Автор: Протащик Марина Михайловна, Кочегарова Елена Владимировна, Мирошникова Альфия Амирзяновна
Проект «Волшебный мир двигательных сказок»
Протащик М.М., старший воспитатель
Кочегарова Е.В., инструктор по физической культуре
Мирошникова А.А., педагог-психолог
муниципальное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 103 «Умка»
г. Волжского Волгоградской области»
Обоснование темы
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение и укрепления здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культуры и спорта.
Как заинтересовать ребенка? С помощью сказки. Как научить ребенка мыслить? С помощью сказки. Как вызвать желание у ребенка к каким-либо поступкам, действиям? С помощью сказки. Спортивные сказки помогут малышу усвоить значимость здорового образа жизни. Помогут ребенку встать на первую, самую значимую, фундаментальную ступень физической культуры. Полюбить себя здорового, ловкого и крепкого.
Краткое описание инновационного продукта
В процессе наблюдения за деятельностью воспитанников, изучив методическую литературу, а самое главное, взяв за основу интерес детей к физкультуре, мы разработали и реализовали в ДОУ проект «Волшебный мир двигательных сказок». Мы считаем, что двигательная сказка может быть одним из эффективных приёмов в работе по формированию интегративных качеств дошкольников. Проект предполагает широкий выбор деятельности, по использованию двигательной сказки в работе для всех участников образовательного процесса: детей, их родителей, педагогов.
Цель проекта: создание необходимых условий для развития двигательных способностей дошкольников с помощью двигательных сказок.
Задачи проекта:
— содействовать освоению детьми двигательных действий, направленных на формирование оптимального двигательного режима жизнедеятельности;
— развивать представления детей о собственном теле, ориентацию в системе моральных норм и правил поведения с помощью вхождения в образ сказочных героев;
— формировать коммуникативные умения в процессе участия в двигательных сказках;
— развивать интерес к содержанию сказки и желание участвовать в ее обыгрывании;
— развивать способность проявлять творческий потенциал в процессе разыгрывания сказочных сюжетов;
— воспитывать интерес к миру сказок.
Главная задача таких сказок – выделить и определить движения персонажей и соотнести их с физическими упражнениями. Задача взрослого, помогать детям в этой работе — направлять их, предлагать и корректировать новые образы, связывая их с двигательной активностью.
«Двигательная сказка» – это (комплекс) система физических упражнений, объединенных одной сюжетной линией, направленных на совершенствование двигательных умений и навыков, развитие мимики и пантомимики. Кроме того, большое влияние двигательная сказка оказывает на формирование творческого потенциала у детей. Здоровье, помимо других критериев — это движение и положительные эмоции.
Двигательные сказки осуществляются по мотивам литературных произведений. Их проведение требует ясного представления образа литературного героя и сюжета произведения, умения передавать характер, действия и поступки при помощи соответствующих поз, жестов и движений. Двигательные сказки мы используем при любой форме организации физкультурно — оздоровительной работы с детьми: при проведении специально организованной деятельности по физкультуре как в процессе всего занятия, так и в отдельных его частях. Это зависит от поставленных задач, формы проведения физкультуры, подготовленности детей, в качестве «бодрящей» и утренней гимнастики, а также в качестве подвижных игр на прогулке. Очень эффективными двигательные сказки становятся при организации с детьми фитбол – гимнастики.
В процессе такой деятельности используются:
-приемы имитации и подражания;
— образные сравнения;
-упражнения общеразвивающего воздействия;
-игровые упражнения на координацию движений;
-упражнения, направленные на развитие двигательных навыков, крупную и мелкую моторику.
Новизна заключается в том, что проект, основанный на применении двигательных сказок, направлен на формирование инициативности, самостоятельности, творческой активности у детей по приобщению дошкольников к занятиям физической культурой. Мы считаем очень важным взаимодействие и побуждение детей и взрослых заниматься какой-либо деятельностью на основе общего интереса.
Продуктами проекта выступили: информационно — тематические папки, буклеты, методические материалы разработки развлечений и спортивных праздников, журнал «Мир двигательных сказок», видеопрезентации (ролики), фотоколлажи по проекту.
Результаты его использования
В результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения по реализации проекта «Волшебный мир двигательных сказок» наблюдается:
У воспитанников:
— повысился интерес и желание к занятиям по физической культуре;
— наблюдается положительная динамика развития физических качеств;
— улучшилось качество работы по физическому воспитанию у детей старшего дошкольного возраста;
— пополняется словарный запас спортивной терминологией;
— дети испытывают удовольствие от перевоплощения в любой образ с помощью мимики и жестов, стали проявлять больше сочувствия к героям, переживая вместе с ними их невзгоды, приключения, победы с помощью физических упражнений.
У педагогов:
— качество освоения инновационной технологии «двигательная сказка»;
— улучшение качества работы по физическому воспитанию в ДОУ;
— личностный и профессиональный рост, самореализация, моральное удовлетворение.
У родителей:
— сформированная активная родительская позиция;
-повышение родительской компетентности в вопросах физического воспитания дошкольников.
Наш проект показал, что «двигательные сказки» – это средство формирования двигательного творчества! Мы имеем в виду не только развитие движения и эмоций, но и важную их роль при организации всей работы с детьми, направленную на решение задач сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей. Хочется также отметить, что использование двигательных сказок создаёт новые формы взаимодействия семьи и детского сада по вопросам здоровьесбережения дошкольников. Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию. И самое главное — у детей повышается потребность и желание заниматься физической культурой.
«Не надо обучать, а надо жить с детьми интересной общей жизнью»