Автор: Бухарина Светлана Владимировна
Особенности игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста
Бухарина С.В.,
воспитатель
МБДОУ «Детский сад №260»
«Игра — это начало познания»
(Джордж Дорси)
Ребёнок в своем ежедневном общении с взрослым шаг за шагом получает навык коммуникации и взаимодействия со сверстниками, познаёт много новых свойств и правил социальной жизни.
Четвертый год жизни важная пора у дошкольника. В этот отрезок времени в развитии игровой деятельности происходят существенные изменения, связаны они с переходом от сюжетно-отобразительной игры к игре сюжетно-ролевой. Необходимо отметить, игра, как вид человеческой деятельности у дошкольников, прежде чем стать ведущей деятельностью в дошкольном периоде детства проходит несколько ступеней своего развития.
В младшем дошкольном возрасте изменяется психологическая оценка игры. Содержание игры даёт основание для контакта и общих действий детей. Если прежде ребёнок играл сам по себе или рядом, то на данном этапе для него делается интересным не только лишь особенности и назначение предметов, функции окружающих людей, но в первую очередь их взаимодействия и взаимоотношения. В этом возрасте у детей запас знаний становятся более чёткими, повышается познавательный интерес. Они становятся любознательными и активными в поисках ответов на интересующие вопросы. Высказывают рассуждения об окружающих их вещах и явлениях.
Поведение ребёнка этого возраста носит преднамеренный характер, однако в силу неустойчивости внимания ребёнок с лёгкостью отвлекается, причём в любом виде деятельности, не только в игре.
На четвёртом году жизни ребёнок способен ставить цель и производить действия в соответствии с данной целью. Он может определить, во что хочет играть, кем он будет в данной игре. И здесь задача педагога своевременно и рационально осуществлять руководство игровой деятельностью. Так как с другой стороны, у детей в младшем возрасте нет опыта в совместных играх, дети ещё не научились согласовывать действия, определять общую цель в игре. Именно поэтому важную роль выполняет взрослый, который для ребёнка становиться не только источником знаний об окружающем, но и партнёром в игре.
Наблюдая за действиями ребёнка в игре, можно заметить, что ребёнок уже действует со значениями предметов, но при этом еще опирается на их материальные заместители-игрушки. Если на начальных этапах развития требуется предмет-заместитель и относительно развернутое действие с ним, то на более позднем этапе развития игры, предмет выступает через слова — название уже как знак вещи, а действие — как сокращенные и обобщенные жесты, сопровождающиеся речью.
Таким образом, игровые действия носят промежуточный характер, приобретая постепенно характер умственных действий со значениями предметов, совершающихся на внешние действия.
В игровой деятельности происходит существенная перестройка поведения ребенка – оно становится произвольным. Под произвольным поведением необходимо понимать поведение, осуществляющееся в соответствии с образом и контролируемое путем сопоставления с этим образом как этапом. А. В. Запорожец первым обратил внимание на то, что характер движений, выполняемых ребенком в условиях игры и в условиях прямого задания, существенно различен. Он же установил, что в ходе развития меняется структура и организация движений. В них явно вычленяется фаза подготовки и фаза выполнения [5, c. 49-50].
При выполнении роли образец поведения, содержащийся в роли, становится одновременно этапом, с которым ребенок сравнивает свое поведение, контролирует его. Ребенок в игре, выполняет как бы две функции; с одной стороны он выполняет свою роль, а с другой — контролирует свое поведение. Произвольное поведение характеризуется не только наличием образца, но и наличием контроля за выполнением этого образца. При выполнении роли имеется своеобразное раздвоение, т. е. «рефлексия». Но это еще не сознательный контроль, т.к. функция контроля еще слаба и часто требует поддержки со стороны ситуации, со стороны участников игры. В этом слабость рождающейся функции, но значение игры в том, что эта функция здесь зарождается [1, c. 59]. Именно поэтому игру можно считать школой произвольного поведения.
Игра имеет значение и для формирования дружного детского коллектива, и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду и еще для многого другого. Все эти воспитательные эффекты опираются как на свою основу, на то влияние, которое игра оказывает на психическое развитие ребенка, на становление его личности.
