Автор: Дорошенко Ольга Михайловна
«Если с детства у ребёнка не воспитана любовь к книге,
если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь –
в годы отрочества душа подростка будет пустой,
на свет «божий» выползает как будто неизвестно откуда взявшиеся плохое»
В. С. Сухомлинский
В последнее время в российском обществе стал очень остро ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствие согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров. Настоящее и будущее нашего общества и государства определяется духовно – нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достижения всех народов России. Поэтому духовно нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться, сегодня всеми, особенно кто имеет отношение к детям. И одной из приоритетных задач в системе образования дошкольников, является воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности, а именно воспитание гражданина страны на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации.
Духовно-нравственное воспитание в системе образования дошкольников тесно переплетается со всеми образовательными областями нашей дошкольной образовательной программы.
Кратко напомню, какие ценности развиваются в разных направлениях в работе с дошкольниками по формированию духовно-нравственных ценностей, через познавательную и творческую деятельность.
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся строится на основании базовых национальных ценностей по следующим направлениям:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, ценность свободы выбора и признание закона и правопорядка, ценность мира в многонациональном государстве, толерантность, как социальная форма гражданского общества.
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: ценность человеческой жизни, смысл жизни; ценность мира–как принципа жизни, ценность добра, справедливости, милосердия, чести, достоинства; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
3. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: планета Земля – общий дом для всех жителей Земли, ценность природы, родной земли, родной природы, заповедной природы; ответственность человека за окружающую среду.
4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: ценность семьи, уважение родителей, забота о старших и младших; ценность здоровья (физического, нравственного и социально-психологического), стремление к здоровому образу жизни.
5. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: ценность труда и творчества; ценность познания мира; ценность таких качеств личности как целеустремленность и настойчивость, бережливость.
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: дар слова, ценность красоты в различных её проявлениях, ценность труда – как условия достижения мастерства, ценность творчества.
Формирование духовно-нравственных ценностей это огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий педагогу эффективно реализовывать целевые установки «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Отбор содержания познавательного материала в каждом НОД осуществляется с ориентацией на формирование базовых ценностей. В детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.
Так, например НОД «Развитие речи» несет особое отношение к слову, к языку, его колориту и мудрости, духовно-нравственному содержанию, воспитывает толерантность, учит решать коммуникативные задачи, осваивать этикетные формы обращения и поведения, развивает уважение и интерес к творческой работе.
НОД «Окружающий мир» дает возможность формировать знания о природе, человеке и обществе, работать над осознанием характера взаимодействия между ними и на этой основе воспитывать экологическое отношение к окружающему миру. Материал расширяет представления детей о своем крае, природных условиях и ресурсах, об особенностях взаимодействия человека, природы, общества; воспитывают бережное отношение к природе и продуктам труда человека, задают образцы служения Отечеству, формирует чувство сопричастности к жизни России, гордости за свою Родину, к народу и нашей истории.
Содержание НОД «Математика» способствует воспитанию трудолюбия, уважения к интеллектуальному труду, стремления к познанию. Материал обогащён культурными и ассоциативными связями с литературой, живописью, историей, в них находят своё отражение знаменательные свершения и события нашей Родины.
НОД «Художественная литература» содержит литературные тексты мастеров художественного слова, детских писателей, фольклорные произведения народов России, литературные тексты исторического содержания, работая с которыми дети постигают простые и вечные истины добра, сострадания, сочувствия, любви к другим людям, к Родине, чувство патриотизма и гордости за свою страну. В процессе взаимодействия дошкольника с художественными произведениями, которому помогают вопросы и задания, происходит интеллектуальное познание и самопознание, переосмысление читательских переживаний и перенос эстетических, нравственных открытий в жизненный опыт.
Музыка и изобразительное искусство помогают решать задачи патриотического, эстетического воспитания учащихся, творческого отношения к жизни. Обучение строится на основе лучших культурно-исторических и национально-культурных традиций народов России.
А в свободной творческой деятельности, в ходе реализации разнообразных проектов определяются социальные процессы, переходящие в духовно-нравственное воспитание дошкольников
— Проект «Мой родной край». Сбор краеведческого материала о прошлом края, достопримечательностях, народах, их обычаях, животных и растениях, книгах и фильмах, посвященных родному краю.
— Практико-ориентированный проект «Словарик речевого этикета». Разработка и создание словарика «волшебных слов», их значения и истории возникновения.
— Социальный проект «Помощь местным растениям и животным». Сбор информации о животных и растениях, нуждающихся в помощи. Уборка мусора, изготовление кормушек, организация дежурства для подкормки птиц, озеленение территории детского сада.
— Творческий проект «Инсценировка сказки». Выбор сказки, распределение ролей, изготовление костюмов и декорации, репетиции, выступление перед детьми других групп.
— Этнокультурный проект «Фестиваль национальных спортивных игр» Подбор материала, распределение обязанностей, организация и проведение спортивных игр, подготовка наград и награждение победителей.
Вывод…. Воспитание духовно-нравственных чувств у дошкольников успешно происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия.