Интегрированный урок с использованием Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов по музыке « Музыка в басне И.А. Крылова».

Автор: Лариса Дмитриевна Душина

План – конспект

интегрированного урока с использованием Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов по музыке.

Тема урока: « Музыка в  басне И.А. Крылова». 

                                                                                                                  

Цель урока: передать ценный духовный опыт в связи литературных и музыкальных произведений, на примере басни И.А. Крылова “Квартет”

и  определить роль музыки в литературном жанре “басня”.

Задачи :

1)познавательные: знакомство с творчеством и музыкой великого русского композитора А.П.Бородина; с литературным жанром басни, русским баснописцем – И.А.Крыловым;

2)развивающие: развитие психических функций: зрительной и слуховой памяти, внимания и воображения, способности к анализу. Через песенный материал развивать вокально-хоровые навыки выразительного исполнения;

3)воспитательные: воспитывать личность ребёнка, его духовность и нравственность на произведениях музыкального и литературного искусства; 

4)учебные: формирование понятия квартет как термина в музыки и в литературном жанре басня.

Тип урока: с использованием Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, интегрированный, с сообщением и усвоением новых знаний.

Оборудование: наличие интернет,  компьютер, мультимедийный проектор, экран, фортепиано,  музыкальный центр.                                                          Программное обеспечение:  компьютерная презентация.

Методы:

-организации и осуществления учено-познавательной деятельности:

объяснительно-иллюстративный;                                             

стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

ситуация занимательности; сравнение, анализ, обобщение;

приём сопоставления со смежными видами искусств.                                                         

по источнику информации и характеру деятельности:

словесные; наглядные; практические.                                                                                                                 

 —по назначению и дидактическим задачам:

приобретение знаний; формирование умений и навыков; применение знаний; повторение.                

Приёмы: слушание; исполнение ; сюжетно-ролевая игра.                                                   

План — структура урока:

   организационный момент;                                                                                                                                   приветствие;                                                                                                               

   беседа по теме;                                                                                                        

   слушание — просмотр: (видео — ролик) басни И.А.Крылова “Квартет”;                                                                          слушание “Квартет №2” А.П.Бородина;                                                                           

   исполнение песни “Волшебный смычок” (норвежская народная песня);                                                                

   подведение итога – вывод урока.                                                                                   

   домашнее задание.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Эпиграф к уроку: на доске.                                                                                                         Басня оттого имела на Руси такой чрезвычайный успех, что родилась не случайно, а вследствие нашего народного духа, который страх как любит побасёнки…    

В.Г. Белинский

Люблю, где случай есть, пороки пощипать…      И.А. Крылов.

1.Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…                                                                        

2.Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, просто мука.

Учитель : Кому принадлежат эти строки?                                                             

Ученики:  Это басня Крылова.

Учитель: Правильно – это известные фразы И.А.Крылова и это басня.

Тема сегодняшнего занятия «Жанры инструментальной и вокальной музыки».

Сегодня мы познакомимся с одним из прекрасных произведений известного и удивительно талантливого композитора XIX века, и с его инструментальным произведением.

 (слайд №2)                                                                

Учитель :  На предыдущих уроках мы выяснили, какую роль играет музыка в сказках. Но музыка часто звучит не только в сказках, а и в других жанрах литературы. Это известные, увлекательные, поучительные басни Крылова.

 Стихотворение А.Исаковского                                            

 Сообщение учителя. Иван Андреевич Крылов родился в 60-х годах XVIII столетия в Москве. Отец, Андрей Прохорович, был бедный армейский офицер, по обязанности службы часто переменявший место жительства. О матери Крылов вспоминал так: “Она была простая женщина, без всякого образования, но умная от природы и исполненная высоких добродетелей”. Жизнь Ивана Андреевича сложилась так, что ему не пришлось даже учиться в школе. Стремление к образованию было таким сильным, что он самостоятельно овладел языками, математикой и стал высокообразованным человеком.

 В 1775 году Крыловы переехали в Тверь. Там маленький Крылов ближе познакомился с народной речью, которая стала главной особенностью его творчества. Будущий баснописец любил бывать среди простого народа, сидеть на берегу Волги и слушать речи прачек, а потом рассказывать знакомым запомнившиеся ему поговорки и анекдоты.

(слайд№3).                                    

