Автор: Шульц Мария Александровна
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Соликамский государственный педагогический институт (филиал)
федерального государственного автономного образовательного учреждения
высшего образования
«Пермский государственный национальный исследовательский университет»
Кафедра педагогики и психологии
Игры драматизации как средство интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Разработала: студентка 5 курса отделения заочного обучения
Шульц Мария Александровна
г. Березники 2022.
Актуальность. Одна из важных задач в коррекционной работе по устранению дизартрии является развитие интонационной выразительности речи. Интонационной выразительности речи проявляется в речи у ребенка не сразу. Сначала ребенок воспринимает интонацию окружающих его родных, только после восприятия интонационной выразительности пробует реализовать её сам в собственной речи. Коммуникативное общение является одним из главных факторов развития интонационной выразительности речи, так как ребенок при рождении не обладает навыками голосовых коммуникаций [14, с. 135]. По современным данным онтолингвистики к старшему дошкольному возрасту у детей с нормальным речевым развитием интонационная выразительность речи в целом сформирована. Интонационные конструкции русского языка приближается к эталонным моделям взрослых.
В русском языке существует несколько видов высказывания в экспрессивной речи. У детей интонационное оформление формируется в определенной последовательности. Первый коммуникативный вид высказывание формируется повествовательное предложение. Цель высказывания повествовательного предложения донести информацию. Пример повествовательного предложения на каждом шагу ребенка, например: «Мама, купила молоко». Затем у детей формируется вопросительное предложение. Цель вопросительного предложения, передать какой либо вопрос. Вопросы могут быть разными, например: «Когда наступит лето?». Предложения, которые воспроизводятся особым тоном и особым чувством, называются восклицательные. Детские фразы, содержащие побуждение, имеют восклицательный окрас, например: «Отдай мне мою игрушку!».
Ребенок без речевых нарушений в коммуникации общения научится модулировать своим голосом и правильно использовать интонационные средства выразительности речи. Но если рассматривать ребенка с речевой патологией, то у таких детей ограниченные возможности овладения интонационной выразительности речи.
В логопедии существует множество приемов и методов по формированию интонационной выразительности речи. Одним из приемов являются игры драматизации. В ходе игр драматизации логопед учит детей модулировать голосом, говорить громко, тихо. Передавать интонацией удивление, радость, печаль, страх. Таким образом, формирование интонационной выразительности речи является важным компонентом в развитии речи ребенка.
Интонационная выразительность речи это важнейшее коммуникативное качество речи. Особенностью интонационной выразительности речи, являются умение изменять голос, повышать и понижать его тон, усиливать и понижать громкость, ускорять и замедлять темп речи, использовать паузы, выделять голосом отдельное слово или группу слов, придавать голосу эмоционально-экспрессивную окраску. Интонация — это сложный комплекс просодических характеристик предложений. К ним относят: мелодику речи, темп речи и ее отдельных отрезков, особенности фонации, громкость речи, ритмики. Интонация служит для выражении связи между словами в предложении; разбиение предложения на смысловые части; выделение более важных речевых единиц; выражение цели высказывания [4, с. 19].
Интонация рассматривается как сложный структурный комплекс просодических элементов. Интонационная окраска речи является основной составляющей частью просодики. Элементы просодики реализуются в речевом потоке во всех видах речевых сегментов, при этом выполняя смыслоразличительную роль: в слоге, слове, фраз, предложении. Интонация включает в себя акустические компоненты:
· тон голоса, тембр;
· интенсивность;
· сила звучания голоса;
· мелодика, паузы;
· словесное логическое ударение;
· темп речи.
Акустические особенности интонации зависят от частоты и амплитуды колебания голосовых связок, также от степени мускульной напряженности органов речи, от различной скорости смены артикуляций, от эмоционального тонуса.
Формирование интонационной выразительности является одним из аспектов развития звуковой стороной речи.
В понятие интонационная выразительность речи включает следующие компоненты:
- темп речи;
- паузы;
- тембр речи;
· ритм;
· мелодика;
· сила голоса;
· логическое ударение;
· фразовое ударение.
· На формирование интонационной выразительности речи влияют многие факторы. Различные заболевания влияют на выразительность речи, такие заболевания как гайморит, насморк, дисфония, способствуют возникновению голосовых нарушений [1,с. 47].
