Гугл технологии в образовании

Автор: Пискунов Ярослав Владимирович

 

 

 

 

Мастер-класс по теме

«Использование Google –сервисов в образовании»

 

Подготовил: учитель информатики

МАОУ «Лицей №176» г. Новосибирска

Пискунов Ярослав Владимирович

 

 

 

 

«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал».

К. Д. Ушинский, российский педагог

 

Стандарт нового поколения задаёт «портрет выпускника основной школы», включающий личностные, метапредметные и предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования. Есть уникальный способ достигнуть личностных результатов, предполагающих готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию, формирование целостного мировоззрения, осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в процессе образовательной, учебно исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Метапредметных результатов, к которым относят умение самостоятельно определять цели своего обучения, задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий, корректировать их в соответствии с изменяющейся ситуацией, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения, владение основами самоконтроля, самооценки, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, формирование и развитие компетентности в области использования информационно коммуникационных технологий (ИКТ–компетенции);

предметных результатов: формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы с использованием соответствующих программных средств обработки данных, формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права — это ОБЩИЕ ДОКУМЕНТЫ GOOGLE.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает, что учитель не даёт готовые знания, не играет роль транслятора, а создаёт условия (ситуацию) поиска и открытия новых знаний, организует самостоятельную познавательную, исследовательскую деятельность, связанную с проблемами реальной жизни. Дети являются активными участниками учебного процесса, они сами должны найти выход, решении проблемы, а учитель исполняет роль организатора, координатора, консультанта, контролёра, эксперта, тьютора. Учащиеся и учитель СОТРУДНИЧАЮТ друг с другом. Педагог должен научить детей умению и желанию учиться добывать

новые знания.

В связи с этим учебный процесс требует использования современных технологий. Применение в учебном процессе сервисов Google, необходимых в работе каждого учителя, позволяет разнообразить и во многом изменить

уже существующие формы обучения, сделать учебный процесс более продуктивным, привлекательным и запоминающимся для учащихся, что способствует повышению интереса к обучению, всестороннему развитию личности, формированию самостоятельности, ответственности.

С их помощью современные школьники могут гораздо эффективнее реализовать себя социально, работать индивидуально каждый в своём темпе, с учётом возрастных особенностей и уровня подготовленности, и в группе, а учителя — организовать учебный процесс творчески. При этом использование сети Интернет рассматривается не как цель, а как средство повышения качества обучения и интереса учащихся.

В настоящее время лидирующее положение в Интернет-технологиях занимают сервисы Google. Ресурсы данного сервиса можно использовать на отдельных этапах урока, в течение всего урока, при выполнении домашнего задания, на уроках информатики и других предметах, в урочной и внеурочной деятельности.

 Google Диск — это хранилище данных, где Вы можете разместить файлы различных типов: текст, изображение, фото, аудио, видео, презентацию, и так далее. Если Вы используете Google Диск как часть Google Apps for Education, то ограничений на объем хранимых файлов у Вас не будет, что довольно удобно, так как не нужно волноваться о том, что Диск переполнится, или удалять старые файлы. Если Вы используете Диск Google как частное лицо, то Вам (на момент написания этой статьи) бесплатно предлагается 15 ГБ пространства, с возможностью купить дополнительное пространство.

Google Диск также содержит ряд полезных приложений, позволяющих создавать и сохранять файлы различных типов.

Гугл документы (англ. Google Docs) (http://docs.google.com) — бесплатный онлайн-офис, включающий в себя текстовый, табличный процессор и сервис для создания презентаций, а также интернет-сервис облачного хранения файлов с функциями файлообмена, разрабатываемый Google. Это веб-ориентированное программное обеспечение, то есть программа, работающая в рамках веб-браузера без инсталляции на компьютер пользователя.

Документы и таблицы, создаваемые пользователем, сохраняются на специальном сервере Google или могут быть экспортированы в файл. Это одно из ключевых преимуществ программы, так как доступ к введённым данным может осуществляться с любого компьютера, подключенного к интернету (при этом доступ защищён паролем).

Для того чтобы начать работу с Google-документами, необходимо создать аккаунт (детям старше 13 лет), иными словами зарегистрироваться на сайте https://accounts.google.com. Это можно сделать на уроке при изучении темы «Коммуникационные технологии» или дома. Для всех остальных школьников, родителей, учителей, можно разместить ссылки на сайте общеобразовательного учреждения или на персональном сайте учителя.

