8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

Сравнительный анализ учебников по алгебре для 7-9 классов с целью выявления основных тенденций в формировании исследовательских умений обучающихся

Автор: Гуренкова Наталья Сергеевна

Рассмотрим и проанализируем  учебники по алгебре следующих авторов: Мерзляк  А.Г. и другие,  Ю.Н. Макарычев  и другие, А.Г. Мордкович — с точки зрения выявления возможностей формирования и развития исследовательских умений, связанных с обучением решению  уравнений и неравенств с параметром, а также рассмотрим тематическое планирование рабочих программ по данным учебникам, с целью анализа количества учебных часов отводимых на изучение исследуемых тем.

 Из содержания всех рассматриваемых учебников мы видим: программа по алгебре  для  7-9 классов в рамках реализации ФГОС способствует  тому, что обучающиеся имеют возможность  заниматься исследовательской деятельностью и формировать исследовательские умения  при изучении уравнений с одной переменной, линейных  уравнений с двумя переменными, решении и исследовании задач с помощью уравнений, понятия корня уравнения,   где  дети    исследуют способ подстановки, способ сложения, графический способ решения систем уравнений, осваивают понятие равносильных уравнений. 

При этом в ходе исследования  уравнений  рассматриваются свойства:

— если в уравнении перенести слагаемые из одной части в другую, изменив его знак, то получится уравнение, равносильное данному;

— если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же отличное от нуля число, то получится уравнение, равносильное данному.

Важно  то, что указанные свойства уравнений можно доказать и самостоятельно исследовать, опираясь на соответствующие свойства числовых равенств.

Однако следует отметить, что почти во всех учебниках задания с параметрами встречаются в малых количествах. Также ни один из авторов анализируемых учебников не рассматривает отдельно, «что такое параметр»  и  не даёт алгоритма действий  при решении различных уравнений и неравенств с параметрами.   Однако, при подготовке и сдаче ЕГЭ  обучающиеся сталкиваются с заданиями с параметрами, и естественно выполнение их вызывает затруднения.

В целом, задания у всех авторов учебников очень разнообразны и направлены на исследование уравнений, на определение количества решений, на нахождение корней и другое. Но мы в своей работе хотели бы более детально рассмотреть задания с параметрами. Именно при выполнении таких заданий у обучающихся формируются исследовательские умения.

Например, в учебнике алгебры для 7 класса средней школы Макарычева Ю.Н. под редакцией С.А. Теляковского обучающиеся  в первой четверти знакомятся с уравнениями с одной переменной, т. е. уравнениями  вида ах = b, где х — переменная, а и b – числа. Как видно из таблицы 4 «Тематическое планирование 7 класс» на изучение и закрепление данной темы отводится достаточно большое количество часов.

 Таблица 4.

Тематическое планирование по алгебре (7 класс) по учебнику Макарычева Ю.Н.

№ п/п

Тематические разделы

Кол-во часов

1.

Выражения, тождества, уравнения

16

2.

Функции

14

3.

Степень с натуральным показателем

15

4.

Многочлены

16

5.

Формулы сокращённого умножения

18

6.

Системы линейных уравнений.

15

7.

Повторение курса 7 класса

8

 

Итого

102

 

Уравнения этого класса     допускают полное исследование (что и осуществляется в учебнике). Оформление данных уравнений играет роль образца, к которому могут быть сведены посредством простейших преобразований уравнения более широкого класса. Большая часть времени (глава III, параграф 3 и полностью глава VI), отводимого на изучение линейных уравнений по этому учебнику, используется именно на то, чтобы сформировать навыки сведения к линейным других уравнений, не входящих в этот класс. Формирование умения решать уравнения с одним неизвестным и применять данный вид уравнений к решению задач распределяется по всему курсу 7-ого класса,  а  на начальной стадии внимание  акцентируется на раскрытии новой символики и терминологии.

Учебник алгебры  А.Г. Мордковича  по математическому содержанию  мало отличается от учебника Макарычева Ю.Н. Однако как видно из таблицы 5 «Тематическое планирование по алгебре (7 класс)», в целом на изучение уравнений отводится больше часов.

Таблица 5.

Тематическое планирование по алгебре (7 класс) по учебнику А.Г.Мордковича

№ п/п

Тематические разделы

Кол-во часов

1

Математический язык. Математическая модель

14

2

Линейная функция

13

3

Системы двух линейных уравнений с двумя переменными.                                                                     

15

4

Степень с натуральным показателем и её свойства

6

5

Одночлены. Арифметические операции над одночленами

8

6

Многочлены. Арифметические операции над многочленами.               