· Большую роль в развитие интонационной выразительности речи играет речевое дыхание. Чтобы речь была чистой, фразы были без запинок, для этого необходимо умение правильно воспроизводить короткий вдох и плавный продолжительный выдох. Речевое дыхание обеспечивает правильное звукообразование. Правильное речевое дыхание создаёт условия для подходящей громкости речи. При правильном речевом дыхании соблюдаются чёткие паузы в речи, плавности речи и интонационной выразительности [9, с. 86].
Развитие интонационной выразительности речи в онтогенезе и дизонтогенезе
Изучением особенностей формирования интонационной выразительности речи занимались многие исследователи. Е.М. Хватцев исследовал, что ребёнок после рождения крики издает непроизвольно. Ребенок кричит из разных раздражителей, которые могут быть ему неприятны, например: пошлёпывания, температурой в родовой и другими раздражителями [6, с. 86].
При рождении у ребенка не сформированны интонационные структуры речи, как у взрослого человека. У ребенка просодические компоненты развиваются степенно. Развитие просодических компонентов речи ребенка полностью зависит от его окружения. Только в условиях общении ребенка с взрослыми, а также целенаправленного обучения интонационным структурам речи, будет зависеть уровень сформированности интонационных компонентов речи ребенка. Овладение ребенком темпо – ритмической организацией речи, будет влиять на усвоение понимания ребенком слышимым словом и произносимым. В методической литературе отмечен тот факт, что интонационные компоненты речи формируются у ребенка раньше, чем фонетическая, лексическая и грамматическая. Интонационная сторона речи закрепляется раньше слов, что обусловлено это тем, что связь с эмоционально — экспрессивным аспектом жизни является ведущей в доречевой период [7, с. 134].
Р.В. Тонковой – Ямпольской в своих исследованиях, отметила, что становление интонационной системы начинается с рождения, то есть крика и формируется до 5 лет. К 2 годам у детей в речи появляется побудительные интонации, и вопросительные интонации. К двум годам дети усваивают фразовое ударение. Основными интонационными конструкциями речи: утвердительной, побудительной, вопросительной, дети усваивают к двум годам. После двух лет происходит совершенствование интонационной выразительности речи и её дифференциация. На третьем году жизни речь более выразительна, эмоционально окрашена, заметны индивидуальные вариации интонационной выразительности. К пяти годам при грамотном развитии речи, дети безошибочно произносят в слове ударные и безударные слоги, но по просьбе взрослого, дети в силу своего возраста не смогут выделить ударный и безударный слог [13, с. 25].
Если в методической литературе рассмотреть речь в онтогенезе, то можно сделать вывод, что формирование речи делится на два периода. К первому периоду относится подготовительный, который длиться до 1,5 лет, и до оформления самостоятельной речи. Ко второму периоду нужно отнести период самостоятельной речи, который начинается с 1,5 до 2 лет.
К семи годам дети различают границы предложений в речи «начало предложения», «конец предложения». В этом возрасте у детей интонационная выразительность соответствуют интонации взрослого человека. Формирование интонационной выразительности происходит одновременно с формированием речи. Таким образом, восприятие интонации обгоняет восприятие смысла [5, с. 128].
Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Л.А. Позднякова и другие авторы отмечают, что интонационная выразительность речи особенно актуальна в работе с детьми с дизартрией, так как у детей с дизартрией есть нарушения в просодических компонентах речи. По их мнению, важно проводить коррекционную работу с детьми с дизартрией, так как нарушения у детей не только в произношении звуков, но и отмечаются нарушения в воспроизведении интонации, в модуляции голоса по высоте и силе. У детей с дизартрией голос тихий, или наоборот, голос лишком громкий, из – за снижения мышечного тонуса артикуляционного аппарата и нарушение работы голосовых связок [11, с. 107].
В своих исследованиях формирование интонационных компонентов у детей нарушением речи многие исследователи отметили, что у детей в первую очередь страдает восприятие интонационных структур. У детей нарушается способность владеть своим голосом. Темп речи ускорен, нарушается тембр, речь монотонна, голос тихий. Интонационная структура высказывания в речи искажается. Речь у детей с нарушениями интонации характеризуется как невыразительная, невнятная, монотонная, малопонятная [16, с. 59].
