8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей старшей группы дошкольного образовательного учреждения

Автор: Екатерина Олеговна Дормидонова

Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей старшей группы дошкольного образовательного учреждения

 

Дормидонова Екатерина Олеговна, воспитатель Государственного бюджетного дошкольное образовательного учреждения детский сад № 22 комбинированного вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга

 

Аннотация: Обзор нормативных документов в области физической культуры, используемые в образовательной деятельности воспитателя. Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста (на примере старшей группы детского сада) из опыта работы воспитателя.

 

Значение физической культуры и спорта за последнее время, существенно увеличилось в многонациональной системе культурных ценностей. Физическая культура, является одной из важнейших элементов единой культуры человека и здорового образа жизни и во многом устанавливает поведение человека в учебном процессе, в общении и способствует решению социально-экономических, воспитательно-оздоровительных задач.

Одной из основных задач современной системы образования в силу сложившихся обстоятельств (высокий уровень заболеваемости среди детей) является сохранение и поддержание здоровья детей в ходе педагогического процесса. Владение навыками применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе становится частью общей компетентности педагога.

В Федеральном законе № 124 от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в 4 статье указано, что одними из основных целей государственной политики в интересах детей является «содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие» [1].

Одним из важных направлений педагогики, способствующему развитию двигательного потенциала ребенка, является физическое воспитание.

При осуществлении оздоровительных технологий в качестве средства формирования здорового образа жизни выступает физкультурно-спортивной деятельности.

Так в Национальной доктрине образования в Российской Федерации указано, что одной из основных задач государства является обеспечение всесторонней заботы «о сохранности жизни, здоровья и физическом воспитании и развитии детей, учащихся и студентов». Более того, «защита жизни, сохранность здоровья, физическое воспитание дошкольников, учащихся, студентов и аспирантов» гарантируется государством при реализации образовательных программ.

Решение стратегической задачи, поставленной Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным перед спортивной отраслью – достижение показателя 55% систематически занимающихся физической культурой и спортом к 2024 году, требует новых подходов к формированию у подрастающего поколения осознанной потребности в здоровом образе жизни. Современная система физического воспитания и спорта на сегодняшний день является самой стремительно развивающейся отраслью. Необходимо отметить, что основы для регулярных занятий физической культурой и спортом закладываются в дошкольном возрасте.

Главный признак здоровья — высокая работоспособность и адаптирование организма к различным внешним изменениям, которые невозможно объективно измерить в каком-либо числовом выражении. Чтобы поддерживать работоспособность – необходимо быть здоровым, следовательно, заниматься физической культурой или спортом.

В век интеллектуализации техники, усложнения взаимодействия связки человек-техника, развития концепции «интернет вещей», возрастающими возможностями человека с одной стороны и снижением двигательной активности с раннего возраста с другой, возрастает необходимость в целенаправленном создании педагогических условий для сохранения двигательной активности дошкольников в пределах возрастной нормы. Формирование навыков здорового образа жизни должно осуществляться под грамотным наблюдением и сопровождением специалиста в области дошкольной педагогики с дополнительной подготовкой по физической культуре.

Необходимость решать двигательные задачи, возникающие неожиданно, но при этом требующие точности, экономичности, целесообразности и быстроты поиска решения, требует целенаправленного формирования координационных способностей уже с дошкольного возраста.

Актуальность развития координационных навыков детей старшего дошкольного возраста обусловлена:

— потребность государства в здоровьесбережении нации;

— дошкольный возраст является критически важным при формировании фундамента физического и психического здоровья;

— активным внедрением в повседневную жизнь интернет-технологий и, как следствие, значительное ухудшение здоровья детей за время учебы в школе.

Современные образовательные программы разрабатываются в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и отражают особенности содержания и организации процесса работы воспитателя и инструктора по физической культуре в дошкольном образовательном учреждении с учетом решения задачи «охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия». Программы должны обеспечивать физическое развитие включая приобретение опыта в двигательной деятельности детей.

В работе Ильиной Г. В. [4] указано, что исследования известных учёных свидетельствуют о первостепенной роли движений в становлении психических функций ребёнка. Автор так же указывает, что актуализируется проблема, связанная с минимизацией двигательной активности дошкольников на пороге школьного обучения, которая отрицательно влияет на развитие познавательных способностей и физических качеств детей.

