Автор: Елена Владимировна Селецкая
Развитие творческого мышления младших школьников при изучении алфавита английского языка
Актуальность развития творческого мышления детей и использования воображения при изучении иностранного языка именно младших школьников всегда привлекала внимание, поскольку именно творческое мышление позволяет взглянуть на мир по-другому. Оно позволяет находить новые подходы к решению проблем и успешно справляться с вызовами мира. Это очень ценное качество, один из soft skills, так необходимых в современном мире. Способность к необычному комбинированию элементов действительности, создание не имеющих в реальности аналогов определяют главные черты творческого процесса: умение видеть и ставить проблемы, возможность рассматривать предметы и явления в различных контекстах, связях и отношениях, находить нетрадиционные способы решения проблемных ситуаций [1].
В определении творческого воображения мы придерживаемся точки зрения Л.С. Выготского, который считает, что воображение — это «психический познавательный процесс, в котором отражение действительности происходит в специальной форме — объективно или субъективно нового (в виде образов, представлений или идей), созданного на основе образов восприятий, памяти, а также знаний, приобретенных в процессе речевого общения». [2]
Эффективность развития творческого воображения учащихся начальной школы зависит от учета их возрастных особенностей. В начале работы необходимо учесть ряд психолого-педагогических особенностей младших школьников: импульсивность, преобладание непроизвольного внимания над произвольным, активность внимания, формирование учебной деятельности, развитие технического мышления, особая роль учителя, значение игры, значение труда для формирования личности, познавательный характер памяти. Здесь же рассматриваются анатомо-физиологические изменения младших школьников, которые необходимо учитывать при творческом процессе во время занятий. [3] Чтобы учебная деятельность была творческой, необходимо иметь в виду следующее: всякий образ, созданный воображением, строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека. Поэтому чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение. П.Я. Гальперин отмечает, что в младшем школьном возрасте ребенок в своем воображении уже может создавать разнообразнейшие ситуации. Формируясь в игровых замещениях одних предметов другими, воображение переходит и в другие виды деятельности. [3]
Деятельность педагога в начальной школе направлена прежде всего на формирование и развитие творческого воображения. Способность к необычному комбинированию элементов действительности, сообщение предметам новых функций, создание не имеющих в реальности аналогов определяют главные черты воображения как акта творчества: умение видеть и ставить проблемы, возможность рассматривать предметы и явления в различных контекстах, связях и отношениях, находить нетрадиционные способы решения проблемных ситуаций.
В младшем школьном возрасте воображение приобретает активный характер. Складываются действия воображения — создание замысла в форме наглядной модели, схемы воображаемого предмета, явления события и последующее обогащение этой схемы деталями, придание ей конкретности, отличающей результаты действий воображения от результатов мыслительных действий.
Опираясь на данные научно доказанные факты, мною было решено провести исследование на базе вторых классов МБОУ «Заиграевская СОШ», которое должно показать, что развитие творческого мышления (на примере запоминания и усвоения букв английского алфавита) может повлиять на процесс изучения английского языка. Новизна данной работы заключается в том, что в ходе выполнения работы, используя творчество и воображение учащихся, самими учащимися был создан продукт, а именно карта воображаемой страны английского алфавита и буквы алфавита, были представлены как жители этой страны. Объектом изучения стал английский алфавит. Предметом выступали буквы английского алфавита.
Целью работы учащихся было: сделать подробный анализ английского алфавита и представить его в виде оживленных персонажей.
Следовательно, задачами стали:
1. Анализ алфавита английского языка и выявление его отличительных особенностей от русского языка.
2. Выделение основных групп букв в соответствии с трудностями изучения;
3. Создание «страны английского алфавита» с использованием наших творческих способностей и воображения.
Для выполнения первой задачи ребята выяснили, значение слова «алфавит», и изучили историю создания английского и русского алфавитов
Далее ребятами были внимательно проанализированы оба алфавита и выявлено, что:
-Алфавиты содержат различное количество букв;
— В обоих алфавитах есть печатный и письменный вариант букв;
— Отмечается сходство в написании и названии некоторых букв;
— Оба алфавита состоят из гласных и согласных букв;
— В алфавитах нет полного соответствия между буквами и звуками речи.
Именно последний вывод заставил ребят подумать над тем, каким образом можно разделить буквы английского алфавита, чтобы его можно было легко запомнить?
Включив воображение, они представили английский алфавит и все буквы, как волшебную страну и ее жителей. Более того, ребята самостоятельно разбились на группки и нарисовали эти буквы.
1. В стране английского алфавита живут обычные жители. Это буквы, которые в алфавите и в речи почти похожи:Bb, Dd, Ff, Kk, Ll, Mm, Nn, Pp, Ss, Tt, Vv, Xx, Zz. Они живут в обычных домиках.
2. Также там живут буквы-принцессы, которые очень капризные. В зависимости от тог, кто их окружает, они могут называться по-разному: кратким именем и полным именем. Это все гласные буквы:Aa, Ee, Ii, Oo, Uu, Yy. Они живут в замке.
3. И в волшебной стране живут буквы-шпионки. У них два имени: в алфавите и в речи. Это буквы: Hh, Ww, Rr, Jj, Qq. Некоторые буквы еще и могут иметь две маски (читаться двумя способами) Gg, Сc. Буквы-шпионки прячутся в кустах.
Кроме того, были выделены некоторые буквы по их отличительным особенностям:
1. У букв прописных букв b и d «животики» смотрят в разные стороны;
2. Буква Ff похожа сладкую сахарную трубочку;
3. Буква Hh помогает греть ручки (звук [h]);
4. Буква Qq трусишка, всегда ходит за ручку с буквой Uu (буквосочетание qu);
5. Буква Uu в закрытом слоге читается звуком [/\], который похож на шалашик;
6. Буква Xx дает «кошачий звук», потому что читается звуком [ks];
7. Буква Ww помогает поцеловать маму, потому что просит округлить губы, чтобы правильно ее прочитать;
8. Буква Аа в закрытом слоге читается звуком[ӕ],похожим на бабочку.
Далее, для подтверждения предположения, были проведены проверочные работы в классе, где проводилось исследование и в классе, где такой работы не было. В классе, где проводилось исследование, усвоение букв алфавита составило 97 %. (проверочная работа проводилась в Workbook 2 УМК Кзовлева В. П). Таким образом, мое предположение подтвердилось. Далее возникла необходимость в создании серии упражнений для запоминания букв алфавита и далее переход на обучение правил чтения.
Литература
1. Пакша Л.М. Развитие творческого воображения детей. Занятия изобразительной деятельностью. // Начальная школа. 2005. № 12.
2. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2005. — 512 с. .
3. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. — 4-е изд. М.: «Книжный дом «Университет», 2002. — 336 с.
4. Учебно-методический журнал АЯШ, 3 (35), 2011.