Автор: Людмила Федоровна Лаврентьева
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВЕННО — НАУЧНОГО ЦИКЛА
Л.Ф.Лаврентьева
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Углянская средняя общеобразовательная школа» Верхнехавского района Воронежской области
Аннотация. Одна из главных целей информатизации образования — подготовка выпускников, владеющих новыми информационными и коммуникационными технологиями. В современной школе информационные технологии должны рассматриваться не просто как самостоятельный учебный предмет, а как универсальный инструмент, способный помочь в решении самых разнообразных педагогических задач в урочной и внеурочной деятельности. Применение компьютера на любом этапе урока помогает учителю проводить работу, включающую активное взаимодействие учителя и ученика, способствует развитию творческого мышления и помогает адаптироваться к жизни в информационном обществе.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, Интернет, компьютер, научно – исследовательская работа.
На современном этапе в России происходят различные преобразования в политике, экономике, но особое внимание уделяется образованию. Это не случайно, так как одним из современных направлений совершенствования образования является его информационная модернизация.
Современное общество предъявляет высокие требования к педагогам, исходя из которых учитель должен строить образовательный процесс так, чтобы не только учитывались способности и возможности обучающихся, но и осуществлялось максимальное развитие их личности. При решении поставленных задач необходимо осуществлять деятельностный подход в образовании, при котором человек, взаимодействуя с миром, строит сам себя. В этом случае происходит саморазвитие, самоактуализация его личности. При реализации этого подхода в образовании современный урок строится с учетом требований психологии, педагогики и методики предмета. Источником активности человека являются его потребности.
Учитель, планируя виды деятельности обучающихся, подбирает наилучшие способы развития мотивации учеников, чтобы ученик ощущал свое продвижение вперед, переживал успех в деятельности, проявлял настойчивость и упорство в достижении цели, действуя при этом самостоятельно.
В настоящее время при изучении дисциплин естественно- научного цикла не достаточно ограничиваться простым перечислением цифр и фактов. Необходимо чтобы они служили поводом для обстоятельного разговора на уроках, что возможно с помощью творческих методов обучения. К ним относятся проблемное изложение, частично – поисковый, исследовательский методы. Все эти методы направлены на развитие творческих способностей учащихся. Модернизация общего образования требует от современного учителя воспитания у учащихся качеств личности, необходимых для жизни в условиях информационного общества. Учителям-предметникам в настоящее время предоставляется доступ к современным технологиям, програмному обеспечению, телекоммуникационным сетям для использования в профессиональной деятельности, и во внеклассной работе. Этому, несомненно, способствуют информационно-коммуникационные технологии, Интернет, работа на обучающих платформах Skysmart, ЯКласс, UCHi.RU, Фабрика разума.
В современной школе информационные технологии должны рас-сматриваться не просто как самостоятельный учебный предмет, а как универсальный инструмент, способный помочь в решении самых разно-образных педагогических задач в урочной и внеурочной деятельности. Применение компьютера на любом этапе урока помогает учителю про-водить работу, включающую активное взаимодействие учителя и ученика, способствует развитию творческого мышления и помогает адаптироваться к жизни в информационном обществе. Но, к большому сожалению пока, что эти проблемы далеко не полностью решены и в каждой школе они свои, чаще всего похожие – проблемы с Интернетом, вирусы, оборудование, которое требует обновления. ИКТ сегодня прочно вошло в нашу жизнь, вряд ли найдется человек, который не знает, что такое компьютер. Но знание не означает использование. И сегодняшняя школа — яркое тому свидетельство. С одной стороны, все участники образовательного процесса понимают, что за ИКТ будущее. Они существенно облегчают нашу жизнь в ходе организации образовательного и воспитательного процесса, предоставляют практически безграничные возможности поиска информации, ее наглядного представления, подготовки к сдачи ОГЭ и ЕГЭ. С другой стороны, их использование явно не отвечает запросам учащихся и определенной части учителей. В качестве причин данного явления можно выделить крайне полярные точки от недостатка оборудования в школе и дома у учащихся (это неоднократно подтверждает дистанционное обучение) до проблем со скоростью Интернета. К сожалению, технические возможности и фильтры, установленные на серверах школы не позволяют полноценно пользоваться материалами, которые предоставляются образовательными ресурсами сети Интернет.
Диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик: от тестирования детей, выявления их личностных особенностей до игры. Компьютер является как объектом изучения, так и средством обучения. При этом информационно-коммуникационные технологии являются мощным средством повышения эффективности обучения. Они позволяют значительно расширить возможности представления учебной информации. Современные программные продукты с применением цвета, графики, звука, новейших средств видеотехники способствуют моделированию различных явлений природы и ситуаций: солнечное или лунное затмение, деление клетки, извержение вулкана, действие циклона, смерч, землетрясение и многое другое. Среди разнообразных возможных методов с привлечением информационных технологий наиболее актуальными являются следующие педагогические технологии: «обучение в сотрудничестве», проблемное и разно уровневое обучение, личностно – ориентированное, дистанционное обучение, проектная деятельность, посещение виртуальных музеев и выставок, «прогулки» по заповедникам мира. Неоценимую помощь оказывают информационно-коммуникационные технологии в подготовке сдачи ОГЭ и ЕГЭ, ВПР, итоговых контрольных работ, зачетов по темам, в проведении нестандартных и интегрированных уроков. Огромную положительную роль оказывает Интернет для подготовки и проведения внеклассных и внеурочных мероприятий.
На своих уроках я использую комплексные диски, которые позволяют лучше усвоить теоретический материал, предусматривают работу с понятийным аппаратом, способствуют быстрой проверки усвояемости знаний урока, посредством электронных тестов. Применяю выборочные материалы энциклопедии Кирилла и Мефодия, дополнительный материал теле программы «Бибиси – живая природа», отрывки из передач «Клуб, кино – путешественников», из художественных фильмов и мультипликации, так называемые программные мультфильмы, позволяющие на доступном уровне усвоить материал сложной темы «Мировой круговорот воды в природе» и др., интерактивные карты, которые я стараюсь применять только при закреплении гео номенклатуры, потому, что ни одна интерактивная карта не сравнится с настенной и картами атласа. Использую электронное тестирование, мини – тесты поурочные, кроссворды. Широко применяю на уроках презентации в качестве обобщения перед зачетами или наоборот на вводных уроках. Темы, в которых наиболее эффективно использование ИКТ на уроках географии: «Страны и народы», «Природа материков и океанов», «Природные зоны и природные районы РФ и мира», «Промышленность РФ и мира». и др.
Но, ни для кого ни секрет, что это очень кропотливая, трудоёмкая работа, особенно на этапах подготовки. Конечно, когда со временем у учителя появляется электронная методическая копилка – это великолепно. Но прежде – долгие часы работы за компьютером, просиживание в поисках информации в Интернете. И только после этой работы будет можно сказать, что ИКТ действительно реально помогают в работе не только учителю, но и ученикам, делая процесс обучения и воспитания более привлекательным, успешным и помогает многим учащимся раскрыться в разных направлениях. Информационно-коммуникационные технологии могут облегчить урок, сделать его интереснее и практичнее, учитель и ученики обязаны уметь применять их во благо процессу обучения, однако даже современный урок должен не упираться в информационные технологии, а находиться с ними в синтезе, обеспечивая при этом качественное и прогрессивное образование для всех учащихся.
Но при этом нельзя забывать, что «Не навреди» – это то условие, та заповедь, которой должен руководствоваться учитель в своей работе. Сегодня методика внедрения «здоровье сберегающих» технологий обучения – это главный принцип работы каждого учителя. При применении ИКТ на любом уроке нельзя забывать о здоровье детей, да и о своём тоже. Так как, не для кого ни секрет, что компьютерные технологии, при неправильном применении могут принести вред здоровью.
Здоровье сберегающий подход в успешном развитии ученика определяет главную цель обучения, которая должна быть направлена на формирование уверенности ученика в своих силах.
Одна из главных целей информатизации образования — подготовка выпускников, владеющих новыми информационными и коммуникационными технологиями.
В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. Опыт работы показывает, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков. Умение ориентироваться в бурном потоке информации, выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важной остается роль учителя в раскрытии возможностей современных информационных технологий в процессе преподавания как естественных, так и гуманитарных дисциплин.
Задача педагога — способствовать развитию личности, учить ее рациональным приемам самостоятельного овладения научной информацией, укреплению трудовой и учебной дисциплины. А для этого – мы сами должны постоянно учиться и совершенствовать свои знания в применении ИКТ.
Литература
1. Баранов, А.С. Компьютерные технологии в школьной географии [Текст] /А.С. Баранов, В.Г. Суслов, А.И. Шейнис; под ред. А.С. Баранова. – М: Издательский дом «ГЕНЖЕР», 2004.-80с.
2. Гутов А. О словесном и визуальном в обучении/А.Гутов//Литература в школе. — 2007. — №9.
3. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании / И.Г. Захарова. — М.: Академия, 2003.