15

7

 Разложение многочленов на множители.                         

15

8

Функция y=x2.                                                                      

8

9

Итоговое повторение.                                                          

8

 

Итого

102

 

 Обучающиеся начинают знакомство с линейными уравнениями уже с I Главы. «Математический язык. Математическая модель.»  § 4 «Линейное уравнение с одной переменной».

Для примера рассмотрим № 4.8

Изучив учебник и тематическое планирование по алгебре для 7 класса Мерзляка А.Г.,  обучающиеся имеют  возможность рассмотреть  класс уравнений и  уравнения первой степени с одним неизвестным. Таблица 6.

Таблица 6.

Тематическое планирование по алгебре  (7 класс)  по учебнику .Г.Мерзляка

№ п/п

Тематические разделы

Кол-во часов

1

Линейное уравнение с одной переменной

18

2

Целые выражения

42

3

Функции                                             

15

4

Системы линейных уравнений с двумя переменными

20

5

Повторение и систематизация учебного материала

7

 

Итого

102

Также важно отметить, что основное внимание уделяется изложению правил  последовательного преобразования и исследования уравнения к всё более простому виду. Фактически при этом обучающиеся приходят к уравнению вида  ах = b. Такой подход позволяет сконцентрировать внимание непосредственно на алгоритмах решения уравнений. В учебнике также исследуется вопрос о числе корней линейного уравнения, а вот уравнениям с параметром практически не уделяется внимание, что является большим упущением, так как у обучающихся практически отсутствует навык решения уравнений с параметром, необходимый для сдачи ОГЭ.

Далее в курсе алгебры  8 класса по учебнику Макарычева Ю.Н. изучаются квадратные уравнения и дробные рациональные уравнения, сводимые к линейным и квадратным уравнениям. Таблица 7. «Тематическое планирование по алгебре 8 класс» 

Таблица 7.

Тематическое планирование по алгебре (8 класс) по учебнику Макарычева Ю.Н.

№ п/п

Тематические разделы

Кол-во часов

1.

Повторение курса 7 класса

5

2.

Рациональные дроби

17

3.

Квадратные корни

19

4.

Квадратные уравнения

21

5.

Неравенства

20

6.

Степень с целым показателем. Элементы статистики

14

7.

Повторение

6

 

ИТОГО

102

 

А вот решению уравнений с параметром в учебнике алгебры  8 класса  Ю.Н. Макарычева и других уделяется мало внимания. После теоремы Виета включены только несколько подобных заданий.

Например:     № 642          QUOTE

 

                      QUOTE

 

                      QUOTE

 

                      QUOTE

 

Таким образом, при  QUOTE

 

          Из содержания учебника и тематического планирования по алгебре 8 класса по учебнику А.Г.Мордковича наглядно видно, что на изучение, повторение и закрепление каждого тематического раздела отводится достаточно большое количество часов, приоритет делается на такие разделы, как алгебраические дроби и квадратные уравнения.  Таблица 8.

Таблица 8.

Тематическое планирование по алгебре (8 класс) по учебнику А.Г.Мордковича

№ п/п

Тематические разделы

Кол-во часов

1.

Алгебраические дроби  

22

2.

Функция y  = √х. Свойства квадратного корня

16

3.

Квадратичная функция

19

4.

Квадратные уравнения

20

5.

Неравенства

16

6.

Итоговое повторение

9

 

ИТОГО

102

После знакомства с квадратной функцией, ее свойствами и графиком встречается несколько заданий с параметрами среднего уровня трудности.

Например, №474*.

Найдите значение коэффициента с и постройте график функции

 у=х²— 6х+ с, если известно, что наименьшее значение функции равно 1.

А вот в задании №521 обучающиеся должны исследовать, при каких значениях уравнение х²+ 4х — 6 = р имеет два корня.

Понятие параметра  в данном  учебнике вводится следующим образом:

 Решите уравнение x²— (2p+1)x + (p²+p — 2) = 0.

В данном учебнике это квадратное уравнение отличается от всех рассмотренных до сих пор тем, что в роли коэффициентов выступают не конкретные числа, а буквенные выражения (параметр). В данном случае параметр р входит в состав второго коэффициента и свободного члена уравнения.

При решении квадратных уравнений А.Г. Мордкович вводит много заданий с параметрами, используя в формулировке задания само слово «параметр».

