Автор: Лариса Дмитриевна Душина
План – конспект
интегрированного урока с использованием Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов по музыке.
Тема урока: « Музыка в басне И.А. Крылова».
Цель урока: передать ценный духовный опыт в связи литературных и музыкальных произведений, на примере басни И.А. Крылова “Квартет”
и определить роль музыки в литературном жанре “басня”.
Задачи :
1)познавательные: знакомство с творчеством и музыкой великого русского композитора А.П.Бородина; с литературным жанром басни, русским баснописцем – И.А.Крыловым;
2)развивающие: развитие психических функций: зрительной и слуховой памяти, внимания и воображения, способности к анализу. Через песенный материал развивать вокально-хоровые навыки выразительного исполнения;
3)воспитательные: воспитывать личность ребёнка, его духовность и нравственность на произведениях музыкального и литературного искусства;
4)учебные: формирование понятия квартет как термина в музыки и в литературном жанре басня.
Тип урока: с использованием Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, интегрированный, с сообщением и усвоением новых знаний.
Оборудование: наличие интернет, компьютер, мультимедийный проектор, экран, фортепиано, музыкальный центр. Программное обеспечение: компьютерная презентация.
Методы:
-организации и осуществления учено-познавательной деятельности:
объяснительно-иллюстративный;
—стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
ситуация занимательности; сравнение, анализ, обобщение;
приём сопоставления со смежными видами искусств.
—по источнику информации и характеру деятельности:
словесные; наглядные; практические.
—по назначению и дидактическим задачам:
приобретение знаний; формирование умений и навыков; применение знаний; повторение.
Приёмы: слушание; исполнение ; сюжетно-ролевая игра.
План — структура урока:
организационный момент; приветствие;
беседа по теме;
слушание — просмотр: (видео — ролик) басни И.А.Крылова “Квартет”; слушание “Квартет №2” А.П.Бородина;
исполнение песни “Волшебный смычок” (норвежская народная песня);
подведение итога – вывод урока.
домашнее задание.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Эпиграф к уроку: на доске. Басня оттого имела на Руси такой чрезвычайный успех, что родилась не случайно, а вследствие нашего народного духа, который страх как любит побасёнки…
В.Г. Белинский
Люблю, где случай есть, пороки пощипать… И.А. Крылов.
1.Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…
2.Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, просто мука.
Учитель : Кому принадлежат эти строки?
Ученики: Это басня Крылова.
Учитель: Правильно – это известные фразы И.А.Крылова и это басня.
Тема сегодняшнего занятия «Жанры инструментальной и вокальной музыки».
Сегодня мы познакомимся с одним из прекрасных произведений известного и удивительно талантливого композитора XIX века, и с его инструментальным произведением.
(слайд №2)
Учитель : На предыдущих уроках мы выяснили, какую роль играет музыка в сказках. Но музыка часто звучит не только в сказках, а и в других жанрах литературы. Это известные, увлекательные, поучительные басни Крылова.
Стихотворение А.Исаковского
Сообщение учителя. Иван Андреевич Крылов родился в 60-х годах XVIII столетия в Москве. Отец, Андрей Прохорович, был бедный армейский офицер, по обязанности службы часто переменявший место жительства. О матери Крылов вспоминал так: “Она была простая женщина, без всякого образования, но умная от природы и исполненная высоких добродетелей”. Жизнь Ивана Андреевича сложилась так, что ему не пришлось даже учиться в школе. Стремление к образованию было таким сильным, что он самостоятельно овладел языками, математикой и стал высокообразованным человеком.
В 1775 году Крыловы переехали в Тверь. Там маленький Крылов ближе познакомился с народной речью, которая стала главной особенностью его творчества. Будущий баснописец любил бывать среди простого народа, сидеть на берегу Волги и слушать речи прачек, а потом рассказывать знакомым запомнившиеся ему поговорки и анекдоты.
(слайд№3).
С 70-х годов XVIII века начинается расцвет русской басни. Попробовал себя в роли баснописца и Крылов. Но прежде чем стать баснописцем, он прошёл большой путь писателя: издавал журналы, писал трагедии, комедии, а басни стал сочинять уже став зрелым писателем. Мысли великого баснописца прошли через века и не потеряли своей актуальности.
