Автор: Талалуева Лариса Влаимировна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя школа № 1
«Путешествие по Третьяковской галерее»
посвященное дню изобразительного искусства.
Методическая разработка урока «Беседы об искусстве»
на ГМО учителей ИЗО 8.10.2020 г.
Учитель Талалуева Лариса Владимировна,
первая квалификационная категория.
г. Гуково Ростовской области
2020 – 2021 учебный год
«Путешествие по Третьяковской галерее»,
посвященное дню изобразительного искусства.
Методическая разработка урока «Беседы об искусстве»
Аннотация.
Данная методическая разработка урока раскрывает вопросы подачи информации по теме «Музеи мира» в интересной, наглядной форме, увлекательной и удобной для понимания учащихся. Может быть полезна преподавателям по предметам «Беседы об искусстве», «История изобразительного искусства» и «Мировая художественная культура».
Впервые привести своего ребенка в художественный музей – это ответственный шаг. От первого впечатления зависит, будет ли ребенок с охотой и интересом рассматривать живописные полотна или же усвоит, что музей – это скучно и утомительно. Может быть, лучше подождать, пока малыш повзрослеет, тогда ему легче будет слушать экскурсовода и выдерживать часовую лекцию? Согласно многим исследованиям, дети, попавшие в музей в раннем возрасте в сопровождении увлеченных искусством взрослых, куда чаще возвращаются в музей и становятся его постоянными посетителями. А это значит, они не только учатся понимать искусство, получать удовольствие от него, но и сами становятся творческими личностями, знакомясь с такими разными художественными мирами, сопереживая поискам и находкам живописца и скульптора.
Поэтому мы считаем важным достаточно рано начать знакомить ребенка с изобразительным искусством. Наша задача – не прочитать детям, краткий курс истории искусства, а ввести их в мир живописи, научить смотреть и видеть, замечать детали, погружаться в пространство картины, создавать свои картины и хранить в школьной картинной галерее. В занятие вошло знакомство с 6-7 произведениями. Представление работ детей. Длительность занятия – 1 час.
Предмет «Беседы об искусстве» является началом изучения истории изобразительного искусства. Подготавливает учащегося к восприятию обширной темы по теории и истории мировой живописи, графики, скульптуры, архитектуры. Тема «Музеи мира» включена в программу предмета и является одной из самых интересных, познавательных. После знакомства с видами изобразительного искусства, жанрами, периодизацией, мы приступаем к изучению непосредственно периодов искусства, их определения, появления, течения, наиболее интересных памятников, пытаемся разобраться в том, почему появились на свет те или иные стили, откуда взялись их названия, изучаем многообразие групп, объединений и школ, неповторимость мастерства художников, учимся видеть художественную ценность, понять идею, и просто наслаждаемся великими произведениями отечественного и мирового искусства, которые в основном хранятся в музеях и галереях мира. Знакомству с одной из известнейших галерей изобразительного искусства и посвящена данная работа.
Московская Государственная Третьяковская галерея – музей, где собраны произведения отечественного искусства разных периодов. Знакомство с пространствами музея позволит учащимся осуществить интерактивное путешествие в мир истории русского искусства, познакомит с выдающимися памятниками живописи, графики, скульптуры. Подобный урок по сути сочетает в себе несколько тем, которые еще только предстоит изучить в художественной школе. Знакомство с Третьяковкой можно назвать вводным занятием к изучению истории отечественного искусства, которое поможет в последующие года обучения освоить дальнейшие темы по программе «Живопись».
Это урок-путешествие, призванный показать то, чем гордится Россия, вдохновить, увлечь, обогатить знания. Сформировать понимание того, что Отечественное искусство.
Основная часть
Методическое обоснование темы Урок знакомства с Государственной Третьяковской галереей предназначен для учащихся, находящихся в географическом отдалении от столицы, города, где она находится, и имеет несколько целей. Помимо основных образовательных и воспитательных заменяет собой непосредственное посещение данного музейного пространства.
В процессе урока произойдет знакомство с историей создания музея, ее коллекций, с работами выдающихся русский живописцев. Рассматривая залы Третьяковки мы увидим шедевры декоративно-прикладного искусства, иконопись, историческую живопись, пейзаж, портрет, бюсты, рельефы. Знакомясь с именами и названиями повторим темы «Виды и жанры изобразительного искусства».
Путешествие по Третьяковской галерее», посвященное дню изобразительного искусства.
Методическая разработка урока «Беседы об искусстве»
Цель: Формирование познавательного интереса учащихся к изобразительному искусству.