 Например, №794. При каких значениях параметра р уравнение:

а) х²+ рх + 24 = 0 имеет корень равный 6;

б) ²+ рх -54 = 0 имеет корень, равный -5.

Авторы данного учебника  очень большое внимание уделяют таким заданиям.

При рассмотрении  учебника и тематического планирования по алгебре (8 класс)  Мерзляка А.Г.  и др. все тематические разделы изучаются углубленно.

Таблица  9. «Тематическое планирование по алгебре (8 класс)»

Таблица 9.

Тематическое планирование по алгебре (8 класс) по учебнику А.Г.Мерзляка

№ п/п

Тематические разделы

Кол-во часов

1.

Рациональные выражения

44

2.

Квадратные корни. Действительные числа

25

3.

Квадратные уравнения

26

4.

Повторение и систематизация учебного материала

7

 

ИТОГО

102

Что касается, заданий с параметром, то  данные задания встречаются чаще, чем в остальных учебниках. Рассмотрим некоторые из них:

 № 691  Докажите, что при любом значении m не имеет корней уравнение:

хmx + m2 + 1 = 0

D=m ² — 4(m ²+1)= m² — 4 m² — 4=-3m ² — 4<0  при любом m.

 

 693 Для каждого значения а, решите уравнение:

х2 + (3а + 1) х + 2а+ а = 0

D= (3a+1)²- 4 ·1 ·(2a²+a)=9a²+6a+1-8a²- 4a=a²+2a+1=(a+1)²

1)   a+1=0; a=-1;  D=0

 QUOTE

 

=1

2)   a≠-1D>0

 

Таким, образом если a= -1,  х=1;

                                если a≠-1, QUOTE

 

           

№744 При каком значении а сумма квадратов корней уравнения

х2 + (а -1) · х – 2а = 0 равна 9 

Далее обучающиеся исследуют, есть ли у данного уравнения корни, при а=2, то D=17, а вот при а=-4,  D=-7  уравнение не имеет корней, а значит а=-4 не подходит. Таким образом, у данного уравнения один корень- 2.

Проанализировав  учебники алгебры 8 класса вышеназванных авторов, мы видим, что в целом до детей доводится понятие параметра, но системное закрепление, анализ и исследование данных уравнений практически отсутствует, что пагубно сказывается не только на формировании исследовательских умений обучающихся, но и их подготовке к единому государственному экзамену.

 Учебники же алгебры для 9 классов  авторов  А.Г. Мордковича, А.Г. Мерзляка  и др., Ю.Н. Макарычева и др. охватывают элементы теории решения целых уравнений и  методы  их  решения: разложение  на  множители  и замены. Для тех обучающихся, кто хочет получить более глубокие знания, приводится теорема о корне многочлена и теорема о целых корнях целого уравнения, которые позволяют расширить приёмы решения целых уравнений.   Рассматриваются в учебнике и возвратные уравнения для  частного случая симметрических уравнений, изучаются дробно-рациональные уравнения и методы их решения: приведение к целому виду, сведение к пропорции, замены. Обучающиеся исследуют решение уравнений с двумя переменными и систем  уравнений второй степени с двумя переменными. Также авторы рассматриваемых учебников предлагают задачи, решаемые с помощью систем уравнений второй степени. Для тех, кто хочет усовершенствовать свои умения,  даются приёмы решения однородных, симметрических систем уравнений второй степени, предлагается для изучения  метод сведения системы к совокупности систем.

Формированию исследовательских умений обучающихся 9 класса  помогает рассмотрение  решения квадратных уравнений с параметрами и решения параметрических неравенств.

Из анализа учебника Ю.Н. Макарычева  и тематического планирования по данному учебнику, видно, что изучению и системному закреплению каждого тематического раздела, как видно из таблицы 10, отводится примерно равное количество учебных часов. Небольшой приоритет делается на уравнения и неравенства с одной переменной и с двумя переменными.

Таблица 10.

Тематическое планирование по алгебре (8 класс) по учебнику Ю.Н.Макарычева

№ п\п

Тематические разделы

Кол-во часов

1.

Повторение курса 8 класса

4

2.

Квадратичная функция

18

3.

Уравнения и неравенства с одной переменной

20

4.

Уравнения и неравенства с двумя переменными

19

5.

Арифметическая и геометрическая прогрессии

15

6.

Элементы комбинаторики и теории вероятностей

17

7.

