«Использование современных образовательных технологий в начальной школе».

Автор: Миюзова Анастасия Александровна

Кардинальное изменение процессуальной стороны обучения выдвинуло на первый план проблему качественного изменения личности учителя, его роли и деятельности в образовательном процессе. В связи с принятым профессиональным стандартом педагога новые требования к знаниям, умениям и навыкам предъявляются не только к  педагогам начального общего образования, но  и дошкольного. Вопрос преемственности между детским садом и начальной школой в рамках новых стандартов предполагает такое сотрудничество педагогов, при котором используются образовательные технологии, направленные на развитие личности ребенка.

      Целенаправленное развитие обучающихся, формирование у них заявленных в федеральных государственных образовательных стандартах образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных) должно предполагать и профессиональный рост педагога.

Сегодня становится актуальной подготовка учителя начальных классов нового типа — учителя, обладающего глубокими знаниями в области психологии обучения, развития и становления личности ребенка, умеющего организовать общение в учебной деятельности, владеющего специальными знаниями и умениями для внедрения инновационных технологий в практику школьной жизни.

Одной из главных задач учителя является повышение педагогического мастерства путём освоения современных образовательных технологий обучения и воспитания.

Что же такое технология?

Как пишет В. А. Сластенин,  технология – это совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами [7, с.17].

Г. М. Коджаспирова дает понятие  образовательной технологии – это система способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т. е. как определенная система действий; разработка и процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий, обеспечивающих гарантированный результат [4, с.13].

У педагогов дошкольного и школьного образования  возникает проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в  процесс развития личности ребенка.     

    Для решения данной проблемы педагоги  в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время [5, с.2].

     В настоящее время существует значительное количество разнообразных образовательных технологий, применяемых в дошкольном образовании. Познакомившись с ними я выделила для себя следующие современные приоритетные  технологии:

·     здоровьесберегающие технологии;

·     технология исследовательской деятельности

·     личностно-ориентированные технологии;

·     технология портфолио дошкольника и воспитателя

·     здоровьесберегающие  технологии

·     игровая технология

·     социоигровая технология

·     технология «ТРИЗ» и др.     

Хочется отметить, что образовательные технологии в дошкольном общеобразовательном учреждении  и в общеобразовательном учреждении во многом схожи, так как решают общую задачу подготовки выпускников на разном уровне развития. В своей статье мы более подробно остановимся  на образовательных технологиях, применяемых  в начальной школе.

Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков в начальной школе, мы используем следующие современные образовательные технологии:

• Здоровьесберегающие технологии.

Возможности по изменению многих факторов, влияющих на здоровье учащихся,  лежат за пределами школы, однако, наша задача — приложить максимум усилий для того, чтобы общее физическое и психическое состояние учащихся было по возможности лучше. Имеющийся или прогнозируемый результат: улучшение взаимоотношений семьи и школы, повышение ответственности родителей за здоровье ребенка. Сохранение и по возможности укрепление здоровья школьников через овладение навыками ЗОЖ. Позитивная динамика результатов обученности за счет сокращения количества уроков, пропущенных по болезни

• Проблемное обучение.

Основано на постановке проблемных вопросов, создании проблемных ситуаций, вопросно-ответном взаимодействии с учащимися. Проблемно-развивающие технологии обучения позволяют формировать критическое мышление учащихся, умения и навыки активного речевого общения. Цель проблемного типа обучения не только усвоение результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной самодеятельности ученика и развития его творческих способностей.  При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он доводит в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факторы и организует (проблемные ситуации) их учебно-познавательную деятельность, так что на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью учителя определенные понятия, законы. Имеющийся или прогнозируемый результат: повышает эффективность образовательного процесса, гарантирует достижение учащимися запланированных результатов обучения

• Технология уровневой дифференциации.

Исключаются неоправданные и нецелесообразные для общества уравниловка и усреднение детей. У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному. Отсутствие в классе отстающих учеников снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания. Появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам. Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Повышается уровень Я-концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности. В группе, где собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться. На каждом предмете имеются свои возможности подготовки многоуровневых заданий. Имеющийся или прогнозируемый результат: с  дифференцированной помощью осуществляется полную занятость всех учащихся, самостоятельно переходящая от уровня к уровню. Повышается уровень мотивации ученья в сильных группах. Создаются щадящие условия для слабых.

• Метод проекта.

В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования. Эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Имеющийся или прогнозируемый результат: развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

• Нетрадиционные формы организации обучения («урок-экскурсия», «урок-спектакль», «урок-праздник» и т.д.).

Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Нетрадиционные формы уроков содержат в себе неограниченные возможности в деле ликвидации перегрузки учащихся домашними заданиями путем использования различных способов изучения нового материала на уроке. Имеющийся или прогнозируемый результат: развитие интеллектуальных и познавательных способностей, развитие ценностных ориентаций, чувств и эмоций ученика.

• Групповое обучение, коллективно-творческая деятельность.

