Автор: Байкова Елена Борисовна
Байкова Елена Борисовна,
учитель начальных классов,
ГБОУ лицей 590
Красносельский район Санкт-Петербурга
«Игровые технологии на уроках математики»
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
(Из работы В.А.Сухомлинского “О воспитании”).
Задачей современной школы должно стать формирование человека, совершенствующего себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути реализации, т.е. творческого в широком смысле этого слова.
Учебно-воспитательный процесс в начальных классах весьма многогранен и, прежде всего, направлен на развитие у детей речи, памяти и мышления. И здесь немаловажное значение имеет грамотное и умелое использование игровых методов в обучении детей.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению того или иного предмета.
Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации. Таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
Начальная школа способна решать новые задачи, поставленные перед российским образованием, в первую очередь обеспечить условия для развития ребенка как субъекта собственной деятельности, субъекта развития (а не объекта педагогических воздействий учителя). Именно так формулируются задачи начального образования в Федеральных государственных стандартах общего образования.
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую.
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – дидактическая игра:
помогает снять чувство усталости;
раскрывает способности детей, их индивидуальность;
усиливает непроизвольное запоминание.
Поэтому игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы, особенно при работе с 1-м и 2-м классами. Первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, т.к. именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной. Этот переход возможен только при интенсивном формировании всех видов универсальных действий.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:
1. Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи.
2. Учебная деятельность подчиняется правилам игры.
3. Учебный материал используется в качестве ее средства.
4. В учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых.
5. Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Как же облечь урок в игровую форму в школьной практике?
Здесь великое множество вариантов, но обязательно соблюдение следующих условий:
1. Соответствие игры учебно-воспитательным целям урока.
2. Доступность для учащихся данного возраста.
3. Умеренность в использовании игр на уроках.
Кроме того, в рамках темы можно выделить такие виды уроков:
— ролевые игры на уроке (инсценировки);
— игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок-соревнование, урок-конкурс, урок-путешествие, урок — КВН);
— игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора, сделать вычисления и т.д.);
— использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, рефлексия, повторение и систематизация изученного);
— различные виды внеклассной работы (КВН, экскурсии, олимпиады и т.п.)
Применение игровых технологий на уроках в начальных классах необходимо, так как ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна.
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Педагогические технологии по преобладающему методу различаются на:
1. Игровые.
2. Догматические, репродуктивные.
3. Объяснительно-иллюстративные.
4. Развивающие.
5. Проблемные, поисковые.
6. Программированные.
7. Диалогические.
8. Творческие
9. Саморазвивающие.
10. Информационные (компьютерные).
В жизни детей игра выполняет такие важнейшие функции, как:
развлекательную (основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
коммуникативную: освоение диалектики общения;
самореализации;
терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей;
социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Какое же значение имеет игра?
В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
Наряду с трудом и учением игра – один из основных видов деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В структуру игры как деятельности личности входят этапы:
— целеполагания;
— планирования;
— реализации цели;
— анализа результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.
возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребностей, самоутверждения, самореализации.
В структуру игры как процесса входят:
— роли, взятые на себя играющими;
— игровые действия как средства реализации этих ролей;
— игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
— реальные отношения между играющими;
— сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Ценность игры в психолого-педагогическом контексте:
1. Игра выполняет важнейшие функции — формирует УУД.
2. Активизация и интенсификация учебного процесса.
3. Учебно-познавательная направленность.
4. Эффективность сочетания с любым учебным материалом.
На уроках математики я постоянно применяю игровые методы — часто использую дидактические и сюжетно-ролевые игры, загадки, ребусы, стараюсь преподнести материал в необычной форме: урок-сказка, урок-путешествие, урок-исследование и другие…
Практически на каждом уроке в той или иной степени проводятся игры. Это могут быть игры: «Кто быстрее?», «Сходим в гости», «Молчанка», «Исправь ошибку», «Поднимись по лесенке» и т.д.
Дети с большим интересом принимают участие в играх и незаметно для себя усваивают необходимый материал.
— Особенно нравятся детям соревновательные игры, такие как «Кто быстрее?». На доске написаны примеры на сравнение или вычисление. Класс делится на две группы. Из каждой группы по очереди выходят к доске учащиеся и решают примеры или ставят знаки (>, < =). Побеждает та группа, которая быстрее и правильно справится с заданием.
— «Кто быстрее поднимется по лестнице» На доске или на отдельных карточках написаны примеры в виде лестницы, решая эти примеры, ученики, поднимаются все выше и выше.
— «Угадай, как образуется ряд чисел и продолжи этот ряд» Например: пишется несколько чисел, потом ученики должны продолжить этот ряд — 2, 5, 4, 7, 6, ….. продолжить, добавив ещё пять чисел. Здесь надо определить, что последующее число образовалось, когда мы прибавили к предыдущему «3», а потом из полученного числа вычли «1» и т.д.
И другие игры.
Применение игровых методов в современном процессе обучения невозможно представить без использования компьютерных технологий. Это позволяет дифференцировать учебную деятельность на уроках, активизирует познавательный интерес учащихся, развивает их творческие способности, стимулирует умственную деятельность. Со стороны учителя и родителей необходим контроль за содержанием игр и временем работы за компьютером.
Ценность специальных программ для обучения детей математике, русскому языку, окружающему миру в том, что они в более наглядной форме представляют содержание данных предметов, что и позволяет детям легко и быстро овладеть этим материалом.
В своей работе на многих уроках я также использую ИКТ, в том числе и на уроках математики. Ученики 1–4-х классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь помогают яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации. Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Так арифметические действия предстают перед детьми в виде изменяющихся по числу и размеру группы предметов, определенное понятие или класс предметов — в виде схемы.
Спектр использования возможностей ИКТ достаточно широк.