Методика ознакомления с окружающим миром посредством технологии «Синквейн» в группе компенсирующей направленности для старших дошкольников с ЗПР в системе дополнительного образования

Автор: Дарья Юрьевна Емельяненко

Опыт по ознакомлению с окружающим миром посредством технологии «Синквейн» формировался в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития МОУ детского сада № 2 в рамках кружка «Речевичок» для детей 5-6 лет.

Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его возможности познания окружающего мира, полноценнее взаимодействие со сверстниками и взрослыми, совершеннее его умственное и психофизическое развитие, так как речь занимает центральное место в процессе психического развития ребенка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом. Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения — синквейна. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.

Эта технология не требует особых условий его применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий, дает возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, носит характер комплексного воздействия, не только развивая речь, но способствуя развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления), позволяет ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса.

Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в кружковой деятельности объясняется тем, что:

— Новая технология – открывает новые возможности; современная логопедическая практика характеризуются поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу учителя-логопеда.

— Гармонично вписывается в работу по развитию лексико – грамматических категорий, использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает ее логическую завершенность.

— Способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.

— Является диагностическим инструментом, дает возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала.

— Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию ВПФ (памяти, внимания, мышления).

При творческом использовании синквейна педагогом, он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра – ведь сочинять полезно, весело и легко. Однако нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детьми и обязательно показывать образец.

Одна из целей при составлении синквейна — добиться умения детьми выделять главную мысль текста, а также кратко выражать свои мысли.

Синквейн — это не обычное стихотворение, а нерифмованное стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. Его форма напоминает «елочку».

·                      Первая строка – это тема конкретного синквейна, обычно это название явления или предмета, о котором идет речь. Чаще всего – одно слово, иногда небольшое словосочетание. Чаще это местоимение или существительное, отвечающее на вопросы: “Кто?” или “Что?”

·                       Вторая строка – два слова, описывающие свойства и признаки этого предмета или явления. Это обычно прилагательные или причастия, отвечающие на вопросы: “Какой?”, “Какая?” и т.п.

·                       Третья строка – три слова, которые описывают наиболее существенные, характерные действия данного явления или объекта; это глаголы или деепричастия, отвечающие на вопрос: “Что делает?”

·                       Четвертая строка – выражение собственного мнения по теме синквейна. Традиционно фраза состоит из четырех слов.

·                       Пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (ассоциативный ряд), содержит в себе одно слово или словосочетание. Обычно это существительное, отвечает на вопрос: “Кто?”, “ Что?”

Работа над освоением технологии синквейн в кружке «Речевичок» проходит в несколько этапов:

I этап – подготовительный.

Для того, чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас, поэтому свою работу мы начинали с уточнения, расширения и совершенствования словаря.

Цель этапа: знакомство и обогащение словаря дошкольников словами-понятиями: «слово-предмет», «слово-определение», «слово-действие», «слово-ассоциация», «предложение», введение символов этих слов.

Знакомя детей с понятием «слово», обозначающее предмет (живой, неживой) и «слово», обозначающее действие предмета, тем самым подготовили основу для последующей работы над нераспространенным предложением и его схемой. Графические схемы помогали детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. Знакомя детей со словом, обозначающим признак предмета, мы учили дошкольников составлять распространенные предложения. Завершается работа формированием умения строить нераспространенные и распространенные предложения разных структур, опираясь на сюжетные картинки, вопросы, схемы и т.д.

II этап – основной.

Цель этапа – знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога).

На этом этапе разрабатывали схемы, алгоритмы, подбирали наглядный дидактический материал. Далее мы продолжили работу по обогащению и активизации словаря, составлению предложений из нескольких слов, показывающих отношение к теме.

Пошаговая работа над Синквейном.

Шаг 1. Берём картинку предмета, например, яблоко и спрашиваем: «Что это?» Яблоко. Готова первая строка Синквейна.

Шаг 2. Взрослый называет несколько признаков к этому предмету. Например — зеленое, твердое. Уточняем, что это слова — признаки.

Шаг 3. Дети сами называют слова – признаки. Готова вторая строка Синквейна.

Шаг 4. Взрослый показывает детям названия нескольких действий, которые может производить изображенный предмет (растет, пахнет, краснеет). Уточняем, что это слова – действия.

Шаг 5. Дети сами называют слова – действия. Готова третья строка Синквейна.

Шаг 6. Взрослый называет, как можно составить предложение об этом предмете, используя предыдущие слова. Например, Зеленое яблоко краснеет.

Шаг 7. Дети сами составляют предложение. Готова четвёртая строка Синквейна.

Шаг 8. Взрослый объясняет, что теперь надо одним словом назвать к чему относится данный предмет. Фрукт.

Шаг 9. Дети, одним словом называют, к чему относится данный предмет. Фрукт. Готова пятая строка Синквейна

Шаг 10. Назвать всё пятистишье.

Свои работы (синквейны) дети оформляли как в форме графических рисунков, которые помогают дошкольникам более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание, так и  в виде устных сочинений с опорой на схему.

Технология составления синквейна ценна еще и тем, что носит характер комплексного воздействия, она не только развивает речь, но и способствует развитию высших психических функций – памяти, внимания, мышления, что актуально в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими ОНР.

Активно используя технологию «синквейна» в нашей работе можно сказать, что дети имеют в результате такой работы значительные успехи в развитии речи, в творческом развитии, дети учатся анализировать, делать выводы; придумывать интересные, «красивые» слова, стихотворения.

Синквейны используются практически на любом этапе работы по развитию речи – поиск решения проблем, развитие логического мышления, введение в тему занятия, заключительное задание по пройденному материалу, проведении рефлексии, анализа и синтеза полученной информации. Созданные детьми нерифмованные стихотворения нередко становятся «изюминкой» образовательной деятельности, вершиной их словесного труд.

×
×