Педагогические условия использование игр драматизаций, как средства формирования интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
Игры – драматизации для детей старшего дошкольного возраста являются особой формой действительности. Использование устного народного творчества в развитие интонационной выразительности речи, это реальность человеческих эмоций, чувств в особых сказочных условиях. Действия в игре – драматизации выполняемые детьми создается взрослыми специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и драматизирующей задачей. В игре – драматизации ребенок не только получает новые умения и навыки, но также обобщает и закрепляет их. Для того чтобы ребенку было интересно учувствовать игре – драматизации, необходимо формировать у него интерес. Интерес у ребенка может, проявляется после просмотров кукольных спектаклей, которые показывает педагог, взяв за основу русскую народную сказку. В дальнейшем важно стимулировать желание у детей включиться в спектакль.
Формирование интонационной выразительности речи предполагает накопление опыта в передаче различных по характеру образов. Уровень умения детей не может быть одинаковым. При подготовке ребенка к исполнительной работе важна индивидуальная работа. Для этого мы используем разные приемы для развития интонационной выразительности речи у детей с дизартрией. Учим детей модулировать своим голосом, говорить громко, тихо, грубо. Учим детей передавать интонацией радость, печаль, удивление, грусть. Для развития интонационной выразительности детям можно дать такое задание: передать голосом заботливость главного персонажа из сказки «Волк и семеро козлят»». Можно предложить исполнить песенку из русской народной сказки «Колобок». Для развития интонационной выразительности речи помогают игры – упражнения, например из русской народной сказки «Заюшкина избушка»: как Лиса просится к Зайчику погреться. Можем сначала показать какой у Лисы голос: тихий, спокойный, протяжный, неторопливый, хитрый. В дальнейшем творческие задания усложняются игровыми заданиями и игр – драматизаций, в которые включается ребёнок. Логопед разрабатывает целый комплекс творческий заданий, направленные на формирование интонационной выразительности речи детей посредством игр – драматизаций [10, с. 33].
Примерный комплекс творческих заданий:
1) Игра–имитация отдельных действий человека, животных и птиц. Например, как дед и баба плакали, когда мышка яичко разбила. Имитация основных эмоций человека: радость, печаль, удивление.
2) Игра — имитация цепочки последовательных действий с передачей основных эмоций героя, например: как козлята испугались волка и задрожали от страха.
3) Игра — имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей, например: (Крадется хитрая лиса, храбрый петушок шагает по дорожке, «Котята охотятся за мышкой»).
4) Игра — импровизация по текстам русских народных сказок, рассказывает педагог «Три медведя»; Рукавичка».
5) Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя»).
6) Инсценирование фрагментов сказок о животных («Гуси лебеди», «Кот, петух и лиса»)
7) Игра – драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам: «Репка», «Теремок», «Рукавичка».
У детей старшего дошкольного возраста отмечается первичное усвоение игры – драматизации. Процесс усвоения включает в себя мини постановки по текстам русских народных сказок, которые подразделяются на виды: волшебные сказки, социально – бытовые сказки, сказки о животных. У каждого вида сказок свое назначение, своё настроение и в игре- драматизации настроение сказки нужно передавать по –особому. Именно игры – драматизации увеличивают словарный запас детей, у детей развивается диалогическая речь. Дети учатся посредством игр – драматизаций умениям пользоваться модуляцией голоса, умение последовательно передавать в речи и действиях сюжет сказки.
Основные требование к организации играм – драматизации в ДОУ:
1) содержание и разнообразие тематики;
2) максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр — драматизаций;
3) сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации игр – драматизаций.
Дети старшего дошкольного возраста продолжают совершенствовать свои исполнительские умения. Педагог учит их самостоятельно находить способы интонационной выразительности речи. Для создания благоприятных условий в развитии выразительных диалогов, интонационной выразительности речи, драматического конфликта, становления характеров, эмоциональной насыщенности, все это способствуют проведении игр – драматизаций на основе русских народных сказок [15, с. 127].
Методы работы по организации игр — драматизаций. Цель этих методов: развития интонационной выразительности речи детей.