·        Почта Gmail. Удобный интерфейс, управление контактами и задачами

·        Календарь Google. Планирование, календарь и встречи.

·        Google Hangouts. Приложение для проведения видеоконференций и мгновенного обмена сообщениями.

·        Google Сайты. Создание и публикация веб-страниц.

 

Текстовые документы Google

В сервисах Google имеется текстовый процессор, позволяющий редактировать текстовые документы Open Document, Microsoft Word. Документы, загруженные на сервер Google, всегда под рукой при наличии выхода в Интернет. Очень интересные возможности использования документов, помещённых на сервер Google, даёт опция совместного использования документов. Совместное использование можно предоставить всем или выборочно лицам, имеющим аккаунт Google. При этом документы можно настроить как для просмотра, так и для совместного редактирования. Вы можете создавать текстовые документы и электронные таблицы непосредственно на сервере Google или загружать готовые документы, созданные ранее. Есть возможность загружать на сервер Google и скачивать с него файлы различных форматов. Поддерживается простой текст, HTML, Microsoft Word, RTF, OpenDocument, PDF и несколько графических форматов. Доступно большое количество средств форматирования: смена размера и стиля шрифта, выбор цвета и декораций, создание списков и таблиц, вставка картинок, ссылок и специальных символов. Можно делать закладки, комментарии. Сохраняются документы автоматически по ходу внесения изменений, но каждая правка фиксируется, можно пользоваться функцией отмены и возврата изменений так же, как и в обычном текстовом редакторе.

Электронные таблицы Google

Позволяют заносить данные в ряды и столбцы электронной таблицы, а также выполнять не очень сложные вычисления. Программа допускает импорт и экспорт данных и в специфический формат Microsoft Excel, и в общедоступные OpenDocument и CSV.

Предусмотрена возможность доступа других пользователей к созданной таблице как с правом редактирования, так и без.

Это новое программное обеспечение несравнимо по функциональности с полноценными электронными таблицами, такими, как Microsoft Excel или OpenOffice.org Calc, но вполне достаточно для простейших манипуляций с данными.

Что вы представляете себе, когда перед Вами на экране возникает таблица Excel или ее онлайн вариант — Google-таблица? Огромный массив цифровых данных, сложные вычисления, бухгалтерия, статистика и никакого творчества…

Казалось бы, что общего они имеют с работой учителя и обучением младших школьников? Но, изучение образовательных блогов коллег показало, что этот вид документа учителя используют (!), но делают это в основном для того, чтобы собрать какую-либо информацию, проанализировать ее и представить в систематизированном виде для аудитории. Чаще всего это различные таблицы продвижения в проектахфиксация активности учащихсяанализ детского чтения (Шемякина Э.У.) и результатов контрольных работ, сбор оперативной информации от родителей, фиксация успехов детей при безотметочном обучении и внеурочной деятельностиграфики дежурств и другие нехитрые документы, позволяющие в онлайн формате собирать, хранить и распространять информацию. И это не случайно, ведь Google Таблицы позволяют форматировать ячейки и настраивать формулы для быстрых вычислений и представления данных в нужном виде, в том числе в виде диаграмм и графиков, общаться в режиме реального времени с другими пользователями, изменяющими таблицу, вставлять таблицу или ее часть в блог или на веб-сайт.

Давайте убедимся, что Google-таблицы являются мощным инструментом поддержки образовательного процесса в начальной школе. Благодаря широкому функционалу таблицы позволяют создавать обучающие, тренировочные, проверочные упражнения. Чтобы подтвердить этот факт, приведем несколько примеров того, как мы сами используем Google-таблицы в учебном процессе.

Задание  викторина по фразеологии не только проверяет правильность ответов, но и подводит итог, выставляя отметку. Это возможно благодаря использованию простейших формул. Выполнить работу ребята могут индивидуально как на уроке, так и в форме домашнего задания, ведь Google-таблицы позволяют учителю организовать дистанционную работу учащихся.

Проверка навыка устного счета легко превратится в игру с упражнением “Возьми высоту”. Каждый обучающийся для работы создает копию таблицы, или учитель сам делает это (в зависимости от уровня владения сервисом детьми). После этого ребенок знакомится с инструкцией, которая размещена прямо в документе, и вносит полученные ответы. Правильность решений проверяется автоматически.