 С 70-х годов XVIII века начинается расцвет русской басни. Попробовал себя в роли баснописца и Крылов. Но прежде чем стать баснописцем, он прошёл большой путь писателя: издавал журналы, писал трагедии, комедии, а басни стал сочинять уже став зрелым писателем. Мысли великого баснописца прошли через века и не потеряли своей актуальности.                                               

 Учитель : Басни И.А.Крылова любят и читают, а также изучают. Басни учат, высмеивают и  осуждают невежественных, самоуверенных людей, берущихся не за свое дело.

 В Санкт-Петербурге в Летнем саду и  в Москве на Патриарших прудах стоят памятники И.А.Крылову.

Учитель: Как вы думаете, почему народ высоко чтит память о великом баснописце?                                                                                                            Ученики: В своих произведениях он учит людей узнавать самих себя, помогает обнаруживать недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. И.А. Крылов учит мудрости жизни.

 (слайд №4)

Басня – краткий, чаще всего стихотворный рассказ, как правило, нравоучительного характера. Действующие лица в баснях животные, под образами которых автор подразумевает людей.

(определение записать  в тетрадь)                      

 Учитель: Для чего нужна музыка в баснях? Вспомним очень интересную, и можно сказать, для нас очень полезную басню Крылова, название которой вы сейчас назовете сами, решив уравнение.

Дуэт + дуэт = ? (квартет)                                                     

Учитель: Получилось название еще одной басни Крылова “Квартет”.                

Учитель: Что такое квартет?

(слайд № 5)

 Слово квартет произошло от слова кварта, в переводе с латинского “Квартус” четвёртый. Кварта – это музыкальный интервал, состоящий из четырёх звуков. Квартет – название музыкального произведения, которое исполняют четыре музыканта.

(определение записать в тетрадь).                                                                                   

Учитель: Теперь вам понятно, что такое квартет? У вас на столах есть карточки-памятки, которые вы вклеите в тетрадь, они вам будут помощниками.(заранее приготовленные вырезанные из заготовок человечки: мальчики и девочки)

Соло буду петь один,                                                                                                              

 А дуэт с товарищем.

Трио с Сашей будем петь,

Нам двоим не справиться.

А квартет весёлый звонкий

Будем вместе петь с Алёнкой.

Учитель: Приведите примеры квартетов.

Ученики: 4 трубы – квартет; рояль, скрипка, виолончель и певец – квартет.

Учитель: Да верно, но такие квартеты встречаются не так уж часто. Зато очень часто звучат струнные квартеты, в исполнении которых участвуют 2 скрипки, альт и виолончель.

(слайд№6)                                                                               

Музыкальные  инструменты : назовите их. К какой группе инструментов они относятся? На каком инструменте в басне Крылова пытались играть каждый из животных? Назовите эти инструменты и соответственно зверя с инструментом . Рассмотрите их внимательно.

(слайд №7).                                     

 Учитель: Почему виолончель Крылов называет “басом”?                                 

Учитель: Виолончель — самый низкий инструмент в квартете.                  

СЛУШАНИЕ И ПРОСМОТР :  

видео-ролик: книга,1972г.изд. басня И.А.Крылова «Квартет»  

видео-ролик загружен по ссылке

 http://viki.rdf.ru/item/590/download/  «Квартет» (Крылов)

 Добавлено: 2008-08-27  Автор: Синецкая Галина

Видео – клип составлен по изданию:  Крылов, И.А.Квартет: Басни

Серия: Книга за книгой, Издательство: М.: Детская литература

Переплет: мягкий; 31 страниц; 1972 г.ISBN: [не указан]; Формат: стандартный  Язык: русский.

Квартет 

Проказница-Мартышка,

Осел, 

Козел,                                                                                               

Да косолапый Мишка 

Затеяли сыграть Квартет.                                                                   

Достали нот, *, альта*, две скрипки*     

И сели на лужок под липки  —  

Пленять своим искусством свет.                                                 

Ударили в смычки, (музыка 1) дерут, а толку нет.

«Стой, братцы, стой! — кричит Мартышка. –

Погодите!  

Как музыке идти?                                     

Ведь вы не так сидите.

Ты с басом*, Мишенька, садись против альта*,

Я, прима, сяду против вторы*,                                  

Тогда пойдет уж музыка не та: 

У нас запляшут лес и горы!»                                                         

Расселись, начали Квартет (1«музыка»); 

Он всё-таки на лад нейдет.                                                         

«Постойте ж, я сыскал секрет,-

Кричит Осел: — мы, верно, уж поладим,

Коль рядом сядем».

Послушались Осла: уселись чинно в ряд (1«музыка»),

А всё-таки Квартет нейдет на лад.                   

