8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

развитие функциональной грамотности

Автор: Нина Васильевна Столярова

               Формирование функциональной грамотности на уроках истории

   Вопрос формирования функциональной грамотности — это один из стратегических вопросов современного образования. Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования

     Термин «Функциональная грамотность» был введен в 1957 году ЮНЕСКО, наряду с понятиями «грамотность» и «минимальная грамотность». Грамотность – это навыки чтения, письма, счета и работы с документами. Минимальная грамотность – это способность читать и писать простые сообщения.

       Формирование функциональной грамотности – сложный, многосторонний,  длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая в своей работе различные современные образовательные педагогические технологии.

      Содержание функциональной грамотности формируется в рамках урока. Можно выделить несколько основных видов функциональной грамотности, которые формируются на уроках истории и обществознания, такие как:
коммуникативная грамотность, предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи;
 информационная грамотность умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из интернета, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;
деятельностная грамотность — это проявление организационных умений и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.
 Читательская грамотность выделяется как один из элементов  информационной грамотности. Читательская грамотность или смысловое чтение – важнейший метапредметный результат обучения. На уроках истории и обществознания  формирование читательской грамотности происходит через работу с текстом учебника. Работа с материалами учебника является важнейшим структурным элементом урока.

Модельная карта учебных заданий по Истории России под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся 7 класса.

Типовая задача

Планируемый результат

Учебное задание

                                                                ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своей цели, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Понимает и использует тексты, находит и извлекает информацию из текста, использует информацию из текста для выражения и обоснования собственного мнения.

Прочитайте текст «День Наума Грамотника».

По старой русской традиции со дня Наума начинали учить детей грамоте. День начинали с того, что служили молебен, спрашивали благословения на отрока и приглашали в дом учителя. Учитель являлся в назначенное время в дом родителей, где его встречали с почтением, ласковым словом. Говорили: «Умная голова сто голов кормит», «Кто грамоте горазд, тому не пропасть». К учению в народе относились с благоговением, а учителя на Руси почитали особо, работу его считали важной и трудной. Отец, держа за руку сына, передавал его учителю с просьбами учить уму-разуму, а за леность наказывать побоями, мать в это время должна была плакать по своим детям, отправляющимся учиться, «иначе худая молва пойдет», потому что учение всегда сопровождалось вколачиванием наук розгами. На другой день ученика отправляли к учителю с азбукой и указкой. Каждое учение начиналось с трех ударов розгами, дети должны были дать три земных поклона учителю и обязаны были его слушаться беспрекословно. На уроках нельзя было есть, а то «заешь выученное», книгу следовало закрыть, а то «все позабудешь».

Говорили, что «пророк Наум и худой разум наведет на ум». В награду за труды, отец с матерью подносили учителю каравай хлеба и полотенце, в которое завязывали деньги  в качестве оплаты занятий.

Но чаще всего занятия оплачивались едой: мать ученика приносила учителю курицу, лукошко яиц и горшок с гречневой кашей.

День Наума Грамотника раньше считался Днем учителя. Наум-покровитель ума, знаний. Занятия в школе проходили вот так: длинный стол, вдоль него лавка, на стене полка с книгами и обязательно плетка…  На лавке ученики, за столом – учитель.

См. илл. в учебнике:  стр.226

 

    Можно использовать такие формы и методы работы, как составление вопросов к тексту, тезисного плана, хронологических таблиц и логических схем; преобразование цифровой информации в диаграмму или гистограмму; подбор примеров к тексту; объяснительное комментированное чтение; аналитическое чтение; составление рассказа по иллюстрации; выделение смысловых частей текста и другие.

     Таким образом, данные приемы работы помогут формировать на уроках функциональную грамотность обучающихся, развивать основные умения и навыки, воспитывает внутреннюю самооценку, повышает учебную мотивацию учеников.

При формировании функциональной грамотности учитель выступает в роли организатора, консультанта и помощника.

Ученик, владеющий такими навыками, сможет в будущем стать хорошим специалистом, самостоятельным человеком, способным определять проблему и искать пути ее решения.

 

 

                                                           Работу выполнила учитель истории и обществознания

                                                           Школа № 555 «Белогорье» Приморского района СПб

                                                           Столярова Нина Васильевна

 

 

×
×