Еще одно направление — создание кроссвордов по любой теме. Их использование не только позволяет оперативно проверить знания учащихся, но и повышает интерес к предмету. Созданные кроссворды можно предложить в качестве домашнего задания или при актуализации знаний на уроке. Так кроссворд “Природные зоны” позволяет мгновенно проверить знания учащихся благодаря тому, что настроен счёт количества правильных ответов и качества выполнения задания.

 
 


Интерактивные тесты, созданные в Google-таблицах тоже удобны в использовании, поскольку результаты и обучающийся, и учитель видит сразу по окончанию работы.

 

         Таблицы позволяют создавать копии для каждого ученика и открывать доступ для просмотра и копирования — это удобно для индивидуальной работы. Но благодаря возможности совместного редактирования одного документа учитель может организовать совместную работу нескольких обучающихся в одном документе. И задания, созданные подобным образом, становятся прекрасным инструментом для поддержки уроков. Примером такого использования может служить словарь Объясни. пожалуйста! Создав такой документ в начале учебного года, учитель может работать с ребятами в нем в течение всего года или создавать отдельный словарь по каждому произведению. Это будет зависеть от целей, которые педагог ставит перед собой и от возраста и опыта его учеников.

Креативные учителя используют Google-таблицы даже для творческих заданий. В сетевом проекте “Загадки Алатырь-камня” (автор Суханова Н.В.) таблицу использовали для создания коллекции узоров для вышивки, в веб-квесте “Геометрическое путешествие “ Тютюсовой Е.В. таблицы помогли создать совместный японский кроссворд.

Таблицы помогают организовать выполнение домашнего задания, имеющее выход на урок. Пример: Шкатулка пытливого читателя. Данная таблица позволяет быстро включить в работу на уроке данные, внесенные в нее детьми дома, организовать обсуждение прочитанного еще до урока, помочь учителю выстроить траекторию урока в соответствии с направлением рассуждения учащихся о прочитанном.

С помощью Google-таблицы можно организовать групповую работу на уроке по открытию новых знаний Пример такой работы можно увидеть в таблице “Наши подземные богатства” В данном варианте каждая группа изучает и создает описание одного из полезных ископаемых, по итогам работы осуществляется взаимопроверка. Далее работа может быть построена по усмотрению учителя: самостоятельное изучение таблиц других команд обучающимися, разработка заданий на основе информации, собранной в таблицах, и обмен этими заданиями, устное выступление участников команд и др.

Как мы увидели, функционал Google-таблиц очень широк. Этот сервис можно использовать для сбора и систематизации учебного материала с последующим построением диаграмм или графиков, для оформления результатов совместных практических работ, исследований и экспериментов по разным предметам, для организации индивидуальной и групповой работы. Но это только некоторые примеры использования возможностей таблиц в образовательном процессе.

 

 

 

Презентации Google

Сервисы Google позволяют легко создавать презентации, совместно использовать и изменять их, публиковать в Интернете. Вот некоторые возможности:

добавление существующих презентаций и их преобразование в формат документов Google;

сохранение презентаций на локальный  компьютер в виде файлов в форматах PDF, PPT и TXT;

·        вставка изображений и видео, форматирование слайдов;

·        добавление переходов слайдов, анимации;

·        публикация и встраивание презентаций в веб-сайты;

·        рисование в презентации организационных и структурных диаграмм, блок-схем и многого другого;

обозначение элементов, которые редактируют другие пользователи, цветными индикаторами;

одновременная работа над презентацией с другими пользователями вне зависимости от того, где они находятся;

отслеживание авторства правок и возврат к предыдущим версиям с помощью истории изменений;

общение и обмен новыми идеями во встроенном чате.

Презентации, создаваемые индивидуально или в совместном режиме, позволяют визуализировать информацию, сэкономить время на уроках при изучении некоторых тем, позволяют узнать что-то новое по предмету, учат работать в группе.

Возможности использования Гугл-презентаций в работе учителя-предметника в образовательном процессе, в том числе, и при совместной работе с учениками.
· Презентация-доклад (о свойствах, устройствах, явлениях и т.п.).
· Презентация-биография учёного.
· Презентация «История одного открытия».
· Презентация-тренажёр.
· Презентация-выступление.
· Презентация-отчёт с возможностью совместного доступа учеников класса.