Воспитание чувства гордости за российскую художественную культуру.
Задачи мероприятия:
Ознакомление учащихся с историей Третьяковской галереи;
Развитие эстетического вкуса учащихся;
Поддержание традиций школы по развитию эстетической культуры учащихся;
Сплочение ученического коллектива;
Развитие коммуникативных навыков.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Третьяковская галерея», репродукции картин из Третьяковской галереи, выставка книг о Третьяковской галереи, презентация работ учащихся.
Ход мероприятия:
Методы и приемы: погружение в Третьяковскую галерею, вопросно-ответный метод, беседа, демонстрация, иллюстрация, мастер-класс.
Актуализация знаний учащихся.
— Здравствуйте дорогие девочки и уважаемые взрослые!
Друзья, сегодня мы с вами совершим виртуальную экскурсию в один из интереснейших музеев, не выходя за пределы класса.
Я прошу вас внимательно меня слушать, и тогда вы ответите на все предложенные вопросы. Этим вы поможете мне, а сами пополните свои знания по данному вопросу. Садитесь удобно. И так начинаем. Ребята, сегодня мы поговорим об искусстве.
Слайд 1 Ребята вы видите портрет известного вам человека.
-Чей это портрет?
-А кто такой Павел Михайлович Третьяков?
-Как вы думаете, как эта фамилия связана с изобразительным искусством и творчеством русских художников?
ответ….
— Что такое картинная галерея?
Сегодня многие из вас впервые переступят порог знаменитой Третьяковской галереи — музея — хранилища национального искусства.
Галерея — постоянное помещение для выставки картин.
Давайте поговорим о том месте, где хранятся картины и где они встречаются со своим зрителем. Вы знаете, как называется такое место?
ответ….
Слово «музей» пришло к нам из греческого языка. Так называли священную рощу или храм, где обитали музы – покровительницы всех искусств.
Коллекционировать картины люди начали еще в глубокой древности, где только не пытались хранить их и в монастырях, и в храмах, и даже в общественных банях. В эпоху Возрождения появились первые галереи. Для хранения картин стали застеклять лоджии дворцов. А вот первым музеем попавшим под охрану государства стал Британский музей в Лондоне.
Как вы думаете, здания, где хранятся произведения искусства, должны быть обычными или нет?
ответ….
Конечно, здание музея должно быть прекрасным не только внутри, но и снаружи, чтобы встреча с искусством была незабываемой.
Третьяковская галерея – настоящая сокровищница русского изобразительного искусства. В августе 1892 года Павел Михайлович Третьяков передал в дар Москве, всей России свое уникальное собрание картин. В августе 1893 года, состоялось официальное открытие Московской городской галереи Павла и Сергея Третьяковых. Сегодня Третьяковская галерея по праву считается одним из крупнейших музеев мира.
Давайте, перелистаем сегодня всего лишь несколько страниц истории….
А я буду вашим экскурсоводом.
Для начало напомню как надо себя вести в музее?
(Любой поход в музей — неважно в какой — серьезная нагрузка для вас. Мы должны ходить не торопясь, не шуметь, не трогать ничего руками.
Ученик 1 Слайд 2 Тихий Лаврушинский переулок, где за оградой стоит сказочный дом-теремок Третьяковской галереи, который знают не только москвичи. Сейчас в этом здании размещена основная часть собрания, включающая в себя экспонаты XI-XIX веков.
Посмотрите на этот необыкновенный дом.
Красный, белый, с резными каменными украшениями, с золотым кружевом под зелёной крышей. По эскизам Виктора Васнецова был построен этот главный вход знаменитой картинной галереи, где собраны произведения русского искусства. Фасад здания стал визитной карточкой Третьяковской галереи.
Перед нами парадная лестница и мы проходим в залы.
Слайд 3
Ученик 2: Слайд 4
Основателем галереи был московский купец Павел Михайлович Третьяков /1832-1898/. Человек широко образованный, страстный коллекционер. На протяжении многих лет он тщательно и любовно собирал картины русских художников. В 1872 году Третьяков начал постройку первых залов будущей галереи, пристраивая их к дому в Лаврушинском переулке, где он жил сам.
Просмотр слайдов 5–7
Ученик 3: Поначалу всё, что приобреталось Третьяковым, размещалось в комнатах его жилого дома в Лаврушинском переулке. Но уже к концу 1960 г. картин стало так много, что разместить их в комнатах не было никакой возможности. В 1872 г. началось строительство, а в 1874 г. произошло переселение картин в большое двухэтажное здание, состоящее из двух больших залов, первое помещение Третьяковской галереи. В 1892 году Третьяков подарил свой музей Москве.