Повторение

9

 

Итого

102

 

В дополнительных упражнениях к главе I «Квадратичная функция» встречается задания с параметром, например, такое задание:

№161. При каком значении р выражение 2рх-2х-2р-3 становится квадратным трехчленом, одним из корней которого является число нуль?

Найдите второй корень.

 После изучения темы «Уравнения с одной переменной» встречаются   задания следующего вида:

№210. При каких значениях b уравнение имеет два корня?

а) 2х²+6х+b = 0

б) x²+bx + 5 = 0

Из анализа учебников А.Г.Мордковича и А.Г.Мерзляка  и соответственно тематического планирования по данным учебникам, видно, что изучению и системному закреплению каждого тематического раздела, как видно из таблиц 11-12, отводится примерно равное количество учебных часов, однако,   учебник А.Г.Мордковича разбит на большее количество тематических разделов.

Таблица 11.

Тематическое планирование по алгебре (9 класс) по учебнику А.Г.Мордковича

 

№ п\п

Тематические разделы

Кол-во часов

1.

Неравенства и системы неравенств

17

2.

Системы уравнений

16

3.

Числовые функции

24

4.

Прогрессии

16

5.

Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей

15

6.

Обобщающее повторение

14

 

Итого

102

Таблица 12.

Тематическое планирование по алгебре (9 класс) по учебнику А.Г.Мерзляка 

№ п\п

Тематические разделы

Кол-во часов

1.

Неравенства

25

2.

Квадратичная функция

38

3.

Элементы прикладной математики

28

4.

Повторение и систематизация учебного материала

11

 

Итого

102

Рассмотрим задания с параметрами из учебника алгебры 9 класса А.Г. Мерзляка и др.

№210. Для каждого значения а решите систему неравенств: QUOTE

 

 

 

 

                                                                                                     

                                                        2                   

 
 

 

 

 

                                                                                                     

                                                        а                    2

 

Из приведённых примеров видно, что во всех учебниках задания однотипны, но доступны для анализа и  самостоятельного исследования обучающимися. А значит,  данные задания являются хорошим материалом для формирования исследовательских умений школьников, что так важно и значимо в рамках обучения по ФГОС.

Помогает совершенствованию исследовательских навыков обучающихся  и работа над темой «Неравенства. Неравенства с параметрами».

 Так, в учебнике алгебры для  8 класса А.Г. Мордковича и др. изучение темы начинается с рассмотрения понятия «линейное неравенство», затем вводится три правила для решения линейных неравенств. Рассматриваются  такие темы, как  линейные неравенства, квадратные неравенства, приближенные вычисления. Таблица 8. 

Свойства представлены с доказательствами. 

В  данном учебнике А. Г. Мордковича вводятся следующие свойства числовых неравенств:

Свойство 1.  Если а>b и b>c, то a>c.

По условию, а>b, т.е. а – b – положительное число. Так как b>c, то b-c –положительное число.

Сложив положительные числа а – b и b – c получим положительное число.

Имеем (а – b)+(b – c)=a – c. Значит a – c – положительное число, т.е. a>c.

Свойство 1 можно обосновать, используя геометрическую модель множества действительных чисел, т.е. числовую прямую. Неравенство а>b означает, что на числовой прямой точка а расположена правее точки b, а неравенство b>c –что точка b расположена правее точки с. Но тогда точка а расположена на прямой правее точки с, т.е. a>c.

Свойство 1 называют свойством транзитивности.

Свойство 2 Если а>b, то а + c > b+c.

Преобразуем разность (а + c) — (b+c):

(а + c) — (b+c) = а-b

По условию а>b, поэтому а-b – положительное число. Значит, и разность       (а + c) — (b+c) положительна. Следовательно, а + c > b+c.

Итак, если к обеим частям верного неравенства прибавить одно и то же число, то получится верное неравенство.

Свойство 3. Если a>b и m>0, то am > bm;

Если a>b и m<0, то am < bm.

Смысл свойства 3 заключается в следующем:

  • Если обе части неравенства умножить на одно и то же положительное число, то знак неравенства следует сохранить;
  • Если обе части неравенства умножить на одно и то же отрицательное число, то знак неравенства следует изменить (< на >, > на <).

То же относится к делению обеих частей неравенства на одно и то же положительное или отрицательное число m, поскольку деление на m всегда можно заменить умножением на 1/m.

Из свойства 3, в частности, следует, что, умножив обе части неравенства a>b на -1, получим – a< -b.

Это значит, что если изменить знаки у обеих частей неравенства, то надо изменить и знак неравенства:

если a>bто – a< -b.

