Автор: Юлия Сергеевна Васильева
Круговая тренировка как один из способов организации непосредственно образовательной деятельности дошкольников в рамках закрепления и совершенствования программного материала в области «Физическое развитие».
Дошкольный возраст имеет исключительно важное значение в жизни человека, а основой всестороннего развития ребенка в первые годы жизни является физическое развитие.
Для полноценного физического развития ребенка необходимо, чтобы он не только занимался спортом, но, первостепенно, играл в подвижные игры, пользовался лыжами, коньками, совершал пешеходные экскурсии, активно проводил досуг.
Под влиянием движений улучшается деятельность сердечно – сосудистой, дыхательной и нервной систем, укрепляется опорно – двигательный аппарат, улучшается обмен веществ. Физические упражнения способствуют развитию двигательных качеств (скорость, сила, выносливость, координация движений, гибкость и др.) и навыков, таких как: ползание, лазание, прыжки и тд.
Физическое воспитание является обязательной дисциплиной в воспитательно-образовательных организациях и осуществляется согласно государственным программам. Эти программы предполагают последовательное использование различных средств – от самых простых двигательных действий до более сложных с одновременным развитием двигательных качеств, формированием определенных двигательных навыков. Главная программно-методическая особенность занятий в группе детей дошкольного возраста – доступность с учетом возрастных особенностей. В процессе физического воспитания решаются задачи и всестороннего развития личности: умственного, нравственного, трудового и др.
Теория физического воспитания детей дошкольного возраста – наука об общих закономерностях физического воспитания и формирования личности ребенка. Важнейшей задачей, определяющей особую значимость физического воспитания как основы всестороннего развития, является формирование здорового, крепкого, закаленного, жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребенка, хорошо владеющего своими движениями, любящего спортивные и физические упражнения.
Через движения ребенок познает мир, развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность, дисциплинированность, коллективизм.
Нормально развивающийся ребенок постоянно стремится к движениям. В настоящее время физическое воспитание детей дошкольного возраста регламентируется программами дошкольного образования, которые ориентированы на формирование у детей основных двигательных навыков. Необходимость поиска путей повышения эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста, заинтересованности и мотивированности дошкольников к систематическим занятиям физической культурой заставляют педагогов и инструкторов по физической культуре подбирать новые способы организации непосредственно образовательной деятельности. Одним из способов является система «круговой тренировки».
Круговая тренировка — это одна из форм занятий, при которой упражнения выполняются в процессе движения по кругу, замкнутой линии, либо группами с переходом от одного места выполнения задания на другое в определенной последовательности.
Характерными чертами круговой тренировки, как самостоятельной организационно — методической формы построения занятия являются:
· последовательность выполнения упражнений в процессе прохождения «станций», расположенных «по кругу»;
· использование хорошо освоенных упражнений;
· периодическая смена тренировочных упражнений на «станциях»;
· последовательное включение в работу различных мышечных групп;
· регламентация работы и отдыха на каждой «станции»;
· индивидуализация тренировочной нагрузки;
· систематическое и постепенное повышение тренировочных требований.
Основу круговой тренировки составляет серийное выполнение и повторение нескольких видов физических упражнений, подобранных и объединенных в комплекс. Каждый комплекс можно определить «станцией», выполнение которого организуется после четко оглашения правил. Каждая «станция» имеет свое место в зале или на спортивной площадке. Последовательность выполнения «станций», продолжительность выполнения упражнений и методические указания оговаривается до начала движения. На каждой «станции» выполняется один вид упражнений или движений с определенным количеством повторений или временным отрезком, между «станциями» соблюдается интервал отдыха. В круговую тренировку включаются ранее разученные упражнения, либо упражнения технически не сложные, не требующие подготовки и разучивания: прыжки, перешагивания и др. А также упражнения, которые дошкольники будут выполнять самостоятельно, без страховки и с желанием. Подобный подход даст возможность сосредоточить внимание занимающихся на правильном выполнении упражнений.
Круговую тренировку можно по праву считать эффективным способом закрепления и совершенствования двигательных навыков. Ведь в процессе непрерывной работы на «станциях» увеличивается моторная плотность занятия, при этом происходит регулярная смена деятельности, оказывающая тренировочный эффект на различные группы мышц, развитие двигательных качеств и навыков.
Упражнения, используемые на «станциях», подбираются с учетом программы, что позволяет не только вспомнить и закрепить разученные движения, но и внести разнообразие в систему организации непосредственно образовательной деятельности.
Работа по «станциям» подразумевает разделение детей на группы, что позволяет использовать большое количество спортивного оборудования и инвентаря, а также оказывать индивидуальные педагогические рекомендации.