· метод моделирования ситуаций. Предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов;
· метод творческой беседы. Предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога;
· метод ассоциаций. Возможность будить детское воображение и мышление путем ассоциативных сравнений, затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы.
Общими методами руководства игр — драматизаций являются показ педагога способам действий. Педагог побуждает ребенка к самостоятельному действию, приемам. Игры планируются заранее. Определяется программная задача, продумывается оборудование игры, атрибуты, костюмы. Продумывается словарная работа, работа над мимикой, модуляцией голоса, темпом речи, интонационной выразительности. Также продумывается организация проведения игр – драматизаций. Они могут проходить за столом, на ковре, на улице, в музыкальном зале, в зависимости от того какой материал используется. Необходимо продумать, как заинтересовать игрой — драматизацией детей. Какую выбрать сказку, чтобы заинтересовать детей в заучивание ролей. После того, когда ребята выступят, итог не подводится, но для себя педагог записывает полученные результаты [12, с. 32].
Практика показывает, что совмещение речи и жестов, речи и движений сложно даются дошкольникам. У детей нарушается согласование действий. В преодолении этих затруднений следующие задания:
1) представить ребёнку, что он медведь, или лиса. Нужно показать, как ходит мишка, или лисичка.
2) Представить и показать, как бабушка печет колобка и.т.д.
Такие задания помогают детям раскрепоститься, передать настроение героев сказки, дают возможность найти связь между словами и действиями, правильно передать образу индивидуальные черты характера, при помощи мимики, модуляции голоса, жестов, интонации.
Для усвоения текста детям можно предложить коллективное воспроизведение текста. Каждый участник проговаривает слова только из своей роли. На этом этапе большое значение имеет сохранение неторопливого темпа чтения текста по ролям. Перед детьми ставится задача, воспроизводить свой текст в положенное время, без промедлений, и неоправданных пауз. Такие задания помогают детям приобрести навыки совместных действий. Дети старшего дошкольного возраста очень любят импровизировать. Педагогу следует поощрять такие импровизации, но в то же время, не перейти грань, не исказить главную мысль и суть произведения.
Педагогу, прежде чем предложить детям игру – драматизацию, нужно обдумать, как правильно организовать детей в игре. Следует распределить детей на подгруппы. Как показывает практика, дети в подгруппах, обучаются быстрее. Одна подгруппа детей репетирует, вторая подгруппа наблюдает за ними.
Чтобы повысить у детей интерес к играм — драматизации, перед детьми ставится цель, например, показать кукольный спектакль детям другой группы. Такая мотивация вызывает у детей желание поделиться с другими результатами своих усилий, своими достижениями. Игру – драматизацию нужно проводить отдельно с каждой подгруппой детей. Как было отмечено ранее, знакомство детей с текстом, обыгрывание отдельных эпизодов, исполнение творческих заданий на развитие интонационной выразительности речи и двигательной выразительности.
На первых этапах педагог выполняет все необходимые операции, рисует декорации, подбирает атрибуты к игре – драматизации. Также педагог каждому ребенку к спектаклю выбирает костюм. Педагог на первых этапах сам распределяет роли между детьми, учитывая индивидуальные способности детей, которые обеспечивают успех и легкость усвоения. К концу года, когда дети старшего дошкольного возраста под руководством педагога сами выбирают хорошо знакомый сюжет, это может быть сказка, которую им не раз читали воспитатели [2, с. 72].
В работу по формированию интонационной выразительности речи у детей, следует проводить последовательно. Работа должна включать в себя два основных этапа:
1. На первом этапе формируется сам по себе навык восприятия интонации;
2. На следующем этапе ребенок учится воспроизводить интонацию в собственной речи.
Работа начинается с обучения детей пониманию эмоциональных значений высказываний, подкреплённых наглядным действием. Расширяются знания детей о различных видах основного тона: радость, удивление, печаль, гнев. Педагог учит детей рационально использовать различные виды тона в определенной ситуации. Педагог использует следующие задания:
1) подобрать картинку, содержание которой соответствует основному тону высказывания из текста, объяснить свой выбор;
2) из двух предложенных выбрать картинку, содержание которой соответствует основному тону высказывания из текста, объяснить свой выбор;
3) разложить последовательно две картинки, содержание которых отражает изменение основного тона высказывания в тексте, состоящем из двух противопоставленных по смысл участей, объяснить расположение картинок;
4) рисование лиц с различными выражениями эмоций.
