Автор: Абдуллаева Елена Станиславовна
ГБОУ Школа №1591
Город Москва
Автор статьи старший воспитатель Абдуллаева Е.С.
Командная работа в дошкольном учреждении.
Как создать команду с людьми из разных поколений и культур, с разным опытом, образованием и характером. Как объединить их и стать вместе с ними одной командой? В своей статье я расскажу, как я решала эту задачу, в результате которой мы добились устойчивого позитивного имиджа дошкольного учреждения, что является важным современным компонентом и ресурсом образовательного учреждения
Кто же они, члены нашей команды ?
-Воспитанники дошкольного учреждения. Главные «пиарщики» образовательного учреждения. Именно они являются своеобразной «визитной карточкой»: то, что они рассказывают о своих буднях, как они себя ведут в общественных местах, участвуют в конкурсах, напрямую демонстрирует определенные стандарты, принятые в нашем учреждении.
-Родители воспитанников самые авторитетные субъекты, способные не только дать реальную оценку нашей работе, но и откорректировать общественное мнение и мнение своих детей о нас. Они являются главной целевой группой, на которую мы ориентируемся в работе по созданию имиджа учреждения.
-Сотрудники дошкольного учреждения – явление корпоративное, и его результат определяют все члены коллектива, поэтому каждый сотрудник понимает и разделяет ответственность за реализацию отдельных составляющих имиджа, находящихся в его компетенции.
Наш педагогический коллектив, стремящийся к профессиональному росту, с огромным желанием участвовать в инновационной деятельности детского сада и работать в лучшем детском саду подошел ответственно к решению поставленной задачи. В первую очередь необходимо минимизировать конфликтные ситуации, которые разрушают годами выстроенные отношения. Конфликт-это явление, возникающее в результате столкновения противоположных взглядов и планов различных людей. Чтобы повернуть родительское общество в сторону педагогов, мы решили показать , что наши цели, задачи и интересы полностью совпадают . И доказать, что наш союз выгоден и полезен. Конфликт легче предупредить, чем лечить. Условие для успешного сотрудничества команды- доверие между всеми ее членами. Надо организовать работу в детском саду так, чтобы все участники образовательного процесса были одинаково удовлетворены результатом.
Огромную роль в нашей работе мы отдаем организации клубных дней, совместных годовых проектов, событийных мероприятий и т.д.
Приведу пример некоторых из них.
День открытых дверей и родительские собрания для вновь зачисленных детей-согласитесь, что это банально и просто. Мы должны были сделать все, чтобы с первых минут наших встреч родители с детьми прониклись в детскую атмосферу сада. Хорошей идеей было разослать приглашения на почту с программой мероприятия. В приглашениях не употреблялось словосочетание «родительское собрание». Мы приглашали «В поход по тропинкам детского сада». Родителям предлагалось «превратиться» в детей и довериться педагогам. Они посетили под руководством воспитателей все кабинеты специалистов. Каждый специалист (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель), проигрывая знакомство с «родителями-детьми» показал свои методики и свой профессионализм. Не было скучных речей о достижениях педагогов. Был представлен практический опыт. Заключительным этапом похода было групповое помещение, куда планировали отдавать ребенка. Родителям представилась возможность посмотреть группу изнутри , познакомиться с режимами санитарной обработки помещений (в первые месяцы пребывания ребенка в детском саду родителей очень беспокоит этот вопрос), с методами профилактики заболеваемости (все родители переживают за частые простуды), поиграть в игрушки, побывать в спальне и даже посидеть за маленькими детскими столами. Обязательной частью встречи родителей с воспитателями был мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы-символа материнства. Важно отметить, что весь «поход» проходил в игровой форме, так как ведущий вид деятельности для детей-игра, что очень впечатлило родителей.
Первый шаг был сделан. Если положительное отношение к дошкольному учреждению сформировано, то за ним, обязательно последуют доверие и, в свою очередь, высокие оценки и уверенный выбор.
Для тесного взаимодействия членов нашей команды раз в квартал мы проводим интерактивные мероприятия.
Интерактивное мероприятие «Осенняя ярмарка».
