализ  проблем, связанных с реализацией полного музыкального образования по программе хорового отделения на базе общеобразовательной школы; изучить  имеющийся  опыт в школах города и РФ;

•          обеспечить взаимодействие с музыкальной школой №4 г.Томска;

•          разработать механизм реализации проекта, создать программы тьюторского сопровождения в рамках внеурочной деятельности в условиях ФГОС;

•          создать условия для участия детей в концертной деятельности (в том числе для жителей микрорайона, города).

•          разработать инструментарий  по выявлению уровня сформированности УУД в процессе реализации проекта;

•          обобщить опыт, провести анализ результатов проекта и эффективности его реализации.

Описание предлагаемого способа решения проблемы

Программу «Хоровое пение» для музыкальных школ в полном объеме  осваивают все   ученики  класса. Это позволяет обеспечить занятость всех детей класса, в т.ч. детей с ОВЗ и девиантным поведением. Все занятия проводятся на площадке МАОУ Заозерной школы №16 города Томска. Это позволяет, не привлекая родителей, дать детям полное музыкальное образование.

1 этап Анализ возможностей реализации полного музыкального образования по программе хорового отделения на базе Заозерной школы №16. Обсуждение, создание рабочей группы, разработка плана и программ, механизмов, форм, заключение договоров и т.д. Создание материально-технической нормативно-правовой, кадровой  и методической базы проекта. Разработка критериев, показателей и индикаторов эффективности проекта. Определение плана мониторинга.

2 этап Организация воспитательно-образовательного процесса. Информирование общественности. Участие в социально значимых мероприятиях (благотворительных акциях, концертах для ветеранов и т. д)  Организация дальнейших занятий для наиболее одаренных выпускников  ДМШ №4 в составе вокального ансамбля, являющихся обучающимися Заозерной школы №16 на базе школы. Подготовка сборников из опыта организации внеурочной деятельности, его широкое распространение; организация промежуточного мониторинга проекта.

3 этап Анализ проведенных событий и мероприятий проекта, реализации программ, тиражирование опыта его реализации; выявление точек роста, эффектов проекта; определение перспектив по дальнейшему развитию направлений внеурочной деятельности в условиях ФГОС; информирование общественности о результатах социально – образовательного проекта.

Описание образовательных результатов и эффектов

Все дети получили музыкальное образование на базе общеобразовательной школы, приняли участие в многочисленных конкурсах, концертах, акциях, реализовали свой творческий потенциал, повысили уровень музыкальной культуры и духовно-нравственного развития. Организована  внеурочная деятельность, в т. ч. детей с ОВЗ, девиантным поведением;

Созданы и оформлены комплексные программы внеурочной деятельности.

Социальные эффекты:

— заинтересованность в сотрудничестве школ,  учреждений культуры города и области;

 — готовность детей к волонтёрской, творческой, благотворительной деятельности;

— появились новые школьные традиции ( беседы и лекции о музыке);

— расширилось  образовательное пространство;

— популяризация музыкального образования, классической музыки;

— создана современная интегрированная внеурочная  среда для реализации  комплекса образовательных и социально-значимых мероприятий на базе Заозерной СОШ №16 г. Томска, ДМШ №4 г. Томска, учреждений культуры.

Краткие методические рекомендации, полезные советы (из Вашего опыта)

Обучающиеся получают развитие исполнительских качеств, артистизма, уверенности на сцене, повышение уровня социализации. Ученики, которые обучаются музыке, становятся более  любознательными, организованными, инициативными,  отличаются общей культурой поведения.

Педагоги музыкальной и общеобразовательной школы получают мотивированных к обучению детей, у которых легче формируются и развиваются компетенции, являющиеся основой   требований федеральных государственных стандартов. Высокоорганизованный коллектив детей, а также   родителей, готовых помочь в разных вопросах деятельности.                                    

Родители — реальную помощь в  реализации  индивидуальных особенностей личности ребенка, его  успешной социальной адаптации.

Общественность микрорайона – качественные  мероприятия, музыкальные праздники для различной аудитории, организацию досуговой деятельности молодежи.

Список литературы, рекомендуемые ресурсы, ссылки

1.      http://school16.edu.tomsk.ru/osnovyi-duhovno-nravstvennoy-kulturyi/ о новостной ленте  http://school16.edu.tomsk.ru/

2.      http://www.tvtomsk.ru/vesti/company/2146-na-kanikulah-tomskie-shkolniki-dumayut-o-buduschey-karere.html

3.      http://school16.edu.tomsk.ru/blog/2014/01/31/poyushhiy-million/

4.      ТВ-2, ГТРК ТОМСК.

 

×
×