Нетрадиционные формы обучения английскому языку в общеобразовательной школе

Автор: Накарякова Елена Александровна

Сегодня, в эпоху глобализации, когда роль межличностной коммуникации, в том числе и межнациональной, возрастает день ото дня, знание иностранного языка становится не роскошью, а нормой; залогом успешного развития общества. Кроме того, иностранный язык выполняет значительную роль в формировании личностных качеств человека (ведь с его помощью становится возможным получить непосредственный доступ к культурному наследию другой страны), в повышении уровня образования. Неудивительно, что в последнее время в нашей стране существенно возрос интерес к иноязычному образованию, открывается все больше курсов, главным образом, нацеленных на повышение уровня владения английским языком и развитие коммуникативной компетенции. Лица, закончившие средние и высшие учебные заведения, как минимум, должны достичь порогового уровня владения иностранным языком. Почему этого не происходит? Можно перечислить достаточно много факторов, которые могли бы быть причиной такой ситуации, но в условиях современных стандартов, когда на первый план выносится самообразовательный потенциал личности (когда учитель выступает в роли «дирижера», указывающего ученикам направление, путь, который они, с помощью учителя, должны самостоятельно осилить), главным, с нашей точки зрения, является фактор недостатка мотивации, которую можно повысить путем нетрадиционных форм обучения.  Приведем в качестве примера данные соцопроса, проведенного в одном из высших учебных заведений среди студентов неязыковых специальностей с целью выявить их основные мотивы при изучении иностранных языков. Среди 200 опрошенных, отобранных методом стихийной выборки, 60% ответили, что изучают язык, т.к. это нужно по учебной программе, 19% – чтобы не отчислили, 10% – с целью устроиться в будущем на хорошо оплачиваемую работу и построить успешную карьеру, 6% – чтобы путешествовать за границей и общаться с иностранцами и только 5% ответили, что учат язык, потому что это им действительно интересно. 

Основным выводом, который можно сделать, исходя из данного опроса, является то, что при изучении иностранных языков студентами движут, главным образом, внешние мотивы. Только 5% студентов имеют внутреннюю мотивацию-зучают иностранный язык, потому что это им нравится.

Налицо некое противоречие: хотя престиж владения иностранным языком и его важность в общественной жизни очевидны, наблюдается острый недостаток положительной мотивации. Следовательно, необходимо предпринять действия, направленные на вызов у обучающихся внутренней мотивации; необходимо создать такие условия, которые помогут развить в них личную заинтересованность и потребность в изучении иностранного языка. Потребность в изучении должна соответствовать таким разновидностям внутренней мотивации, как коммуникативная (непосредственное общение на языке), инструментальная (положительное отношение к различным видам работы) и лингвопознавательная (положительное отношение к языку). 

В данной работе рассматриваются различные нетрадиционные формы обучения иностранному языку, которые  способствуют  повышению внутренней мотивации. По нашему мнению, нетрадиционные формы обучения иностранного языка имеют ряд преимуществ по определенным критериям в сравнении с традиционными, а именно: добровольный характер участия, большая самостоятельность и инициативность со стороны учеников, возможность воплотить широкий спектр творческих идей в жизнь, проявить себя (немаловажен аспект самореализации личности) и т.п., – при умелом внедрении в учебную деятельность (в учебно-воспитательный процесс), должны всячески способствовать развитию у учеников положительной мотивации к изучению иностранного языка. 

×
×