 

Рисунки Google

Google рисунки позволяют легко создавать, совместно использовать и изменять рисунки в Интернете: диаграмму, схему или обычную картинку.

Работая в этой службе, вы, помимо прочего, можете:

·        изменять рисунки в Интернете совместно  с выбранными пользователями и приглашать людей просмотреть ваши правки — всё это в режиме реального времени;

·        общаться в чате со своими соавторами прямо в редакторе рисунков;

·        публиковать рисунки в Интернете в качестве изображений или загружать их в стандартных форматах;

·        вставлять текст, фигуры, стрелки, каракули и изображения из своего компьютера или Интернета;

·        размещать рисунки на странице с помощью функций выравнивания, привязки к сетке и автораспределения;

·        вставлять рисунки в другие документы, таблицы или презентации Google с помощью веб-буфера обмена и затем изменять их прямо в документе.

 

 

Формы Google

Google формы — это удобный инструмент, с помощью которого можно легко и быстро составлять опросы, анкеты, тесты для учащихся, а также собирать другую информацию. Форму можно подключить к электронной таблице Google, и тогда ответы респондентов будут автоматически сохраняться в ней.

 

Примеры использования сервисов Goоgle

 

Сервис Google

 

Использование

 

Примеры

 

Примечание

Документы

 

Создание газеты, журнала

 

Создание школьной газеты

к праздникам

 

Учитель и учащиеся на уроке совместно создают общий документ,

настраивают доступ на Редактирование всем, у кого есть ссылка,заполняют.

Учитель оставляет комментарии

в процессе работы

 

Совместные творческие работы

 

Создание брошюры, сборника

собственных стихов, сказки с собственными иллюстрациями и т.д.

 

Проверочная практическая работа

 

Контрольная работа.

Выполнение домашнего задания

 

Индивидуальная или групповая

работа

 

Реферат

 

История развития компьютерной

техники

 

Распределение работы в мини-группах: вставка сносок, колонтитулов, поиск и вставка изображений,

дополнительной информации, добавление разделов

 

Схематический конспект

 

Структура текстового документа.

Окно текстового процессора

 

Рисуют совместно в мини-группе

схему, вставляют рисунок, делают

подписи, указывают стрелками

 

Виртуальная тетрадка

Выполнение домашнего задания

Решение домашних задач, ответы на вопросы

 

Таблицы

Заполнение таблицы

Формы представления информации.

Поколения ЭВМ.

Каналы передачи данных

 

Поиск информации в сети Интернет, заполнение таблицы, вставка  рисунков

 

 

 

Построение диаграмм

Построение столбчатой диаграммы.

Мои контрольные и самостоятельные работы по математике.

Площадь материков

 

Статистика, использование данных

из разных предметов (география,

физика и т.д.)

 

Построение графиков

функций

 

Линейная функция.

Квадратичная функция.

Степенная функция.

Тригонометрическая функция

 

Каждый ученик получает свою  функцию и строит график на отдельном листе, или ученику даётся вид функции, например, «Квадратичная функция», и он сам подбирает пример функции и строит график

 

Проведение исследования (проектная деятельность)

 

Как  качество линии связи влияет на скорость передачи информации

 

Учащиеся мини-групп выполняют поиск информации в сети Интернет;

заполнение таблицы, анализ, выводы

 

Создание кроссвордов

Берётся тема, изучаемая в данный момент

 

 

 

 

 

Итоговая работа мини-групп в течение нескольких уроков и дома. На обобщающем уроке можно провести проверку знаний, используя эти кроссворды

 

Сводная ведомость

результатов работы

учеников

 

Мониторинг образовательной деятельности учащихся (контрольные, самостоятельные, практические работы, тесты)

 

Удобная форма сбора информации

и контроля за ней

 

Презентации

Презентация-лекция

Поколения ЭВМ.

Устройство ПК

 

Каждый ученик группы на своём слайде отвечает на свой вопрос. Оформляет свой слайд, добавляет переходы, анимацию. Вставляет гиперссылки, рисунки, видео

 

 

 

 

 

 

Совместные

творческие работы

 

Для школьного музея создать презентацию-летопись или презентацию-фотоальбом о земляках-героях ВОВ

 

Каждая группа создаёт презентацию об одном герое. В итоге фонд музея пополнит богатый материал о земляках-героях ВОВ

 

Проект

Защита от несанкционированного доступа к информации.