Вот пуще прежнего пошли у них разборы,

И споры, 

Кому и как сидеть.                              

Случилось Соловью на шум их прилететь.

Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье:

«Пожалуй, — говорят: — возьми на час терпенье,

Чтобы Квартет в порядок наш привесть:

И ноты есть у нас, и инструменты есть;

 Скажи лишь, как нам сесть!» —                                           

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.

И уши ваших понежней, —                                                    

Им отвечает Соловей: — 

А вы, друзья, как ни садитесь, 

Всё в музыканты не годитесь».

Воспроизводится по изданию: И.А. Крылов. Басни. М.: Дет. лит., 1979, стр. 65 — 67.

* Альт и бас — музыкальные струнные инструменты.

* Прима — первая скрипка в оркестре, втора — вторая скрипка.

 1 «музыка» во время звучания басни представляет собой полнейшую бессмыслицу, хаотический набор нелепых звуков, ничем между собой не согласованных, лишённых интонационной и ритмической определённости. «Кто во что горазд» — вот «стиль» этой квартетной «музыки».                                                                                                                   

Учитель: Какую роль играет музыка?                                                                                   

Учитель: С какой целью она здесь использована.                                                      

Ученики: Музыка выделяет особенности характеров литературных героев, ситуации, в которые они попадают, помогает глубже постичь замысел автора.        

Учитель: Какая музыка по характеру?                                                                                 

Учитель: Может у такой музыки быть композитор?                                            

Учитель: В чем мораль сей басни?                                                           

Ученики: Чтобы сделать какое-либо дело, нужно согласие, умение, старание и это относится не только к музыке, но и к любой сфере человеческого труда.

Учитель: А ведь на этих же инструментах, если они находятся в руках настоящих музыкантов, может получиться самая разнообразная красивая музыка.

        Удрученные и понурые поплелись «музыканты» в лес мимо высоких, столетних деревьев  и каждый думал о том, что ничего не вышло у них из такой благородной затеи. Долго они шли по лесу, уже солнце клонилось к закат . Вдруг, вдалеке им послышались , ласкающие их мохнатые, чуткие уши , прекрасные и чарующие своим звучанием голоса. Они пошли на звуки красивой мелодии и их взору открылся прекрасный пруд с чистой и прозрачной водой, вокруг которого был парк.  Это звучала  МУЗЫКА!!!

(слайд№ 11)

 СЛУШАНИЕ: НОКТЮРТ ИЗ КВАРТЕТА №2  А.П.БОРОДИНА

Учитель : что отличает  прекрасную музыку от хаоса, производимого четырьмя «музыкантами» из басни И.А.Крылова?

Учитель : Как звучало произведение? Какие возникли чувства у вас?

Ученики :  Медленно, тихо, протяжно, нежно. Звуки как волшебные. Мелодия будто переливается. Ведёт мелодию и передаёт по ведению то скрипка, то альт, то её подхватывает и уверенно проводит виолончель.                                                     

Учитель: Кто исполнял эту музыку?                                                                                 

Ученики: Инструментальный ансамбль. Тема переходит  от одного инструмента к другому. Ощущение поющего человеческого голоса здесь достигается звучанием струнных инструментов.

Учитель : Это музыкальное произведение написал Александр Порфирьевич  Бородин — русский композитор и учёный-химик .Это звучал ноктюрн (третья часть).

А произведение называется «Квартет»№2                                              

 (слайд №12)

Портрета А.П.Бородина

    А.П.Бородин был одним из создателей органической химии, выдающимся педагогом, передовым деятелем и гениальным композитором. Две страсти – к химии и музыке – владели Бородиным с детских лет. Пожалуй, в истории человеческой культуры не было второго творца, сумевшего так много достичь в столь, казалось бы, несовместимых областях деятельности.

     Представьте себе музыкальную атмосферу того времени. Тогда же было распространено домашнее музицирование. Живая музыка звучала повсюду – от скромных комнат до гостиных и салонов. Это была камерная музыка, т. е. музыка для небольших помещений, где исполнялись произведения для скрипки, виолончели; были ансамбли – трио, квартеты.                        

      Александр Порфирьевич Бородин родился в Санкт-Петербурге в 1833 году. Его мать простая мещанка, хотя и не имела никакого образования, понимала всё его значение и не жалела средств  для  обучения сына. Из-за слабого здоровья Бородин проходил домашнее обучение  по всем предметам гимназического курса. Учился он прекрасно: в детстве овладел немецким, французским, английским языками, а позднее и итальянским.