Был проведен опрос среди родителей, в результате которого мы выяснили, что наши дети никогда не участвовали в настоящей Ярмарке. Возникла идея организовать Ярмарку на территории детского сада. И, конечно, мы обратились к родителям за помощью в организации массовых игр. К нашему огромному удивлению большая часть родительского общества приняла активное участие в каждом этапе подготовки (написании сценария; подготовке атрибутов: карусели из лент, торговых рядов, балагана , вертепа, райка, костюмов ; изучении скороговорок, частушек, русских народных песен и т.д.).Схема интерактивной игры заключалась в том, что родители приходят за детьми, забирают их из группы и вместе идут по прописанным в маршрутных листах станциям , которые выдавались «коробейниками» при входе в детский сад .Станции («Балаган», «Карусель», «Вертеп», «Раек», «Скоморох», «Цыганский табор», «Частушечная», «Загадочная» и замыкающая «Торговые ряды») были подготовлены заранее. На каждой из них родители с детьми должны были выполнить задания и получить за выполнение «дублик»-мера стоимости товара на детсадовской ярмарки. «Дублики» на конечной станции «Торговые ряды» можно было обменять на товар (овощи, фрукты, поделки, варенья, соленья, кулинарные изделия , вязаные варежки и носки , самодельные куклы и многое другое). Очень ответственно и с огромным творческим запалом родители отнеслись к оформлению «Торгового прилавка» от группы . Все торговцы (родители) были в народных костюмах, много народной утвари принесли на выставку, старинные самовары и даже старый фотоаппарат. А в завершении Ярмарки дети, родители, и педагоги водили хороводы. Ни один участник Ярмарки не ушел без хорошего настроения и запасом обмененных товаров. У педагогов и родителей была одна цель и одни задачи :показать детям настоящую ярмарку с присущей ей балаганом .И мы справились в команде. «Ярмарку» мы не проводим ежегодно, а чередуем ее с «Масленицей».
Огромным успехом у нас пользуются интерактивные мероприятия «День Земли», «По улицам любимого города…», «Игры, в которые мы играли» и многие другие, которые были частью огромного проекта «Возьмёмся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке». В нашем саду этот проект длился больше года. Побудило к созданию данного проекта то обстоятельство, что работая педагогами в детском саду, принимая ежедневно огромное количество детей и их родителей, у которых разные приоритеты, разные жизненные ценности, взгляды, мнения, мы пришли к выводу, что для всех необходимо создать ситуацию успеха, при которой они поймут значимость уважительных отношений друг к другу. Научатся принимать другого человека таким, какой он есть со всеми его недостатками. Научатся сопереживать, сочувствовать друг другу, прислушиваться к мнению других.
Основной целью нашего проекта являлось формирование толерантных отношений между детьми, взрослыми . Воспитание уважения к себе, сверстникам и старшим; умение терпимо относиться к особенностям поведения людей; формирование стремления оказывать помощь и быть готовым ее принять; способствовать воспитанию у детей т взрослых доброты и отзывчивости, развитию гуманистического, патриотического отношения к народу, к стране.
Ежемесячно педагогический коллектив разрабатывал план проекта, вплетая его в основной план образовательной организации. Вся информация о том, что происходит в группах была доступна родителям на стендах в каждой группе, социальные сети и беседы.
Вот, например, планирование на несколько месяцев.
С 02 сентября по 30 сентября у нас ситуация месяца «По улицам любимого города…»
Мероприятия месяца:
1. День знаний. Праздничное мероприятие
2. День города. Квест-игра «По улицам любимого города…»
3. Город моей мечты. Насколько хорошо я знаю свой город? За что я люблю свой город? Как сохранить город чистым? Как я могу помочь своему городу?
Что бы я сделал, если бы стал главой города?
Детская площадка в моем городе. Чем заняться в выходные? Любимое место в Москве моих родителей. И почему?(беседы, мини-проекты, стенды, фото, рисунки, поделки)
Оформление уголка в группе «Мой любимый город»
4. Информация для родителей –стенд «Чем заняться в выходные с ребенком ?
5.Ежедневные рефлексивные круги с обсуждением правил поведения в группе .Кого мы называем друзьями? О каком друге ты мечтаешь? С кем хотел бы дружить в группе? Как мы делим игрушки? Кто такой воспитатель?
С 01 ноября по 31 ноября у нас ситуация месяца «Семейные традиции»
Мероприятия месяца:
1.Знакомство с семейными традициями (беседы с детьми дома и в группе, составление рассказов о традициях.)
2.Традиция группы ( видеопрезентация, фото, рассказы, показ)
3.Проведение с детьми тренингов на тему: «Как утешить друга?», «Как помириться?»
4.Подготовка и проведение свободных Клубных часов.
7.Подготовка и участие в мероприятиях, посвященных к Дню матери
8.Ежедневные рефлексивные круги с обсуждением правил поведения в группе, презентация Клубного часа, «Кресла размышления», «Коврик мира», беседы о том, как подружиться и как помириться.