Следствие. Если a и b– положительные числа и a>b, то      QUOTE

 

 .

Разделим обе части неравенства a>b на положительное число ab

 QUOTE

 

.

Сократив дроби, получим, что

 QUOTE

 

,     QUOTE

 

Знание свойств числовых неравенств помогает работать при исследовании функций. (С неравенствами связаны такие известные свойства функций, как наибольшее и наименьшее значения функции на некотором промежутке: ограниченность функции снизу и сверху; свойство возрастания и убывания функции.) Числовые неравенства используются при решении текстовых задач, при решении квадратных неравенств.

Обучающиеся знакомятся с такими  понятиями, как  числовые неравенства, линейное неравенство, квадратное неравенство, равносильные неравенства,  возрастающая, убывающая функции, монотонность, приближенное значение числа.

Для решения квадратных неравенств с параметрами следует добиться осмысленного понимания и исследования алгоритма решения квадратичных неравенств вида ах2 + bх + с= 0; ах2 + bх + с 2 + bх + с ≥ 0; ах2 + bх + с ≤ 0.  Для этого можно использовать наглядные пособия, для продуктивного зрительного восприятия, а  так же для положительного формирования исследовательских умений  в процессе логического анализа и запоминания табличных данных. Так, к примеру, расположение графика квадратичной функции     QUOTE

 

 относительно оси абсцисс в зависимости от дискриминанта D и коэффициента а удобно оформить виде таблицы, для обучающихся такая форма подачи материала будет более доступной и запоминающейся для восприятия и дальнейшего воспроизведения. Таблица 13

Таблица 13.

Расположение графика квадратичной функции  QUOTE

 

 относительно оси абсцисс в зависимости от дискриминанта D и

 коэффициента а.

В курсе алгебры  8 класса Ю.Н. Макарычева, Н.Г. Миндюка, К.И Нешкова, И.Е. Феоктистова изложение темы «Неравенства» начинается с определения понятия «число а больше b», далее рассматриваются 5 теорем и 2 следствия из них. Рассматриваются такие темы, как  линейные неравенства, системы неравенств с одной переменной, неравенства с модулем. Свойства представлены в качестве теорем с доказательствами. Вводятся такие понятия, как  числовые неравенства, решение неравенства, линейное неравенство, равносильные неравенства.  Таблица 10.

Анализируя учебник и тематическое планирование по учебнику  Мерзляка А.Г., Полонского В.Б., Якира М.С., видим, что изучение неравенств начинается позднее, с первых уроков уже 9 класса. Таблица 12.

 В Главе I «Неравенства» рассматриваются  числовые неравенства, основные свойства числовых неравенств, сложение и умножение числовых неравенств, способы доказательства неравенств, неравенства с одной переменной, решение линейных неравенств с одной переменной, числовые промежутки, системы линейных неравенств с одной переменной. Далее уже во II Главе изучаются квадратные неравенства и системы уравнений с двумя переменными.  

В учебнике алгебры для 9 класса А.Г. Мордковича и других изложение темы «Неравенства»  начинается с повторения линейных и квадратных неравенств, повторения правил решения неравенств. Далее рассматриваются линейные неравенства и их системы, затем  множества и операции над ними. Вводятся такие понятия, как рациональное неравенство, множество, подмножество, пересечение множеств, объединение множеств, решение системы неравенств.  Таблица 11.

Во второй главе учебника Алгебры для 9 класс. Ю.Н. Макарычева, Н.Г. Миндюка, К.И Нешкова, И.Е. Феоктистова рассматриваются целые неравенства с одной переменной, дробно-рациональные неравенства с одной переменной, решение неравенств с переменной под знаком модуля.

В третьей главе этого же учебника представлены неравенства с двумя переменными: линейные неравенства, неравенства степени выше первой, система неравенств с двумя переменными, неравенства с двумя переменными, содержащие знак модуля.

В пятой главе обучающиеся знакомятся с иррациональными неравенствами.

Таким образом, из анализа учебников можно сделать вывод, что тема «Неравенства» рассматривается, как правило, в 8-9 классах. В разных учебниках сильно отличается последовательность вводимого материала. Так, например А.Г. Мордкович в 8 классе рассматривает линейные и квадратные неравенства, а в 9 классе рациональные неравенства, системы неравенств и тему «Стандартный вид числа», тогда  как   Ю.Н. Макарычев в 8 классе вводит линейное неравенство, системы линейных неравенств, неравенства с модулем и стандартный вид числа. А в учебнике Мерзляка все виды неравенств рассматриваются в 9 классе.