Учитель : Басни И.А.Крылова любят и читают, а также изучают. Басни учат, высмеивают и осуждают невежественных, самоуверенных людей, берущихся не за свое дело.
В Санкт-Петербурге в Летнем саду и в Москве на Патриарших прудах стоят памятники И.А.Крылову.
Учитель: Как вы думаете, почему народ высоко чтит память о великом баснописце? Ученики: В своих произведениях он учит людей узнавать самих себя, помогает обнаруживать недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. И.А. Крылов учит мудрости жизни.
(слайд №4)
Басня – краткий, чаще всего стихотворный рассказ, как правило, нравоучительного характера. Действующие лица в баснях животные, под образами которых автор подразумевает людей.
(определение записать в тетрадь)
Учитель: Для чего нужна музыка в баснях? Вспомним очень интересную, и можно сказать, для нас очень полезную басню Крылова, название которой вы сейчас назовете сами, решив уравнение.
Дуэт + дуэт = ? (квартет)
Учитель: Получилось название еще одной басни Крылова “Квартет”.
Учитель: Что такое квартет?
(слайд № 5)
Слово квартет произошло от слова кварта, в переводе с латинского “Квартус” четвёртый. Кварта – это музыкальный интервал, состоящий из четырёх звуков. Квартет – название музыкального произведения, которое исполняют четыре музыканта.
(определение записать в тетрадь).
Учитель: Теперь вам понятно, что такое квартет? У вас на столах есть карточки-памятки, которые вы вклеите в тетрадь, они вам будут помощниками.(заранее приготовленные вырезанные из заготовок человечки: мальчики и девочки)
Соло буду петь один,
А дуэт с товарищем.
Трио с Сашей будем петь,
Нам двоим не справиться.
А квартет весёлый звонкий
Будем вместе петь с Алёнкой.
Учитель: Приведите примеры квартетов.
Ученики: 4 трубы – квартет; рояль, скрипка, виолончель и певец – квартет.
Учитель: Да верно, но такие квартеты встречаются не так уж часто. Зато очень часто звучат струнные квартеты, в исполнении которых участвуют 2 скрипки, альт и виолончель.
(слайд№6)
Музыкальные инструменты : назовите их. К какой группе инструментов они относятся? На каком инструменте в басне Крылова пытались играть каждый из животных? Назовите эти инструменты и соответственно зверя с инструментом . Рассмотрите их внимательно.
(слайд №7).
Учитель: Почему виолончель Крылов называет “басом”?
Учитель: Виолончель — самый низкий инструмент в квартете.
СЛУШАНИЕ И ПРОСМОТР :
видео-ролик: книга,1972г.изд. басня И.А.Крылова «Квартет»
видео-ролик загружен по ссылке
http://viki.rdf.ru/item/590/download/ «Квартет» (Крылов)
Добавлено: 2008-08-27 Автор: Синецкая Галина
Видео – клип составлен по изданию: Крылов, И.А.Квартет: Басни
Серия: Книга за книгой, Издательство: М.: Детская литература
Переплет: мягкий; 31 страниц; 1972 г.ISBN: [не указан]; Формат: стандартный Язык: русский.
Квартет
Проказница-Мартышка,
Осел,
Козел,
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, *, альта*, две скрипки*
И сели на лужок под липки —
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, (музыка 1) дерут, а толку нет.
«Стой, братцы, стой! — кричит Мартышка. –
Погодите!
Как музыке идти?
Ведь вы не так сидите.
Ты с басом*, Мишенька, садись против альта*,
Я, прима, сяду против вторы*,
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!»
Расселись, начали Квартет (1«музыка»);
Он всё-таки на лад нейдет.
«Постойте ж, я сыскал секрет,-
Кричит Осел: — мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем».
Послушались Осла: уселись чинно в ряд (1«музыка»),
А всё-таки Квартет нейдет на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы,
И споры,
Кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье:
«Пожалуй, — говорят: — возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть;
Скажи лишь, как нам сесть!» —
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.