Одним из наиболее распространенных средств выражения эмоций считается эмоциональные междометия, которые выражают различные чувства. Междометия в виде отдельных гласных звуков или слов. Воспроизведение междометий сопровождается различными произвольными движениями, которые используются в жизни для выражения эмоциональной окраски настроения, например, радость, удивления, разочарования. Для развития средств выражений эмоций можно показать детям картинки с простым сюжетом, на которых изображены мама, качающая дочку (а-а-а-а), мишка с перевязанной щекой-больной зуб (ой-ой-ой-ой), мальчик, заблудившийся в лесу (ау-ау), ребенок, плачущий в коляске (уа-уа-уа) предлагалось одним коротким словом озвучить картинки. Также работу над интонацией можно проводить на материале слов, предложений. Можно использовать тексты и стихи. Проговаривание текстов сопровождается определёнными выразительными движениями. Во время заучивания роли нужно проводить игровые упражнения: «Скажи громко, шепотом, тихо», «Скажи ка я».
Для того чтобы добиться хорошей выразительности речи надо начинать работу с мышечного расслабления всего тела, а также в работу важно включать дыхательную гимнастику, которая будет направлена на развитие речевого дыхания. Есть много разных упражнений направленные на работу расслабления мышц всего тела: ног, рук, пальцев рук, артикуляционного аппарата, живота, корпуса. Упражнения проводятся в спокойной обстановке, в игровой форме. Например, можно поиграть с детьми в игру «Кулачки». Данным упражнением мы научим детей видеть разницу между напряжением и расслаблением. Дыхательная гимнастика направлена на развитие речевого дыхания, тоже проводится в игровой форме. Например, можно поиграть с детьми в игру – имитация «Песенка колобка», или например, «Поможем Машеньке найти дорогу домой».
Когда голосовой аппарат будет подготовлен, можно начинать работу над интонационной выразительностью речи. На занятиях по интонационной выразительности речи художественное слово выступает не только как чувство воспитания речевой выразительности речи, оно приучает детей видеть, думать, оценивать, сопереживать, чувствовать. На протяжении занятий развивается воображение ребенка, дети учатся общаться друг с другом, с окружающими. В процессе работы дети учатся мыслить, чувствовать [3, с. 126].
Пониманию эмоционально-образного, содержания высказывания, способствует ознакомление детей с устным народным творчеством. В качестве речевого материала используются сказки о животных: «Рукавичка», «Волк и семеро козлят» и т. д. Выбор сказок в качестве мотивации обусловлен простой и главной идеи. Идея заключается в доступности для интерпретации мотивов поступков героев. Задания, которые способствую развитию интонационной выразительности посредством русских народных сказок:
1) узнать героев сказки по пантомимике, например, ребенок показывает, как прыгает лягушка;
2) продемонстрировать движением, мимикой своё понимание основного тона высказывания и эмоционального содержания фрагмента сказки, например, как лиса разговаривает с колобком;
3) выбрать одну из нескольких иллюстраций к сказке, соответствующую смыслу и эмоциональному содержанию прослушанного фрагмента.
Когда дети усваивают простейшие приемы интонации, сюжетные картинки заменяются специальными символами-пиктограммами, символизирующими наиболее яркие эмоциональные состояния: радость, гнев, печаль, страх, удивление, испуг[8, с. 11].
Педагог может использовать задания в развитие интонационной выразительности речи:
1)подобрать к фигурке, изображённой в позе, выражающей определённое эмоциональное состояние, соответствующую пиктограмму, назвав эмоциональное состояние;
2)дорисовать незаконченную пиктограмму к русской народной сказке «Заюшкина избушка»;
3)самостоятельно по заданию логопеда нарисовать нужную пиктограмму, логопед может предложить сказку на выбор ребёнка;
4)после прослушивания сказки или рассказа выбрать или нарисовать пиктограммы соответствующей эмоциональной направленности;
5)прослушать стихотворение. Стихотворение нужно читать монотонно, невыразительно. Ребёнку нужно определить основную мысль стихотворения и соответствующий ей основной тон прочтения, объяснить свой выбор.