В процессе обучения обучающиеся должны усвоить, что неравенства являются средством перебора и исследования логических возможностей решения задач и построения функций.

Изучение и исследование неравенств является подготовительным этапом к решению систем неравенств и задач линейного программирования.

В процессе исследовательской деятельности обучающиеся вырабатывают прочный навык почленного вычитания, деления и умножения числовых неравенств.

  В рассматриваемых учебниках достаточное количество следующих видов задач, которые способствуют формированию у обучающихся исследовательских умений:

  • Задачи на сравнение.
  • Задачи на оценку (исследовать произведение двух чисел, сумму двух чисел, их разность, возведение в степень числа, оценить обратное ему число.)
  • Задачи на доказательство.

 (1. Пусть а и b— положительные числа и a>b. Доказать, что 1/а<1/в. 2. Пусть а – положительное число. Доказать, что a+1/a 

2.)

В 8 классе изучаются темы «Линейные неравенства с одной переменной», «Системы неравенств с одним неизвестным». При решении линейных неравенств с одной переменной полезно ознакомить обучающихся с алгоритмом его решения.

Материал этих тем находит применение при исследовании и решении нелинейных неравенств типа: (ax +b)(cx +d)<0;    QUOTE

 

      QUOTE

    

9 класс.  Формируется навык проведения равносильных преобразований неравенств.

В учебнике А.Г.Мордковича в теме «Рациональные неравенства» вводится определение рационального неравенства.

Определение. Рациональным неравенством с одной переменной x называется неравенство вида h(x)>q(x), где h(x) и q(x) рациональные выражения, т.е. алгебраические выражения, составленные из чисел и переменной  x с помощью операции сложение, вычитание, умножение, деление.

В главе «Рациональные неравенства и их системы, линейные и квадратные неравенства» предполагается знакомство обучающихся с методом интервалов и использование этого метода при решении неравенств вида: 

 QUOTE

 

 QUOTE

 

 QUOTE

  QUOTE

 В курсе 7 класса у Ю.Н. Макарычева  теория неравенств находит применение при проведении исследования функций: определения области определения и области значений функций; построения графиков не на естественных, а на ограниченных областях; влияния знаков параметра на расположение графиков в координатной плоскости (у = кх…), выяснения свойств функций…

Таким образом, анализируя изучение данной темы в 7-9 классах, приходим к выводу, что на изучение неравенств с параметром в анализируемых учебниках практически не отводится внимания.

 

Изучение и исследование уравнений и неравенств с параметром в курсе 7-9 классов основной общеобразовательной школы,  требуют особого внимания к себе. Для их успешного решения необходимо овладеть основными приёмами и методами исследования, научиться классифицировать задания по виду и по способам решения. Это связано с тем, что каждое уравнение и неравенство с параметром представляет собой целый класс обычных уравнений и неравенств, для каждого из которых должно быть получено решение.

Анализ предыдущих результатов ОГЭ и ЕГЭ показывает, что школьники с большим трудом решают задания с параметром, а многие даже не приступают к ним, либо приводят громоздкие вычисления. Причиной этого является отсутствие системы знаний по данной теме.

Решение уравнений и неравенств  с параметром требует исследования, даже если это слово не упомянуто в формулировке задачи. Недостаточно механического применения формул, необходимо понимание закономерностей, навыки анализа конкретного случая на основе известных общих свойств объекта, системность и последовательность в решении, умение объединить рассматриваемые частные случаи в единый результат. Этим обусловлены трудности, возникающие у обучающихся при решении таких заданий, и этим же объясняется справедливое включение уравнений и неравенств с параметром в экзаменационные работы в школе.

Анализ учебной литературы   показал, что почти во всех учебниках задания с параметром встречаются в небольших количествах. Также ни один из авторов этих учебников не рассматривает отдельно, «что такое параметр»  и  не даёт алгоритма действий  при решении различных уравнений и неравенств с параметром.   Однако, при подготовке и сдаче как ОГЭ  так и  ЕГЭ  обучающиеся сталкиваются с заданиями с параметрами, и естественно выполнение их вызывает затруднения.

 

 

 

×
×
×

Дополнительная

Скидка 15%

на любой курс

Промокод: В Ы Г О Д А 1 5
Выбрать курс со скидкой
Черная пятница Черная пятница Черная пятница