Биометрические системы защиты.

Вредоносные и антивирусные программы.

Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов и многое другое

 

Учащиеся объединяются в мини-группы (3-4 чел.), выбирают руководителя. Формулируют тему, цели, план проекта. Создают общий для группы документ-презентацию. Руководитель настраивает доступ на редактирование

участникам и учителю. Распределение работы в группе. Поиск, сбор, обработка

материала. Предзащита. Защита проекта всеми участниками. Оценивание

 

 

Рисунки

Построение блок-схем

Линейный алгоритм.

Ветвление.

Выбор.

Цикл

 

Построение блок-схем индивидуально или в группе

 

Построение схем, плана, графа, эмблемы

 

Решение заданий 3, 11 ОГЭ-2020.

Решение заданий 15 ЕГЭ-2020.

План школьной территории

 

Построение графов, схем для решения заданий ОГЭ и ЕГЭ. Проектная деятельность

 

Задание на перемещение объектов

 

Линейный алгоритм.

Ветвление.

Выбор.

Цикл

 

Учащиеся восстанавливают последовательность заданного алгоритма

с помощью перемещения готовых элементов

 

Изменение готовых рисунков в соответствии

с заданием

 

Редактирование графической

информации

 

 

 

 

 

Добавление или удаление отдельных

элементов, текста; изменение формы, цвета, угла поворота и т.д.

 

 

 

Проект

Жанры живописи

 

 

 

 

 

 

 

Каждая мини-группа должна представить один жанр живописи (анималистика, интерьер, карикатура, марина, городской пейзаж и т.д.).

Жанры не повторять. В конце проекта устроить выставку

 

Проверочная практическая работа

 

Контрольная работа.

Выполнение домашнего задания

 

Индивидуальная или групповая

работа

 

Формы

Опросы, анкеты

Социальный опрос

При создании формы автоматически

создается таблица Google, в кото-

рой автоматически накапливаются

результаты заполнения формы

 

Тесты

Любая тема по программе

Все ответы учащихся сводятся

в одну электронную таблицу, которые можно быстро проанализировать

с самых разных точек зрения, можно

проследить время выполнения теста

 

Викторины

Любая тема по программе

В сводной таблице видно выполнение или невыполнение заданий

 

Проект

Социологические исследования

Коллективная работа учащихся над

редактированием форм

 

Голосование

Выбор темы проекта.

Выбор актива класса

 

Если проект выполняется большой

группой учащихся, классом

 

Рефлексия и саморефлексия

 

Лист самооценки.

Лист взаимооценки

 

Оценка своей и совместной деятельности. Работа над взаимооцениванием, когда критерии разрабатывают сами учащиеся

 

При использовании возможностей сервисов Google в образовательном процессе наблюдается:

повышение мотивации учащихся к учебной деятельности и эффективности образовательного процесса, связанное с активным включением школьников в учебный процесс;

планирование и организация учебного СОТРУДНИЧЕСТВА, совместной сетевой деятельности учащегося со сверстниками и педагогом, осуществление само и взаимоконтроля, овладение коммуникативной и ИКТ-компетенциями;

организация совместной продуктивной деятельности. Учащиеся могут сами создавать общие документы, календари, рисунки, сайты, таблицы, формы;

личностно ориентированное обучение. Работа с общими документами позволяет внести вклад в общее дело каждому ученику, раскрыть свои личностные способности, что положительно влияет на самооценку учащегося, служит мотивом для саморазвития;

составление сервисов Google как инструментальной основы инновационных педагогических технологий деятельностного типа;

одобрение со стороны родителей, которые видят не только общение в социальных сетях и игры, а интересную плодотворную работу своих детей.

В заключении хочется отметить, что сервисы Google — это удивительная, уникальная возможность создать информационно-образовательную среду, соответствующую требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), организовать учебный процесс, направленный на формирование у школьников личностных, метапредметных и предметных результатов. Эта мысль созвучна словам Александра Пятигорского, всемирно известного русского философа, востоковеда, профессора Лондонского университета, который утверждал: «Человек достигнет результата, только делая что-то сам…»

×
×