И уши ваших понежней, —
Им отвечает Соловей: —
А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь».
Воспроизводится по изданию: И.А. Крылов. Басни. М.: Дет. лит., 1979, стр. 65 — 67.
* Альт и бас — музыкальные струнные инструменты.
* Прима — первая скрипка в оркестре, втора — вторая скрипка.
1 «музыка» во время звучания басни представляет собой полнейшую бессмыслицу, хаотический набор нелепых звуков, ничем между собой не согласованных, лишённых интонационной и ритмической определённости. «Кто во что горазд» — вот «стиль» этой квартетной «музыки».
Учитель: Какую роль играет музыка?
Учитель: С какой целью она здесь использована.
Ученики: Музыка выделяет особенности характеров литературных героев, ситуации, в которые они попадают, помогает глубже постичь замысел автора.
Учитель: Какая музыка по характеру?
Учитель: Может у такой музыки быть композитор?
Учитель: В чем мораль сей басни?
Ученики: Чтобы сделать какое-либо дело, нужно согласие, умение, старание и это относится не только к музыке, но и к любой сфере человеческого труда.
Учитель: А ведь на этих же инструментах, если они находятся в руках настоящих музыкантов, может получиться самая разнообразная красивая музыка.
Удрученные и понурые поплелись «музыканты» в лес мимо высоких, столетних деревьев и каждый думал о том, что ничего не вышло у них из такой благородной затеи. Долго они шли по лесу, уже солнце клонилось к закат . Вдруг, вдалеке им послышались , ласкающие их мохнатые, чуткие уши , прекрасные и чарующие своим звучанием голоса. Они пошли на звуки красивой мелодии и их взору открылся прекрасный пруд с чистой и прозрачной водой, вокруг которого был парк. Это звучала МУЗЫКА!!!
(слайд№ 11)
СЛУШАНИЕ: НОКТЮРТ ИЗ КВАРТЕТА №2 А.П.БОРОДИНА
Учитель : что отличает прекрасную музыку от хаоса, производимого четырьмя «музыкантами» из басни И.А.Крылова?
Учитель : Как звучало произведение? Какие возникли чувства у вас?
Ученики : Медленно, тихо, протяжно, нежно. Звуки как волшебные. Мелодия будто переливается. Ведёт мелодию и передаёт по ведению то скрипка, то альт, то её подхватывает и уверенно проводит виолончель.
Учитель: Кто исполнял эту музыку?
Ученики: Инструментальный ансамбль. Тема переходит от одного инструмента к другому. Ощущение поющего человеческого голоса здесь достигается звучанием струнных инструментов.
Учитель : Это музыкальное произведение написал Александр Порфирьевич Бородин — русский композитор и учёный-химик .Это звучал ноктюрн (третья часть).
А произведение называется «Квартет»№2
(слайд №12)
Портрета А.П.Бородина
А.П.Бородин был одним из создателей органической химии, выдающимся педагогом, передовым деятелем и гениальным композитором. Две страсти – к химии и музыке – владели Бородиным с детских лет. Пожалуй, в истории человеческой культуры не было второго творца, сумевшего так много достичь в столь, казалось бы, несовместимых областях деятельности.
Представьте себе музыкальную атмосферу того времени. Тогда же было распространено домашнее музицирование. Живая музыка звучала повсюду – от скромных комнат до гостиных и салонов. Это была камерная музыка, т. е. музыка для небольших помещений, где исполнялись произведения для скрипки, виолончели; были ансамбли – трио, квартеты.
Александр Порфирьевич Бородин родился в Санкт-Петербурге в 1833 году. Его мать простая мещанка, хотя и не имела никакого образования, понимала всё его значение и не жалела средств для обучения сына. Из-за слабого здоровья Бородин проходил домашнее обучение по всем предметам гимназического курса. Учился он прекрасно: в детстве овладел немецким, французским, английским языками, а позднее и итальянским.