Обогащение реального опыта детей в активной деятельности осуществляется в непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим. При ознакомлении, например с той или иной профессией педагогу необходимо не только знакомить детей с результатами труда, но и заострять внимание на личных качествах людей профессии, вызывать к ним уважение, симпатию и желание им подражать. При грамотно организованной экскурсии и наблюдении дети должны быть активными помощниками и участниками труда взрослых. Педагогу следует каждый день создавать проблемные ситуации способствующие вступлению ребёнка во взаимоотношения с окружающим. Все приобретённые знания дети соответственно могут отразить в играх, а если при этом знания о профессиях взрослых расширяются и углубляются, игра становится более интересной.
Большое значение, имеет и обучение способам игрового отображения действительности. Педагогу в этом помогут совместные с одним или несколькими детьми игры-инсценировки, игры-имитации. Данные игры способствуют развитию у детей речевого диалога, выразительной передаче движений различных персонажей, их мимики, жестов и т.д., помогают усвоению ролевых форм поведения, дают характеристики взаимоотношений между героями.
Обучающие игры – это своеобразная форма передачи игрового опыта в процессе естественного общения взрослого с детьми по конкретному содержанию игровых задач, где ведущая роль принадлежит взрослому. Благодаря обучающим играм ребенок усваивает новые, более обобщенные способы отображения действительности.
По мнению ученых важно, передавая игровой опыт через обучающие игры, всячески поощрять детскую самостоятельность, инициативу, творчество. Немаловажное значение для развития самостоятельности, инициативы и творчества у детей в игровой деятельности имеет правильная организация предметно-игровой среды.
Педагогом должны быть созданы условия для свободной и самостоятельной игровой деятельности детей. Сделать предметную среду группы, более гибкой и динамичной, дающей возможность детям и воспитателю самостоятельно изменять пространство. Своевременно изменяя игровое пространство, насыщать его разнообразным ассортиментом образных игрушек. Обеспечение игровых зон необходимой посудой, мебелью, кукольной одеждой, транспортом и другими атрибутами игры в соответствии с размером и характером кукол, а также предметов-заместителей либо воображаемых предметов направляют ребёнка на самостоятельное и активное решение игровых задач, помогают поиску способов их реализации и воспроизведения действительности.
Ребенок 3-4-х лет находится в первой стадии самостоятельности. Возраст – «Я — сам» предоставит ребенку в игре полную самостоятельность. В это время возникает потребность в самостоятельной игре, ребенок хочет пережить игру самостоятельно. Происходит формирование ролевого поведения, ребенок изображает взрослого, хочет быть таким. Поэтому должен быть яркий и выразительный образ. В этом возрасте дети очень щепетильно подражают взрослому и стараются ухватить все способы – действия. Чтобы ребенок повторил действия взрослого, его необходимо обеспечить многообразием атрибутов. Некоторые ученые называют этот период возрастом атрибутов, которых чем больше, тем, на их взгляд, будет богаче ролевое поведение. Ребенок в этом возрасте принимает игру взрослого в параллельной роли.
Таким образом, главным в формировании игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста является развитие сюжета по мере освоения ребенком свойства предметов и многообразия действий с ними. Направление развитию игре должен задавать взрослый, играющий важную роль, становясь источником знаний об окружающем, партнёром в игре, своевременно и рационально осуществляющий руководство игровой деятельностью.
Список литературы
1. Спиридонова, М.Н. Предметно-развивающая среда в развитии игровой деятельности ребенка [Текст] / М.Н. Спиридонова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. — 2011. — № 7. — С. 59-61.
2. Трофимова, С.В. Индивидуальный подход к детям в процессе руководства игровой деятельностью [Текст] / С.В. Трофимова // Социальные и психолого-педагогические контексты развития человеческого потенциала. Мат. междунар. научно-практической конф. [Редкол.: Ю.М. Хохрякова, редактор]. — Пермь: Изд-во Перм. гос. гуманитар.-пед. ун-та, 2012. — С. 303-306.
3. Трифонова, Е.В. Как организовать игровую деятельность детей в соответствии с требованиями стандарта дошкольного образования [Текст] / Е.В. Трифонова // Детский сад от А до Я. – 2015. – № 5. – С. 4–24.
4. Фомичева, О.А. Игровая деятельность дошкольника [Текст] / О.А. Фомичева, Г.Е. Логоша // Молодой ученый, 2016. — № 12 (116). — С. 923-926.
5. Яковлева, Е.В. Значение подвижных игр в жизни маленького дошкольника [Текст] / Е.В. Яковлева // Педагогика: традиции и инновации. Материалы VII Международной научной конференции. – Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 49-51.