     Уже в детстве обнаружил музыкальную одарённость, в 9 лет написав первое музыкальное произведение. Обучался игре на музыкальных инструментах — в начале на флейте и фортепиано, а с 13 лет — на виолончели. В это же время создал первое серьёзное музыкальное произведение — концерт для флейты с фортепиано .Одновременно в возрасте 10 лет Бородин стал интересоваться химией, которая с годами из увлечения превратилась в дело всей его жизни.

      Музыка подружила композитора с молодой талантливой пианисткой Екатериной Протопоповой, которая стала впоследствии его женой. Это произведение одно из поздних сочинений композитора и посвящено жене. Работал он над ним в течение 2 лет, когда  был за границей, вдалеке от жены.

Учитель: Что нужно для того, чтобы получилась красивая музыка?

Какими качествами нужно обладать, чтобы написать такую замечательную музыку? Ученики: Музыкальным слухом, голосом, трудолюбием, терпением.   

 Учитель :В руках настоящих музыкантов музыка звучит ярко, выразительно и увлекательно.

 (слайд №13) Итог, повторениеКвартет.Тест — флэш.                                     

Учитель: давайте снова послушаем ноктюрн из «Квартета» А.П.Бородина и насладимся этой прекрасной МУЗЫКОЙ!!!

Учитель: Отгадайте загадку:                                                                                            

Движенья плавные смычка  —  Приводят в трепет струны,                                                                                               

Мотив журчит издалека    —     Поёт про вечер лунный.                                                                                                              

Как ясен звуков перелив,   —      В них радость и улыбка,                                                                                              

Звучит мечтательный мотив  —    Его выводит…..( скрипка).

Учитель: Вспомните, с какой песней мы познакомились, где музыка для человека являлась неотъемлемой частью жизни, кто и кому отказался продать этот волшебный инструмент, и почему?                                               

 Ученики: “Волшебный смычок”. Старичок отказался продать скрипку богачу за амбар хлеба. Потому, что она была нужна не только ему одному. В песне говорится о необыкновенной силе музыки, которая необходима человеку, как пища.                                                                                               

Учитель: Давайте, мы тоже образуем ансамбль и исполним песню.

Исполнение песни  “Волшебный смычок”

 (слайд №14)

Учитель: И в заключение нашего урока давайте подведём итог: какую же роль играет музыка в литературе? Какого жанра звучала сегодня музыка?

Ученики: Музыка обогащает литературу. Звучала инструментальная музыка.

Учитель: Спасибо всем за урок. Каждый за работу на уроке получит оценку.

Домашнее задание: (слайд№17)

1) Нарисуйте наиболее понравившихся героев сегодняшнего урока.                                

2) Читать басни Крылова и обратить особое внимание на те басни , где звучит мысль или упоминание что связано с музыкой.                                                                                   

3) Изобразите в рисунке что можно было бы обозначить термином «квартет».   

                                              Приложение

В работе  использованы  ресурсы сети  интернет и сайты интернета:

http://schoolcollection.edu.ru

http://kozeburg.narod.ru/postcard2.html картинки

http://vserov.ru/risunok4/39.php  СЕРОВ

http://img-fotki.yandex.ru/get/51/saffi4.13/0_e935_e5c634a6_XL

http://fotki.yandex.ru/users/saffi4/view/59701/?page=0

http://www.showbell.ru/skazki/index.php?st=lf

http://s45.radikal.ru/i108/0910/3d/9ebfa53724f8.jpg

http://audiobookkeeper.ru/img/covers/1190901.jpg

http://author-krylov.ru/index.php?wh=s00002&pg=2

http://moscow-music.narod.ru/klassika/

https://ru.wikipedia.org/wiki/Альтист

http://music.tonnel.ru/index.php?l=music&alb=28064

http://viki.rdf.ru/item/590/!!!!!!!!!!!!анимация

http://festival.1september.ru:8080/articles/518142/

 http://gallerix.ru/album/Repin/pic/glrx-975610351 

                                       Используемая литература

1)Музыка в баснях: Музыка в 4 – 7 классах: Методическое пособие для учителя. М.: Просвещение,1986г.                                                                     

 2)А.П.Бородин, Елена Дулова,  М.: «Детская литература», 1999 г.                                     

 3) Уроки музыки: Пособие для учителя: 5-6 классы, Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, М.:Просвещение,2007г.

 

×
×