Активизирует учение школьников, создает широкую наглядно чувственную базу для теоретических обобщений, обеспечивает условия для овладения такими сложными умениями, как целеполагание, контроль, оценка. Велик развивающий потенциал групповой работы, при которой школьник становится частичкой коллективного субъекта учебной деятельности — группы сотрудничающих между собой учащихся. В процессе коллективной деятельности на уроке учащийся сравнивает результаты своей работы с работой товарища, что повышает интерес к работе других. Имеющийся или прогнозируемый результат: формируется такой общественно — ценный мотив, как стремление к взаимопомощи, чувство личной ответственности не только за свое личное дело, свой успех, но и за дело, успех товарищей, класса в целом. Воспитывается доброжелательное отношение к учению и к людям вообще.

• Информационно-коммуникационные технологии.

Информационные технологии — это мощное орудие, с помощью которого можно развить формирующийся интеллект младшего школьника — базу, лежащую в основе способности к обучению. Потому так важен учет особенностей интеллектуального и психического развития учеников началь­ной школы. В этом возрасте доминирующей функцией является мышление. Так, ребенок 7-11 лет способен к умозаключениям при конкретности условий задачи. И если в до­школьном возрасте преобладает наглядно-образное мышление, то при переходе в на­чальную школу будущий первоклассник об­ладает уже словесно-логическим мышлени­ем. По ходу взросления в области разновидности мышления выделяют три ос­новные группы, к которым могут относиться дети: а) теоретики или мыслители — они легко решают учебные задачи в словесном плане; б) практики — им нужна опора на наглядность и практические действия; в) ху­дожники — дети с ярким образным мышле­нием. Соответствие выбранных учителем методов и приемов обучения возрастным и личностным особенностям учеников на­чальных классов дает хорошие результаты. Результаты  данного метода:

–   активизируется процесс обучения;

–   формируются навыки работы с компьютером;

– формируются умения использовать информационные технологии в повседневной жизни;

–   формируется умение использовать информационные ресурсы человечества;

–   экономия времени урока;

–  возможность увеличения объема нового материала на уроке и сокращение времени на его объяснение;

–  сокращается время на подготовку к уроку;

– создается возможность выполнения виртуальных демонстрационных показов с использованием недоступного оборудования.

Использование ИКТ технологий способствует интенсификации учебного процесса, повышает мотивацию учения, то есть повышает мыслительную активность учащихся, пробуждает их творческие способности.

• Технология педагогической поддержки и помощи.

Одним из важнейших направлений модернизации российского образования является обеспечение условий для развития индивидуальностей ребенка. На смену авторитарной по характеру педагогической деятельности приходит практика гуманистического лично-ориентированного обучения и воспитания детей. Педагогику насильственного формирования личности сменяет педагогика поддержки ребенка.

 Технология педагогической поддержки разработана под руководством известного ученого О. С. Газмана.  

Ее реализация возможна в том случае, если основы профессиональной позиции воспитателя составляют следующие нормы педагогического взаимодействия:

 А) любовь к ребенку, безусловное принятие его личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать;

 Б) приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение говорить по-товарищески (без сюсюканья и без панибратства), умение слушать, слышать и услышать;

 В) уважение достоинства и доверие, вера в миссию. Каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений;

 Г) ожидание успеха в решение проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов;

 Д) признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения; признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление (право «хочу» и «не хочу»);

 Е) поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа; признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы;

 Ж) умение быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне ребенка (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен;

 З) собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку.

Для достижения положительных результатов в обучении, на уроках мы пытаемся  создавать ситуацию успеха для каждого ребенка, используя технологию педагогической поддержки и помощи. Отмечая достижения каждого ребенка, сочетаем разумную требовательность с уважением к личности ученика. При этом важное значение приобретает формирование психологически комфортной учебной среды, где ребёнок может быстро преодолеть неуверенность в своих действиях, где создаются доверительные отношения между всеми участниками процесса и активизируется творческая, учебно-познавательная деятельность.

Таким образом, все вышеизложенные приёмы и  новые технологии, применяемые на уроках и внеурочное время, дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться. Образовательные технологии, используемые в детском саду  и школе, заключают в себе единую цель, поэтому они во многом схожи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.        Бибекова О. А. География. Современные образовательные технологии. Опыт работы. М.: Учитель, 2015. — 128 c.

2.        Вербенец А. М. Планирование образовательного процесса дошкольной организации. Современные подходы и технология: учеб. пособие. М.: Детство-Пресс, 2015. — 288 c.

3.        Ефимов В.Ф. Использование информационно — коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. Начальная школа. М.: Детство-Пресс, № 2. 2009.- 164 с.

4.        Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. Начальная школа. М.: Детство-Пресс, № 2. 2008.- 251 с.

5.        Лебедева В. В., Загоруйко Т. В., Лактионова Е. Е., Диденко С. Ю. Современные образовательные технологии в ДОУ и ОУ // Молодой ученый. — 2017. — №44 [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL:  https://moluch.ru/archive/178/46226/ (дата обращения: 08.01.2018).

6.        Москвина, Н. З. Медведева. Т. В. Москвина Инновационная образовательная модель «Начальная школа — детский сад». Программа развития. Планирование занятий. М.: Учитель, 2014. — 224 c.

7.        Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. М.: Народное образование, 2008. – 167 с.

8.        Финогенов А.В. Игровые технологии в школе: учеб. пособие. Красноярск : Краснояр. гос. ун-т, 2001. – 63 с.



 

×
×