В процессе круговой тренировки решаются оздоровительные, образовательные и воспитательный задачи. При составлении круговой тренировки необходимо учитывать задачи, связанные с закреплением и совершенствованием двигательных умений и навыков, развитием двигательных качеств детей дошкольного возраста, поскольку именно от этого будет зависеть подбор упражнений на «станциях». Важно включить в круговую тренировку упражнения на развитие разных групп мышц и чередовать последовательность «станций», тем самым варьируя нагрузку на детский организм и делая занятие более эмоциональным и разнообразным.
Круговая тренировка позволяет применить большое количество разнообразных упражнений при одновременном участии большого количества занимающихся, при этом сохраняя высокую моторную плотность занятия.
Круговая тренировка может быть использована в подготовительной и основной частях занятия с дошкольниками.
При использовании круговой тренировки во время проведения утренней гимнастики или подготовительной части непосредственно образовательной деятельности включают такие упражнения на «станциях», которые не требуют больших мышечных усилий, хорошо разучены детьми, охватывают все группы мышц и, тем самым, подготавливают организм дошкольников к выполнению основной нагрузки.
При использовании круговой тренировки в основной части занятия необходимо придерживаться программы и задачам, и подбирать те упражнения и двигательные действия, которые требуют лишь повторения, закрепления или совершенствования, при этом предусматривают развитие двигательных качеств занимающихся при оптимально дозированной нагрузке. Но, необходимо помнить о важности проведения качественной разминки перед прохождением «станций», включающей в себя общеразвивающие упражнения.
Проведение круговой тренировке требует от педагога детальной подготовки в выборе упражнений, последовательности «станций» их четким границам размещения на площадке, подборе спортивного оборудования и инвентаря. Важно определить площадь каждой станции с учетом обеспечения безопасности для всех занимающихся при помощи ориентиров, разметки, ограждений, образной графической информации.
Смена «станций» может проходить по истечению определенного интервала времени, по команде педагога или звуковому сигналу. Интервалы отдыха между «станциями» необходимо учитывать для переключения внимания занимающихся с одного вида деятельности на другой, с одного двигательного действия на другое. Во время перехода от «станции» к «станции» можно применять дыхательные упражнения, пальчиковую гимнастику и др. Также, при необходимости, проговорить правила выполнения следующих упражнений.
Не секрет, что ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста является игра. Именно поэтому важно создавать интересные и увлекательные «станции», окрашивая их сюжетом, образным названием, применять приемы имитации и подражания.
Очень важно внимательно отнестись и к формированию педагогом групп и подгрупп детей занимающихся, учитывая уровень физической подготовленности и уровень физического развития, создавая, тем самым, «ситуации успеха» для каждого ребенка в каждой подгруппе. Понятия «успех» и «ситуация успеха» не одно и то же. «Ситуация успеха» — это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех — результат подобной ситуации. Ситуация — это то, что мы способны организовать, это результат продуманной стратегии и тактики. В подгруппе детей с равными физическими возможностями каждый воспитанник будет чувствовать себя уверенно и комфортно, будет стремиться к выполнению упражнений с большей заинтересованностью, не оглядываясь на других. Очень важно понимать, что деятельность, приносящая успех и удовлетворение дошкольнику, становится для него фактором развития, а это значит, что деятельность на занятии физической культурой должна быть организована так, чтобы занимающиеся могли пережить радость достижения своего успеха, осознать свои возможности, поверить в себя.
Использование круговой тренировки, как способа организации дошкольников во время непосредственной образовательной деятельности по физической культуре, как средства закрепления программного материала в области «Физическое развитие» и совершенствования физических и навыков позволяет не только повысить эффективность физического воспитания. Круговая тренировка приучает дошкольников к самостоятельному мышлению при развитии двигательных качеств, вырабатывает алгоритм заранее запланированных действий, воспитывает собранность и организованность при выполнении упражнений, повышает активность, целеустремленность и дисциплину, помогает воспитывать устойчивый интерес к физической культуре.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Менхин Ю.В. Физическое воспитание: теория, методика, практика. – Москва, 2003 г. 136-137 с.;
2. Шарманова С.Б., Федоров А.Н., Черепов Е.А. Круговая тренировка в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста. – Москва, 2004 г. 22-23 с.;
3. Горшков В.П., Мальцева А.Н., Шальдин А.Г. «Круговая тренировка»-средство дифференцированного подхода к физическим нагрузкам: Методические рекомендации. – Челябинск: ЧОИУУ, 1992 г. 28 с.;
Коняхина Г.П., Черная Е.В., Сайранова О.С. Методика проведения круговой тренировки в избранном виде спорта Учебно-методическое пособие. – Челябинск, 2017 г. 5-6 с