8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

Использование игровых упражнений на занятиях по английскому языку как один из методов интенсификации процесса обучения.

Автор: Надежда Владимировна Добровольская

Использование игровых упражнений на занятиях по английскому языку как один из методов интенсификации процесса обучения.

 

Н. В. Добровольская

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №54 Советского района Волгограда»

This article is about the using of  the game in the process of teaching English language.

 

Как сделать каждое занятие интересным, увлекательным и добиться того, чтобы оно развивало познавательный интерес, творческую мыслительную активность школьников? Среди разнообразных приемов организации занятий наибольший интерес у учеников вызывают игры, игровые ситуации. 

Использование игровых ситуаций на уроках английского языка дает возможность внести в процесс обучения естественность. Но игровые ситуации должны обязательно соответствовать следующим критериям – интересу, познавательности, практической направленности, естественности.

Упражнения игрового характера могут быть разными по-своему назначению, содержанию, способам организации и проведения их, материальной оснащенности, количеству участников. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать лексические, грамматические навыки и т.д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности и т. д. В основном игры не носят чисто лексический или чисто грамматический характер. Лексические игры могут стать грамматическими, орфографическими и т. д. Сам факт, что игра вызывает интерес и активность школьников и дает им возможность проявить себя в увлекательной для них деятельности, способствует более быстрому и прочному запоминанию иноязычных слов и предложений. Этому же служит и тот факт, что знание материала является обязательным условием активного участия в игре, а иногда обязательным условием выигрыша. Игра дает возможность не только совершенствовать, но и приобретать новые знания, так как стремление выиграть заставляет думать, вспоминать уже пройденное и запоминать все новое. Еще одним условием игры является ее доступность. Игра активизирует стремление учеников к контакту друг с другом и учителем, создает условие равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником. Важно также, чтобы преподаватель умел увлечь, заразить детей игрой.

Место игр на занятии и отводимое им время зависят от ряда факторов: подготовки школьников, изучаемого материала, конкретных целей и условий занятия и т. д. Индивидуальные и тихие игры можно выполнить в любой момент урока. Коллективные желательно проводить в конце занятия, поскольку в них ярче выражен элемент состязательности, они требуют концентрации внимания и т. д. Что касается фиксации ошибок во время игры, то желательно, чтобы учитель делал это, не отвлекая детей, осуществляя анализ после окончания игры.

На начальном этапе игровые ситуации выполняются на элементарном уровне, что дает возможность ученикам проявить свои знания, проверить свои возможности во время беседы (тематика «Знакомство», «Приветствие», «Семья», «Друзья» и т. д.). Эти темы расширяются при изучении их в средней школе с постепенным усложнением задачи стимулируя, таким образом,  речевое общение на более высоком уровне, формируя мотивацию и повышая интерес к изучению английского языка. На втором этапе игровые ситуации выполняются уже на продвинутом уровне, с привлечением лексического материала, связанного с будущей профессией учеников, что также является дополнительным стимулом изучения этого языка (рассказ через «переводчика» о своей школе, учебе, о своей будущей профессии, составление маршрута путешествия).

Рассмотрим несколько игр, которые применяются автором в процессе обучения английскому языку у школьников СШ №54 Советского района Волгограда Так, например, при изучении темы «Профессии» можно использовать следующие игры:

1. Кто пользуется этими предметами?  Цель: дифференциация лексики по семантическому признаку. Ход игры: рассмотрите картинки и обозначения к ним и укажите предметы, которые используются секретарем, учителем, продавцом, фотографом, художником, менеджером.  Употребите их в предложениях, добавляя слова из прилагаемого списка.

2. Угадайте род занятий. Цель: запоминание и контроль понимания лексических единиц. Ход игры: по теневым изображениям или фото определите род занятия людей и составьте рассказ о них.

3. Сканворд по-английски.  Цель: закрепление лексики по изученной теме. Ход игры: заполните пустые клетки так, чтобы получились слова по горизонтали и вертикали.

При изучении темы «Путешествие» можно использовать следующие игры, направленные на совместную речевую деятельность и коммуникативное взаимодействие:

1. Уикэнд. Цель: активизация навыков и умений дискутирования, обсуждения, аргументирования, объяснения на английском языке. Ход игры: участники игры разрабатывают маршрут за город и план проведения уикэнда. Каждая группа обсуждает и представляет свой план, при этом учитываются различные условия (места посещения, сумма денег, выбор транспорта и т. п.).

2. План города. Цель: активизация навыков и умений вопросно-ответного взаимодействия. Ход игры: участники образуют пары. Каждый из играющих получает вариант плана города, на котором недостает каких-либо названий или не указаны какие-либо достопримечательности. Задавая друг другу вопросы, играющие устанавливают названия улиц, местоположение достопримечательностей. Они также должны описать дорогу к этим местам от заданной исходной точки.

3. Один день в Лондоне. Цель: активизация монологической речи в предлагаемой ситуации и практика порождения связного развернутого высказывания. Ход игры: играющим задается ситуация: экскурсия по городу. Каждому ученику или группе предлагается сначала назвать достопримечательности города, затем выбрать те из них, которые они хотели бы посмотреть в течение одного дня, а также объяснить свой выбор.

Таким образом, использование различных видов игр является успешным и результативным методом при обучении иностранному языку. Игровые ситуации способствуют не только развитию умения и навыков студентов ведения диалогов на разную тематику с разными партнерами, но и позволяют сделать простые повседневные занятия более интересными. 

 

×
×