8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

Использование технологии сотрудничества на уроках в начальной школе.

Автор: Байкова Елена Борисовна

Байкова Елена Борисовна,

учитель начальных классов,

ГБОУ лицей 590

Красносельский район Санкт-Петербурга

 

«Игровые технологии  на уроках математики» 

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный  мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».                             

(Из работы В.А.Сухомлинского “О воспитании”).

 Задачей современной школы должно стать формирование человека, совершенствующего себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути реализации, т.е. творческого в широком смысле этого слова.

Учебно-воспитательный процесс в начальных классах весьма многогранен и, прежде всего, направлен на развитие у детей речи, памяти и мышления. И здесь немаловажное значение имеет грамотное и умелое использование игровых методов  в обучении детей.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению того или иного предмета.

Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации. Таким образом,  усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

        Начальная школа способна решать новые задачи, поставленные перед российским образованием, в первую очередь обеспечить условия для развития ребенка как субъекта собственной деятельности, субъекта развития (а не объекта педагогических воздействий учителя). Именно так формулируются задачи начального образования в Федеральных государственных стандартах общего образования.

                 Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую.

         Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – дидактическая игра:

помогает снять чувство усталости;

раскрывает способности детей, их индивидуальность;

усиливает непроизвольное запоминание. 

         Поэтому игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы, особенно при работе с 1-м и 2-м классами. Первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, т.к. именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной. Этот переход возможен только при интенсивном формировании всех видов универсальных действий.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:

1. Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи.

2. Учебная деятельность подчиняется правилам игры.

3. Учебный материал используется в качестве ее средства.

4. В учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых.

5. Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

Как же облечь урок в игровую форму в школьной практике?

Здесь великое множество вариантов, но обязательно соблюдение следующих условий:

1. Соответствие игры учебно-воспитательным целям урока.

       2. Доступность для учащихся данного возраста.

       3. Умеренность в использовании игр на уроках.

         Кроме того, в рамках темы можно выделить такие виды уроков:

— ролевые игры на уроке (инсценировки);

— игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок-соревнование, урок-конкурс, урок-путешествие, урок — КВН);

— игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора, сделать вычисления и т.д.);

— использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, рефлексия, повторение и систематизация изученного);

— различные виды внеклассной работы   (КВН, экскурсии, олимпиады и т.п.)

        Применение игровых технологий на уроках в начальных классах необходимо, так как ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна. 

        Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Педагогические технологии по преобладающему методу различаются на:

1.     Игровые.

2.     Догматические, репродуктивные.

3.     Объяснительно-иллюстративные.

4.     Развивающие.

5.     Проблемные, поисковые.

6.     Программированные.

7.     Диалогические.

8.     Творческие

9.     Саморазвивающие.

10.   Информационные (компьютерные).

В жизни детей игра выполняет такие важнейшие функции, как:

развлекательную (основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес); 

коммуникативную: освоение диалектики общения; 

самореализации; 

терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности; 

диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры; 

коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей; 

межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей; 

социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития. 

Какое же значение имеет игра?

          В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

         Наряду с трудом и учением игра – один из основных видов деятельности  в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В структуру игры как деятельности личности входят этапы:

— целеполагания;

— планирования;

— реализации цели;

— анализа результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.

 возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребностей, самоутверждения, самореализации.

В структуру игры как процесса входят:

— роли, взятые на себя играющими;

— игровые действия как средства реализации этих ролей;

— игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

— реальные отношения между играющими;

— сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Ценность игры в психолого-педагогическом контексте:
1. Игра выполняет важнейшие функции — формирует УУД.
2. Активизация и интенсификация учебного процесса.
3. Учебно-познавательная направленность.
4. Эффективность сочетания с любым учебным материалом.

            На уроках математики я постоянно применяю игровые методы — часто использую дидактические и сюжетно-ролевые игры,  загадки, ребусы, стараюсь преподнести материал в необычной форме: урок-сказка, урок-путешествие, урок-исследование и другие… 

         Практически на каждом уроке в той или иной степени проводятся игры. Это могут быть игры: «Кто быстрее?»,  «Сходим в гости», «Молчанка», «Исправь ошибку», «Поднимись по лесенке» и т.д.

                  Дети с большим интересом принимают участие в играх и незаметно для себя усваивают необходимый материал.

         — Особенно нравятся детям соревновательные игры, такие как  «Кто быстрее?». На доске  написаны примеры на сравнение или вычисление. Класс делится на две группы. Из каждой группы по очереди выходят к доске учащиеся и решают примеры или ставят знаки   (>, < =). Побеждает та группа, которая быстрее и правильно справится с заданием.

     — «Кто быстрее поднимется по лестнице» На доске или на отдельных карточках написаны примеры в виде лестницы, решая эти примеры, ученики, поднимаются все выше и выше.

     — «Угадай, как образуется ряд чисел и продолжи этот ряд» Например: пишется несколько чисел, потом ученики должны продолжить этот ряд —    2, 5, 4, 7, 6, …..  продолжить, добавив ещё пять чисел. Здесь надо определить, что последующее число  образовалось, когда мы прибавили к предыдущему «3», а потом из полученного числа вычли «1» и т.д.

    И  другие игры.

         Применение игровых методов в современном процессе обучения невозможно представить без использования компьютерных технологий. Это позволяет дифференцировать учебную деятельность на уроках, активизирует познавательный интерес учащихся, развивает их творческие  способности, стимулирует  умственную  деятельность. Со стороны   учителя  и  родителей  необходим  контроль   за   содержанием  игр и временем работы за компьютером.
        Ценность специальных программ для обучения детей математике, русскому языку, окружающему миру в том, что они в более наглядной форме представляют содержание данных предметов, что и позволяет детям легко и быстро овладеть этим материалом.   

       В своей работе на многих  уроках  я также использую ИКТ, в том числе и на уроках математики. Ученики 1–4-х классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь помогают яркость и занимательность компьютерных слайдов,  анимации.  Уроки с использованием  компьютерных  технологий позволяют сделать их  более  интересными,  продуманными,  мобильными.  Так арифметические действия предстают перед детьми в виде  изменяющихся  по  числу и размеру группы предметов,  определенное понятие или класс предметов — в виде схемы. 
Спектр  использования  возможностей  ИКТ  достаточно  широк.

×
×