Когда ребенок будет выполнять задание, нужно у ребенка выяснить, о чем было сказано в тексте, стихотворениях, какие главные мысли показались на его взгляд важными, какое настроение у него возникло, когда он прослушивал стихотворений, текст.
После заданий, детей нужно подвести к выводу: к какому стихотворению или тексту подходит настроение, говорящего, какие виды основного тона могут быть использованы. Нужно объяснить детям, что при передаче настроения, и основного тона высказывания, можно точно передать свое отношение к тому, о чём ты хочешь донести до слушателя. Нужно осуществлять опору на семантику слова: нужно выделять ключевые слова, которые присутствуют в тексте, помогающие связать основное интонацию голоса с содержанием высказывания [16, с. 151].
Итак, игры – драматизации можно использовать как один из приемов в развитие интонационной выразительности речи. В процессе игр – драматизаций используются доступные средства сценического искусства. Разыгрывание театральных представлений с использованием устного народного творчества, специально ориентированных на формирование интонационной выразительности дает положительный результат в формирование интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. Задания должны быть специально ориентированы на детей с дизартрией и учитываться индивидуальные способности детей. Чтобы достичь успеха в развитии интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией, нужно правильно подобрать задания на развитие модуляции, силы и тембра голоса. С применением систематической, специально ориентированной логопедической работы, направленной на формирование интонационной выразительности речи, у детей повышается мотивация к обучению, и совершенствуется речь.
Список литературы
1. Бородич, А.М. Методикам развития речи детей [Текст] / А.М. Бородич. – М.,: Просвещение, 2016. – 225 с.
2. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки [Текст] / Н.В. Дурова // Методическое пособие.- М.: МОЗАИКА — СИНТЕЗ,2017.-112с.
3. Копачевская Л. А. Формирование интонационной выразительности у детей с речевыми нарушениями [Текст] / Л. А. Копачевская. — Москва, 2018. — 182 c.
4. Максакова А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников [Текст] / А.И. Максакова // Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд.- М.: Мозаика-Синтез, 2016.- 64с.
5. Муханов, И. Л. Пособие по интонации [Текст] / И. Л. Муханов. — М. : Русский язык, 2016. — 182 с.
6. Немов, Р.С. Психология- учебник для высших педагогических учебных заведений [Текст] / Р.С.Немов. – М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2018. — 688 с.
7. Орлова, О. С. Особенности развития детского голоса в онтогенезе [Текст] / О. С. Орлова. — М. : Астрель, 2017. — 299 с.
8. Позднякова Л.А. Формирование восприятия интонационной выразительности речи дошкольниками со стертой дизартрией. [Текст] / Л.А. Позднякова // Логопед в детском саду.- 2005.- № 5-6(8,9)22
9. Пустовалов, П.С. Пособие по развитию речи [Текст] / П.С. Пустовалов, М.П. Сенкевич — М.: Для спец,. 2017. — 286с.
10. Рубенок, Е. Игры драматизации в воспитании дошкольника [Текст] / Е. Рубенок // Дошкольное воспитание, 2019. – 179 с.
11. Светозарова Н.Д. [Текст] / Н.Д. Светозарова // Интонационная система русского языка. – ЛГУ, 2019 — 175 с.
12. Сорокина, Н.Ф. Играем в кукольный театр [Текст] / Н.Ф. Сорокина // Дошкольное воспитание, 2016.
13. Тонкова-Ямпольская, Р. В. Становление физиологических механизмов речи [Текст] / Р. В. Тонкова-Ямпольская // Исследования языка и речи: ученые записки МГПИИЯ. – М.: МГПИИЯ,– Т. 60. – С. 5–12. 2017. – 153 с.
14. Шахнарович, А. М. Проблемы формирования языковой способности [Текст] / А. М. Шахнарович // Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи. – М.: Наука, 2018. – 220с.
15. Шевцова Е.Е., Л.В. Забродина [Текст] / Е.Е. Шевцова // Технология формирования интонационной стороны речи: учебное пособие.- Издательство «Астрель», 2017. – 224с.
16. Шевцова, Е.Е. Технологии формирования интонационной стороны речи [Текст] / Е.Е. Шевцова, Л.В. Забродина. - М.: АСТ. Астрель, 2019. 222 с.