Необходимо отметить, что формирование движений у детей пятого года жизни имеют ярко выраженные особенности, так этот год является рубежным в переходе от характеристик детей среднего возраста (первая половина пятого года развития) к характеристикам старшего возраста (вторая половина пятого года). Вторая половина пятого года характеризуется дальнейшим увеличением веса и роста, продолжением окостенения скелета, значительным развитием мышечной и нервной системы. Ребенок более самостоятелен, подвижен и неутомим. Но подвижность данного возраста обусловлена сильным влиянием эмоциональности и не контролируемым чувством усталости. Двигательная деятельность ребенка требует грамотного контроля со стороны взрослого, в первую очередь педагогических специалистов ДОУ [6].

Координация – это, целесообразное сочетание, согласование (движений, действий, поступков и т. п.), такое определение приводится в Историческом словаре галлицизмов русского языка.

Необходимость и обязательность повышения квалификации содержится и в Трудовом Кодексе Российской Федерации. Так, статья 197 закрепляет право работника на подготовку и дополнительное профессиональное образование, а в статье 196 Трудового кодекса Российской Федерации ответственность за подготовку и дополнительное профессиональное образование возложена на работодателей.

Координационные способности связаны с упорядоченным выполнением действий для достижения цели:

— ориентация — способность человека определять как положение, так и движения своего тела как во времени, так и в пространстве;

— баланс — способность поддерживать или восстанавливать положение тела во время реализации различных движений или положений;

— ритм — умение повторять упорядоченную структуру движений.

При характеристики двигательной активности детей дошкольного возраста используется термин ««биологическая достаточность движений». Данное понятие определяет количество движений, необходимое для нормального развития ребенка. Норма меняется пропорционально возрасту, с его увеличением возрастает и количество совершаемых движений для нормального развития организма ребенка.

Задачами развития координационных способностей у детей дошкольного возраста являются поиск наиболее эффективных игр и специализированных физических упражнений направленных на развитие необходимых комплексов движений, соответствующих возрастным особенностям и выполнение целей определенных в основной образовательной программе воспитания дошкольников: «…обеспечение максимально благоприятных условий для развития творческой, активной, сознательной личности к самопознанию и самореализации в динамично меняющейся социокультурной среде».

Формирование движений пятилетнего ребенка характеризуется пониманием поставленной задачи, осмысленным выполнением требований к движению. Его движения приобретают четкость, плавность, заданный темп, согласованность с коллективом. Разученные движения могут выполняться более длительно по времени и с большей нагрузкой.

У шестилетних детей заметно изменяются пропорции тела, поза становиться более устойчивой, развивается чувство равновесия, совершенствование функций нервной системы и полученный опыт приводят к улучшению координации движений, значительно увеличивается сила мышц.

Развитие детей и улучшение их здоровья в дошкольных образовательных организациях – одна из актуальных задач современной педагогики. Дети нуждаются в особых программах физического воспитания, которые учитывали бы весь комплекс соматических, интеллектуальных и физических проблем возраста.

Решение данных задач требует совершенствования системы подготовки кадров с компетенциями в сфере физической культуры и спорта. Особое внимание следует уделить привлечению в спортивную науку молодых талантливых воспитателей, обеспечению их оптимальными условиями для повышения квалификации, плодотворной и творческой работы.

Главный признак здоровья — высокая работоспособность и адаптирование организма к различным внешним изменениям, которые невозможно объективно измерить в каком-либо числовом выражении. Чтобы поддерживать работоспособность – необходимо быть здоровым, следовательно, целенаправленно заниматься физической культурой или спортом с детского сада.

 

Литература:

1.   Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;

2.   Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

3.   Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;

4.   Тыртышников , М. В. Проблемы развития координационных способностей детей 5-7 лет / М. В. Тыртышников, А. В. Боков, С. Н. Тимофеева // Проблемы физической культуры и спорта и пути их решения : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. — Киров, 2016. — С. 270-272.

5.   Ильина, Г.В. Взаимосвязь развития познавательных способностей и физических качеств у старших дошкольников и младших школьников [Электронный ресурс] / Г.В. Ильина // Сибирский педагогический журнал. – 2011. – № 10. — С. 197-2020. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-razvitiya-poznavatelnyh-sposobnostey-i-fizicheskih-kachestv-u-starshih-doshkolnikov-i-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 15.03.2021 г.).

6.   Осокина, Т.И. Физическая культура в детском саду / Т.И. Осокина. — М.: Просвещение, 1986. — 3-е изд., перераб. – 296 с.

×
×