Уже в детстве обнаружил музыкальную одарённость, в 9 лет написав первое музыкальное произведение. Обучался игре на музыкальных инструментах — в начале на флейте и фортепиано, а с 13 лет — на виолончели. В это же время создал первое серьёзное музыкальное произведение — концерт для флейты с фортепиано .Одновременно в возрасте 10 лет Бородин стал интересоваться химией, которая с годами из увлечения превратилась в дело всей его жизни.
Музыка подружила композитора с молодой талантливой пианисткой Екатериной Протопоповой, которая стала впоследствии его женой. Это произведение одно из поздних сочинений композитора и посвящено жене. Работал он над ним в течение 2 лет, когда был за границей, вдалеке от жены.
Учитель: Что нужно для того, чтобы получилась красивая музыка?
Какими качествами нужно обладать, чтобы написать такую замечательную музыку? Ученики: Музыкальным слухом, голосом, трудолюбием, терпением.
Учитель :В руках настоящих музыкантов музыка звучит ярко, выразительно и увлекательно.
(слайд №13) Итог, повторение – Квартет.Тест — флэш.
Учитель: давайте снова послушаем ноктюрн из «Квартета» А.П.Бородина и насладимся этой прекрасной МУЗЫКОЙ!!!
Учитель: Отгадайте загадку:
Движенья плавные смычка — Приводят в трепет струны,
Мотив журчит издалека — Поёт про вечер лунный.
Как ясен звуков перелив, — В них радость и улыбка,
Звучит мечтательный мотив — Его выводит…..( скрипка).
Учитель: Вспомните, с какой песней мы познакомились, где музыка для человека являлась неотъемлемой частью жизни, кто и кому отказался продать этот волшебный инструмент, и почему?
Ученики: “Волшебный смычок”. Старичок отказался продать скрипку богачу за амбар хлеба. Потому, что она была нужна не только ему одному. В песне говорится о необыкновенной силе музыки, которая необходима человеку, как пища.
Учитель: Давайте, мы тоже образуем ансамбль и исполним песню.
Исполнение песни “Волшебный смычок”
(слайд №14)
Учитель: И в заключение нашего урока давайте подведём итог: какую же роль играет музыка в литературе? Какого жанра звучала сегодня музыка?
Ученики: Музыка обогащает литературу. Звучала инструментальная музыка.
Учитель: Спасибо всем за урок. Каждый за работу на уроке получит оценку.
Домашнее задание: (слайд№17)
1) Нарисуйте наиболее понравившихся героев сегодняшнего урока.
2) Читать басни Крылова и обратить особое внимание на те басни , где звучит мысль или упоминание что связано с музыкой.
3) Изобразите в рисунке что можно было бы обозначить термином «квартет».
Приложение
В работе использованы ресурсы сети интернет и сайты интернета:
http://school—collection.edu.ru
http://kozeburg.narod.ru/postcard2.html картинки
http://vserov.ru/risunok4/39.php СЕРОВ
http://img-fotki.yandex.ru/get/51/saffi4.13/0_e935_e5c634a6_XL
http://fotki.yandex.ru/users/saffi4/view/59701/?page=0
http://www.showbell.ru/skazki/index.php?st=lf
http://s45.radikal.ru/i108/0910/3d/9ebfa53724f8.jpg
http://audiobookkeeper.ru/img/covers/1190901.jpg
http://author-krylov.ru/index.php?wh=s00002&pg=2
http://moscow-music.narod.ru/klassika/
https://ru.wikipedia.org/wiki/Альтист
http://music.tonnel.ru/index.php?l=music&alb=28064
http://viki.rdf.ru/item/590/!!!!!!!!!!!!анимация
http://festival.1september.ru:8080/articles/518142/
http://gallerix.ru/album/Repin/pic/glrx-975610351
Используемая литература
1)Музыка в баснях: Музыка в 4 – 7 классах: Методическое пособие для учителя. М.: Просвещение,1986г.
2)А.П.Бородин, Елена Дулова, М.: «Детская литература», 1999 г.
3) Уроки музыки: Пособие для учителя: 5-6 классы, Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, М.:Просвещение,2007г.