Автор: Болдовская Елена Михайловна
Полезные мультсериалы для дошкольников
Детям 4‒6 лет Всемирная организация здравоохранения рекомендует смотреть телевизор полчаса в день, но только самые дисциплинированные родители могут удержать дошкольников в этих рамках. Дети не только смотрят мультфильмы дома, но еще и включают видео на планшете или телефоне, изучают природу, цвета и формы на больших экранах в детском саду. Впрочем, полчаса в день — это немало. За это время можно не только порадоваться встрече с любимыми героями, но и извлечь пользу из увиденного.
Выделяют определенные нормы при просмотре мультфильмов в детском саду.
Просмотр мультфильмов в детском саду — санитарными нормами не запрещено. Однако определенные ограничения все же существуют, и их перечень можно найти в СанПиН:
1. Непрерывная длительность просмотра телепередач и диафильмов в младшей и средней группах — не более 20 минут, в старшей и подготовительной — не более 30 минут. Просмотр программ для детей дошкольного возраста допускается не чаще 2 раз в день (в первую и вторую половину дня).
2. Для просмотра телепередач и видеофильмов используют телевизоры с размером экрана по диагонали 59−69 см. Высота их установки должна составлять 1−1,3 м. При просмотре мультфильмов детей располагают на расстоянии не ближе 2−3 м и не дальше 5−5,5 м от экрана. Стулья устанавливают в 4−5 рядов (из расчета на одну группу), расстояние между рядами стульев должно быть 0,5−0,6 м. Зрителей рассаживают с учетом их роста.
3. Занятия по дополнительному образованию (студии, кружки, секции и в том числе мультфильмы) для детей дошкольного возраста недопустимо проводить за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон.
Соответственно, против просмотра мультфильмов в саду как такового протестовать, смысла нет, но к явным нарушениям СанПиНов относятся:
— просмотр всей группой телепередач на ноутбуках, планшетах или переносных DVD-проигрывателях. Если соответствующей нормативам техники в группе нет — приносить свою, чтобы «порадовать детишек», воспитатель не должен;
— просмотр полнометражных мультфильмов, которые точно не укладываются в рекомендованную длительность;
— замена мультиками тихого часа, прогулки (за исключением случаев, когда гулять нельзя из-за слишком низкой температуры воздуха) или обучающе-развивающих занятий (опять-таки за исключением случаев, когда мультфильм служит иллюстрацией к рассматриваемой теме или предусмотренным пособием);
— просмотр мультфильмов более 2 раз в день, даже коротких.
Что дает работа с использованием мультипликационных фильмов
Диагностика. Во-первых, информация, с каким героем ребенок отождествляет себя в фильме, говорит о проблеме. Что больше всего привлекает в этом герое, а что отталкивает? Ответы на эти вопросы помогут понять трудности ребенка лучше и ненавязчиво показать пути их решения.
Способы решения проблем. Конфликт, который моделируется в мультфильме, безусловно, в той или иной мере актуален и для ребенка. Переживая с героем эту проблему, достигая выхода из нее, получая ее разрешение, ребенок тренируется в решении подобной проблемы в своей жизни.
Задачи, которые решаются в ходе работы с использованием мультипликационных фильмов:
· Создание условий для эмоционального переживания и проживания детьми коррекционных ситуаций, раскрывающихся в мультфильме.
· Помощь в осознании трудностей героя и их причин.
· Обучение анализу собственного поведения в подобных ситуациях.
· Получение вариантов решения проблемы.
Вопросы, которые можно задавать детям после просмотра мультфильма.
· Какое у вас настроение после просмотра?
· Кто из героев больше всего понравился?
· Какие чувства испытывали герои?
· Кто, наоборот, больше всего не понравился?
· Что бы вы сделали по-другому?
· Какие качества этого персонажа могут быть в вас?
· На месте кого из героев фильма вам хотелось бы оказаться? Почему?
· А в жизни такое бывает?
· Находились ли вы в таких ситуациях? Как вы преодолеваете подобные проблемы?
· Какие эпизоды хотелось бы пересмотреть снова?
· Что бы вы хотели добавить, изменить в мультфильме?
Обсуждение содержания просмотренных мультфильмов, проговаривание событий и анализ поведения героев сформирует у ребенка более четкую картину происходящего и заставит задуматься о смысле просмотренного мультфильма.
Современные мультфильмы, одобренные проектом Научи хорошему:
Мультсериал Волшебный фонарь (Россия, студия Паровоз, с 2015 г., 3+)
Мультсериал Лунтик (Россия, студия Мельница, с 2006 г., 3+)
Мультсериал Сундучок историй (Россия, озвученные классические сказки, возраст 3+)
Мультсериал Команда Познавалова (Россия, Общее дело, с 2015 г., возраст 6+)
Мультсериал Фиксики (Россия, студия Аэроплан, с 2010 г., возраст 6+)
Крепость: щитом и мечом (Россия, 2015 г., возраст 6+)
«Дом» (США, 2015, возраст 6+)
Легенда об Аанге (США, 2005 г, возраст 6+)
«Песнь моря» (Ирландия, Дания, Бельгия, Люксембург, Франция, 2014г., возраст 6+)
«Фиксики: Большой секрет» (Россия, 2017 г., возраст 6+)
«Кунг-фу Панда 1» (США, 2008г., возраст 6+)
«Кунг-фу Панда 2» (США,2011г., возраст 6+)
«Ведьмина служба доставки» (Япония, аниме, 1989, возраст 6+)
«Кубо. Легенда о самурае» (США, 2016, возраст 10+)
«Легенды ночных стражей» (Австралия, 2010г., возраст 10+)
«Книга джунглей» (США, Великобритания, 2016г., возраст 12+)