Автор: Тепер Евгения Моншановна, Галкина Ирина Александровна
Галкина Ирина Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного образования Иркутский государственный университет irina_alexsandrovna73@mail.ru)
Тепер Евгения Моншановна, воспитатель МБДОУ г. Иркутска детского сада №20 , магистр педагогического образования кафедры психологии и педагогики дошкольного образования Иркутский государственный университет ) emteper@yandex.ru
ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Формирование звуковой культуры речи – это главная задача начального развития речи детей дошкольного возраста [1]. Правильное произношение звуков, слов, предложений формирует культуру речепроизношения ребёнка, фонетическую, орфоэпическую структуру речи. Формирует выразительную, чёткую дикцию, умение подчёркивать эмоции мимикой и жестами. Так же формирует культуру речевых навыков при разговоре.
Задачи и содержание работы по формированию звуковой культуры речи у дошкольников
Воспитывая у ребёнка культуру речевого общения, педагог ДОО ставит задачу: развития у детей правильности звукопроизношения, правильности произношения слов по языковым нормам; умение контролировать воспроизведение слов и фраз по тембру ( громко, тихо); умение выдерживать темп произношения слов и фраз, правильность дыхания при произношении, правильность интонации; развитие слухового и речевого внимания.
Основными направлениями реализации поставленных задач является: умение ребёнком воспринимать речь (фонетический, звуковысотный, ритмический слух, восприятие темпа, силы голоса, тембра речи); формирование речедвигательного аппарата ( артикуляция, голос, дыхание); умение произносить звуки, слова, предложения четко, формировать правильную дикцию ребёнка.
На этапах решения задач формирования звуковой культуры речи необходимо учитывать возрастные особенности детей. У младших дошкольников необходимо развивать правильное произношение звуков, развивать речевой слух. У старших дошкольников уделять внимание чёткости дикции, интонации, выразительности и фонетики [2].
Работа по формированию звуковой культуры речи проводится постоянно: специальные коррекционные занятия: музыкальные занятия ( пение, ритмика, слух, дыхание, темп); речевая гимнастика во время прогулки; в процессе прихода детей в детский сад и ухода домой ( педагог проговаривает с детьми все действия); во время приёма пищи и подготовки детей ко сну так же проговариваются все действия; в процессе других режимных моментов.
Занятия по формированию звуковой культуры речи проводятся как в общем порядке со всеми детьми, так и с отдельными группами детей или индивидуально с каждым ребёнком [3]. Педагог обязан воспитать у всех детей умение воспринимать и произносить все стороны речи.
Педагог сам должен обладать культурой речи в постоянном контакте с ребёнком, организовывать и проводить речевые игры, рекомендовать эти действия родителям. Все эти мероприятия работают на успешное развитие правильной устной речи у дошкольников [4].
Большое подспорье в развитие правильной устной речи дошкольника оказывают: подвижные, сюжетно – ролевые игры комментируемые словами, разучивания детьми потешек, поговорок, пословиц, чистоговорок, скороговорок, стихотворений, пересказ сказок, рассказов. Все эти мероприятия сопровождаются демонстративно – наглядным материалом [5].
На подготовительном этапе формирования звуковой культуры речи необходимо у детей раннего дошкольного возраста и детей с проблемами в произношении звуков большое внимание уделять развитию артикуляционного аппарата. Для этого используется артикуляционная гимнастика – это набор совокупность специальных упражнений направленных на укрепления мышц артикуляционного аппарата, развития силы, подвижности и дифференцированности движений органов участвующих в речевом процессе, с целью выработки полноценных движений этих органов [6].
О.И. Соловьева в определении основных направлений работы по формированию звуковой культуры речи отмечает, что « Перед педагогом стоят задачи: воспитание у детей чистого, ясного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитания выразительности детской речи [7]».
Формируя звуковую культуру речи, не стоит зацикливаться исключительно на произношении звуков. Одновременно с вырабатыванием правильности произношения детьми всех звуков родного языка воспитатель учит детей правильному речевому дыханию, четкому произнесению слов, а так же интонационно выразительному произнесению целых фраз. Педагог, работая над формированием звуковой культуры речи у дошкольников использует логопедические приёмы, так же как логопед, кроме исправления речи занимается пропедевтической работой, направленной на предупреждения недостатков речи.
При формировании звуковой культуры речи ребёнка необходима тесная работа с родителями. Необходимо обратить внимание родителей на важность правильного произношения звуков и оборотов речи ребёнка и научить родителей в домашних условиях на постоянной основе разговаривать с ребёнком, проговаривая все бытовые действия, таким образом, воспитание звуковой культуры речи будет охватывать все детской деятельности, как в детском саду, так и в домашней обстановки.
Только при тесной и постоянной работе ДОО и родителей будут комплексно решены задачи формирования звуковой культуры речи у дошкольника: развитие восприятия речи; развития артикуляционного и голосового аппарата; формирование произносительной стороны речи. Все эти навыки пригодятся ребёнку в дальнейшей жизни.
Список литературы
1. Афанасьева, Л.И. Развитие звуковой стороны речи в дошкольном возрасте [Текст] // Развитие речи и речевого общения дошкольников [Текст] / Л.И. Афанасьева. // Дошкольное воспитание. – 2017. – №2. – 78с.
2. Антонова, Е.С. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / Е.С. Антонова // Начальная школа плюс до и после. – 2015. – № 3. – 35с.
3. Алексеевская, А.Т. Формирование читательского интереса у дошкольников [Текст] / А.Т. Алексеевская. – М. : «Академия», 2018.-18 с.
4. Астафьева, О.В. Эстетическое пространство детства и формирование культурного поля дошкольника [Текст] / О.В. Афанасьева // Всероссийская интернет конференция. – 2019. – № 5. –26 С.
5. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М. : «Академия», 2012. – 300 с.
6. Айзерман, А.С. Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / А.С. Азйзерман // Дошкольное воспитание. – 2019. – № 7. – 27с.
7. Годовикова, Д.С. Как изменить детскую любознательность [Текст] / Д.С. Годовникова // Начальная школа плюс до и после. – 2015. – № 10. – 66с.