Перов В.Г. «Тройка»
…Серые, морозные сумерки. Метет, кружит поземка. Порывы ледяного, обжигающего ветра пронизывают насквозь и старая, плохонькая одежда с чужого плеча совсем не согревает. Трое детей, выбиваясь из последних сил, тянут в гору по глубокому снегу тяжелые сани с огромной обледеневшей бочкой. Вода выплескивается через край бочки и тут же замерзает. Один из мальчиков уже совсем обессилил, кажется, еще мгновение – и он упадет на холодный снег; девочка не замечает порывы ледяного ветра, косынка ее сбилась, глаза на бледном лице полузакрыты, привычно и обреченно тянет она свою лямку. И только мальчик постарше старается взять на себя самую тяжесть, хоть немного облегчить непосильную ношу своих товарищей…. Щемящее чувство сострадания охватывает нас, когда мы всматриваемся в картину художника Василия Григорьевича Перова. Полное название картины – «Тройка». Ученики мастеровые везут воду».
Картины полотно немое,
Но душу режет пополам.
Когда ты видишь как судьбою,
Здесь дети загнаны в капкан.
Одежду ветром растрепало.
В глазах бездонной боли след.
Что видели они? Так мало…
Потоки слёз, от разных бед.
Краюху хлеба, щи – за роскошь,
Пришлось по жизни принимать.
Да печь, суровою зимою,
За рай небесный почитать.
А сзади воз, с огромной бочкой.
И к избавлению нет пути.
Сегодня детство здесь извозчик,
Только б хватило сил везти.
В Третьяковской галерее, в васнецовском зале, висят «Богатыри» — картина, которая стала воплощением всех творческих замыслов художника, его размышлений, частью его жизни. 17 лет потребовалось Васнецову, чтобы написать эту картину. Последним крупным приобретением Павла Михайловича Третьякова были «Богатыри» В.М. Васнецова. Они сразу были помещены в зал, где и находятся по сей день.
На картине мы видим трёх богатырей: Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алёшу Поповича
:
Как вы считаете, кто из троих – Илья Муромец?
(в середине, он старший из богатырей, у него спокойное, мужественное лицо, он зорко всматривается вдаль).
На заставе был богатырь Илья,
Илья Муромец, сын Иванович
Из-под славного города из-под Мурома,
Из того ли села Карачарова,
И конь под Ильей словно лютый зверь,
Он сам на коне как ясен сокол…
Слева — Добрыня Никитич.
А и был на заставе Добрыня Никитич – млад,
Что Добрынюшка Никитич – млад,
Сын богатого гостя рязанского
И жены его Амелфы Тимофеевны.
Справа от зрителей – Алёша Попович.
А и был там Алёша Попович – млад,
Он Добрыне Никитичу крестовый брат,
Что из присна города, из Ростова,
Сын соборного попа ростовского.
На картине изображены былинные богатыри, но мы воспринимаем их как живых людей. Картина заставляет людей волноваться, переживать самое хорошее чувство – чувство гордости за Родину.
Трудно перечислить всех замечательных художников, чьи полотна стали настоящим украшением галереи. Среди них В.А. Тропинин и К.П. Брюллов, О.А. Кипренский и Ф.С. Рокотов, В.А. Серов и А.Н. Бенуа, В.Д. Поленов и М.А. Врубель, А.И. Куинджи и К.А. Коровин, И.И. Левитан и В.М. Васнецов, К.Е. Маковский и И.С. Остроухов…
Творчество Михаила Александровича Врубеля до сих пор хранит тайну. Мы всматриваемся в работы этого мастера, и каждый из нас пытается найти свой ответ. «Дивные краски и причудливые чертежи, похищенные у Вечности» — так говорит о творчестве этого художника поэт Александр Блок…
М.А.Врубель«Царевна-Лебедь»
…В мерцающем лилово-перламутровом тумане возникает, словно сказочное видение, то ли из морских волн, то ли из облака легчайших лебединых перьев прекрасная Царевна-Лебедь. В вечерних сумерках поблескивают самоцветы на ее кокошнике. Взгляд больших глаз Царевны таинствен и печален. Она, обернувшись, смотрит на нас…. И все вокруг кажется призрачным, легким, летящим.
