8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

Исследование колористических способностей детей 3-4 лет в аппликации

Автор: Андреенко Светлана Сергеевна

способностей дошкольников 4-5 лет в аппликации

Цветовое  художественное развитие,  затрагивает возможность наиболее широко развить органы чувств ребенка, способности видеть красоту в простых колористических образах, что окажет влияние на формирование одного из основных изобразительных  критериев — стремление к красоте. Одним из средств развития цветовосприятия у детей является аппликация.

Проблемы развития колористических способностей и цветовоспроизведения на занятиях изобразительной деятельностью рассматривались в работах Н.Н. Волкова, Л.В. Компанцевой, B.C. Кузина, Г.В. Черемных А.П. Яшухина и др.

Методические аспекты использования цвета в детском продуктивном творчестве изучались С.Е. Игнатьевым, Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, Э.И. Кубышкиной, B.C. Кузиным, B.C. Мухиной, Л.Г. Пантелеевой, Э.Г. Пилюгиной, Ю.А. Полуяновым, Н.П. Сакулиной, и др. 

В научной литературе накоплены определенные данные о цветовосприятия у дошкольников. Интересны исследования  ученых  Л.А. Венгер, Н.Б. Венгер, Л.С. Выготского, Люшера, проводивших исследования в области психологии цветовосприятия. В человеческом языке, однако, используются одни и те же термины для обозначения цвета этих двух разных типов объектов. 

Основную долю предметов, вызывающих цветовые ощущения, составляют предметы обусловленные следующими факторами: его окраской и свойствами его поверхности; свойствами источников света и среды, через которую свет распространяется. Цвет служит средством общения, он пробуждает вереницу эмоций, притягивающих её к тому или иному предмету.

Наука о цвете имеет свои исторические корни. На основании опыта живописцев своего времени они пришли к мысли о существовании немногих основных цветов (красок), путем смешения которых можно получать оттенки.

Большой вклад в науку о цвете внес Юнг Т., он высказал предположение о том, что три основных цвета (красный, желтый, синий) вызывают разную частоту вибрации в сетчатке, которые воспринимаются тремя субстанциями зрительного аппарата.

Цвет является средством непосредственного отображения мира переживаний и эмоций ребенка, по мнению педагогов и психологов (Л.А. Венгер, И.Д. Венев, Г.Г. Григорьев, З.М. Истомина, В.С. Мухина, Э.Г. Пилюгина, Н.П. Сакулина, А.М. Фонарев) использование на занятиях изобразительной деятельности цветовых и «сенсорных эталонов» имеет огромное значение для развития цветоразличительных, но и для формирования абстрактно — образного мышления.

Рассмотрим, как закладываются колористические способности, зарождаясь из первых эмоциональных проявлений, переходящих в эстетические чувства.

Использования цвета, как выразителя эмоционального отношения ребенка к изображаемому, выдвинутое еще Е.А. Флериной, подтверждается исследованиями В.А. Езинеевой, А.В. Компанцевой, В.С. Мухиной и др. 

По мере усвоения ребенком изобразительного опыта, познания им окружающего мира, цвет в детском рисунке и аппликации становится более реалистичным (исследования В.С. Мухиной, Н.П. Сакулиной, Е.А. Флериной и др.). 

Воздействие цвета на эмоциональное состояние ребенка дошкольного возраста доказано тем, что они способны различать предметы разного цвета. Уже в четыре года дети воспринимают цвет в книжной иллюстрации и в своей поделке как средство украшения. Так, ребенок способен осознанно использовать цвет для передачи своего отношения к изображаемому образу: яркими, чистыми, красивыми цветами он обычно изображает любимых героев, приятные события, а темными («грязными») — нелюбимых, злых персонажей и печальные явления. В исследованиях В.С. Мухиной отмечено, что при изображении приятных событий дети предпочитают теплые тона, а неприятных — холодные. 

Вместе с тем, усвоение эталонов цвета имеет двоякое влияние на развитие восприятия ребенка. Как отмечает В.С. Мухина, эталоны определяют с одной стороны, характер развития восприятия: ребенок учится классифицировать предметы по их свойствам. 

 В.С. Мухина считает необходимым расширять (эталонность) восприятия в условиях изучения детьми «художественных языков» при обучении в рисовании и в аппликации. Это, по ее мнению, обогатит восприятие и одновременно даст возможность получать эстетическое наслаждение от красоты конкретного предмета или явления.

Дети  любят цвет, красочность отвечает их эстетическим запросам, они стараются сделать свои работы яркими,  иногда нарушая  правдоподобие, дети могут создать голубых цыплят, розовых собачек, разноцветные дома, объясняя при этом: «Так красивее». 

Восприятие цвета по мнению А.Д. Логвиненко, характеризуется предметным содержанием. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.

Результатами работы в данном направлении должны стать:

— активность и самостоятельность детей в аппликации;

— умение находить новые способы для художественного изображения;

— умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности (цвет).

Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составные элементы.   

Так, можно выделить чувство цвета, когда эстетическое чувство возникает от восприятия красивых цветосочетаний: яркие звезды на темном небе, золотисто-желтые цветы одуванчиков в зелени травы; темное пальто и яркая (или светлая) шапочка.

В эстетическом чувстве одна из его сторон — чувство цвета  может быть наиболее ярко выраженной, что непосредственно связано с тонкостью ощущений (цветовых).  

Данные особенности  образуют  способность к развитию определенного качества, в данном случае колористического.  

Термин «колорит» происходит от латинского слова «color», означающего в переводе «цвет», «краска». 

Колорит характеризуется также как некое оптическое целое, как совокупность всех цветов, рассматриваемых с некоторого расстояния» [18]. Такое толкование колорита предлагает нам А. Зайцев. По его м

нению, оно является широко распространенным и в настоящее время. Именно в этом смысле принято говорить о холодном, теплом, серебристом или каком-либо другом колорите. 

Постепенно дети приобретают способность к элементарным эстетическим суждениям (о явлениях жизни, о предметах декоративно-прикладного искусства, созданных человеком).

Следовательно процесс обучения должен осуществляться одновременно по нескольким направлениям, но с обязательным соблюдением принципа — от простого к сложному:

— От сенсомоторного, наглядно-действенного мышления к образному;

— От индивидуальных к совместным действиям;

— От манипулирования простейшими цветными формами к составлению целого из частей, и, наконец, составления несложных цветовых композиций из нескольких предметных изображений;

— От действий с помощью взрослого к самостоятельным творческим действиям.

×
×
×

Дополнительная

Скидка 15%

на любой курс

Промокод: В Ы Г О Д А 1 5
Выбрать курс со скидкой
Черная пятница Черная пятница Черная пятница