С 01 декабря по 31 декабря у нас ситуация месяца «Традиции. Новый год. Волшебные подарки»
Мероприятия месяца:
1. Как и чем можно украсить елочку в Новый год? (конкурс на лучшее эстетическое и безопасное оформление группы к Новому году)
2. Моё новогоднее желание. Что такое чудо? (беседы с детьми, рисунки, поделки, чтение стихов и рассказов)
3. Правила поведения на утренниках (составление пиктограммы, беседы с детьми и родителями)
4. Традиции (традиции в семье, в группе, в детском саду)
5. «Новый год своими руками» (поделки с детьми в группе –традиция детского сада)
Ежедневные рефлексивные круги с обсуждением правил поведения в группе, презентация Клубного часа, «Кресла размышления», «Коврик мира», беседы о том , как подружиться и как помириться
С 09 января по 31 января у нас ситуация месяца «Мальчики и девочки»
Мероприятия месяца:
1.Как помочь птицам зимой? Птичья столовая.
2.Зачем мы питаемся?
3. Кто такая девочка? Кто такой мальчик? Различие признаков.
4. Какие добрые поступки можно сделать по отношению к мальчикам?
Какие добрые поступки можно сделать по отношению к девочкам?
5.Коляда, коляда,снова в гости ты пришла! (проведение колядок, рассказы о русских традициях в дни празднования Рождества и Крещения)
6.Ежедневные рефлексивные круги с обсуждением правил поведения в группе, презентация Клубного часа, «Кресла размышления», «Коврик мира», беседы о том, как подружиться и как помириться.
С 01 февраля по 28 февраля у нас ситуация месяца «Моя семья. Мои корни»
Мероприятия месяца:
1. Семья. Что такое семья? За что я люблю свою семью? Кем работают родители? Что значит дружная семья? Кто живёт с тобой дома?
2. Добро должно быть с добротой. Что такое добро? «Добро» и «зло» -что победит? (чтение художественной литературы, просмотр спектакля, беседы)
3. Развлечение на тему «День добра» ( в каждой группе)
4.Выставка детских рисунков «Какого цвета доброта?» Создание социальной рекламы «Добро должно быть с добротой». Изготовление большого панно «Большое доброе сердце»
5.Досуги «Мой папа самый добрый!»
6.Ежедневные рефлексивные круги с обсуждением правил поведения в группе.
С 01 марта по 31 марта у нас ситуация месяца «Весна красна»
Мероприятия месяца:
1. Масленица. Развлечения в группах.
2. Мамы разные нужны -мамы всякие важны! –праздники, посвященные 8 марта
3. Создание социальных роликов «Добро должно быть с добротой»
4.Книжня выставка в каждой группе, посвященная международному дню книги.
5.Ежедневные рефлексивные круги с обсуждением правил поведения в группе.
С 01 марта по 30 апреля у нас ситуация месяца «Россия героями славится»
Мероприятия месяца:
1. Космос. Что мы знаем о Космосе? Первый космонавт. Мусор в космосе. (досуги, беседы, открытые занятия, поделки)
2. Что мы знаем о планете Земля? Почему все люди на планете разные?
3.Субботники.Что это такое? Зачем нужны субботники. Почему субботники мы проводим все вместе? Субботник в группе, на участке.
4.Конкурс на лучший книжный уголок.
5.Ежедневные рефлексивные круги с обсуждением правил поведения в группе.
Проект наш рождался поэтапно, исходя из потребностей команды.
Для профилактики выгорания педагогического состава мы прибегаем к новым методикам , которые далеки от педагогической деятельности. Например , мы всем коллективом узнаем что такое нейрографика и правополушарное рисование, выезжаем на семинары , которые сами же и организовываем, участвуем в командных играх юмористического характера, проводим фитнес для желающих в свободной от работы время.
Для безопасного проведения мероприятий мы приглашаем старшеклассников нашей школы. Помогают все желающие. Огромный опыт приобретают старшеклассники в общении с дошкольниками, а дошкольникам всегда хочется стать организованнее, когда с ним за руку идет настоящий Школьник.
Спасибо школе, городскому методическому центру и профсоюзной организации, которые предоставляют возможность поучаствовать в конкурсах вместе с детьми, тем самым почувствовать значимость своей профессии.
Создание ситуации успеха каждого члена команды –вот главная задача в формировании команды единомышленников.
Как видите, все методики , применяемые в нашей работе команды доступны и давно известны. Ежедневное их использование действительно приводят к наилучшим результатам.
Результаты нашей командной работы очевидны.
1.Сформировавшаяся огромная команда единомышленников в состав которой входят дети, родители, педагоги.
2.Созданные условия для профессионального развития педагогов и сотрудников в целях повышения и формирования положительного имиджа дошкольного образовательного учреждения.
3. Увеличение роли родительской общественности в жизни детского сада.
4. Устойчивый позитивный имидж дошкольного учреждения.
Спасибо за внимание.