Отгадайте, кто автор этих работ? Исаак Ильич Левитан. Он был учеником Василия Поленова. Осень была любимейшим временем года для Левитана, и он посвятил ей более сотни картин.
— Чем различаются эти 2 работы?
— «Золотая осень» — одна из самых известных картин, хотя она и не столь уж характерна для творчества художника — слишком ярко, смело, мажорно выполнена она. Возможно, что и сам Левитан был не вполне удовлетворен ею, ибо через год написал еще одну картину с тем же названием, но написанную более мягко, нежно. Именно с именем Левитана в русскую живопись вошло понятие «пейзаж настроения».
Дети, все картины о природе называются – пейзажами.
Самая известная русская картина, на которой изображена осень – это картина Левитана – «Золотая осень»».
Учитель еще раз показывает портрет художника и его картину.
«Посмотрите на эту картину»
Вопросы о картине:
«Что вы видите на этой картине?»
«Какие краски использовал художник?»
«Какие признаки осени читаются на этой картине?» «Правильно, ребята, здесь осень другая – более поздняя. Небо здесь серое, затянутое тучами. Опустевший, поредевший парк. Потемневшая от дождей листва. В пруду остывшая вода.Видите, ребята, у каждого художника своя осень. Она разная. У каждого из них она вызывает разные чувства. Поэтому каждый художник использует свои линии, цвета, светотени, свои краски.»
Экспресс-выставка работ учащихся.
Сегодня мы, как юные художники попробуем поделиться своим осенним настроением и рассказать о своей осени.
Дети презентуют свои работы Рябина кудрявая, листочки узорные,
Твои ягоды красные все горят светофорами
Царица осенняя, рябина — красавица,
Песни петь о тебе всем нам нравится.
Ты скажешь – «береза», ты скажешь «рябина»,
И сразу увидишь ты край свой родимый.
Увидишь, как машут тебе в небе синем,
Берёзы России, рябины России.
Сказка про рябину «Красавица-рябина»Автор сказки: Ирис Ревю
Росла в лесу рябина. Кудрявая. Нарядная. Богатая на плоды.
На праздничном балу не было ей равных. Стройная, раскидистая, красивая. Одни бусы кумачового цвета чего стоят. Соседки — осина и берёза подобными украшениями не обладали, и на бал являлись в простых нарядах.
Красивыми у рябины были не только бусы. Листочки её – зубчатые, окрашенные в золотистые и красные тона, — тоже выделялись на общем фоне.
С раскрасавицей — рябиной весело перешёптывались дуб и клён.
Бал был в самом разгаре, когда случилось непредвиденное.
На бал пришёл ёж. Он неважно себя чувствовал. Среди приглашённых начали срочно искать врача. Кто бы вы думали, оказался врачевателем? Наша красавица — рябина!
Но, прежде всего, надобно сказать, что приключилось с ежом. Он гостил в соседнем лесу, и там начался пожар. Ёж надышался продуктами горения. Поначалу он не обратил внимание на ухудшение самочувствия. Но потом ему срочно понадобилась помощь.
Раскрасавица — рябина протянула ежу несколько ягодок, и попросила его пожевать их. Рябина знала, что в народе давно используют её ягоды при отравлении угарными газами.
Ежу быстро полегчало. Все присутствующие были рады тому, что ёж повеселел. А рябине сказали: «Большое спасибо».
Вопросы:
«Почему вы нарисовали именно это?»
«Хотели бы вы уметь рисовать, как настоящий художник?»
Подведение итогов занятия.
Учитель: Ваши работы пленяют своим творчеством. В каком-то рисунке чувствуешь загадочность, другие создают волшебство, третьи завораживают. Все они отличаются большим разнообразием настроений, которые вы хотели передать. Но главное, что ни одна из ваших работ не оставляет зрителя равнодушным.
Какие чувства вызвало у Вас наше занятие? Ответы учащихся.
Запомните свои эмоции. Это эмоции творчества. От творчества можно получить разное эмоциональное состояние — подъём, активность, а можно и расслабиться.
-Что нового для себя узнали? Ответы учащихся.
Информационный этап.
Домашнее задание.
Придумать небольшой рассказ к своему рисунку, выполненному на уроке.
Итог урока
Где находится Третьяковская галерея?
Когда была основана галерея?
Какая картина Вам больше всего запомнилась, почему?
Какая из картин произвела на вас большее впечатление? Почему?
Какие картины заставили задуматься?
Если бы вы имели возможность получить картину в подарок, какую бы вы выбрали?
Хотите ли вы посетить Третьяковскую галерею в Москве?