Педагогическая концепция классного руководителя Беловой А. Н.

Автор: Белова Александра Николаевна

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  КОНЦЕПЦИЯ

КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

БЕЛОВОЙ АЛЕКСАНДРЫ НИКОЛАЕВНЫ

 

Вы думаете, «классным» быть легко?
Не спать от мыслей долгими ночами…
И вслушиваться в шум учеников?
И спорить с тем, кто не доволен мелочами?

Прожить сто жизней, добрых и плохих…
Чужой бедой болеть и не однажды…
Да, может «классным» быть легко,
Но КЛАССНЫМ ведь становится не каждый.

Воспитание ребенка происходит постоянно, оно не знает перерывов, каникул или выходных дней: оно осуществляется во время труда, игр, в быту, в общении с людьми. Дети развиваются в каждый момент жизни также активно, как активно они мыслят, действуют, переживают события, чтобы умело и целенаправленно руководить становлением ребенка, необходимо постоянное чуткое внимание к миру его мыслей, чувств, поступков, доподлинное знание всего, чем живет, о чем мечтает, знание его психологических особенностей, его окружения. Воспитывая детей, мы должны обращать их взор к доброму, вечному, благому.

Они малы пока, самые младшие в школе. Но внимания к себе требуют большого. Привитое, усвоенное в первые школьные годы сказывается на протяжении всей жизни. Заложенное с детства прочно и устойчиво. Вот почему воспитание играет такую большую роль уже с первых школьных дней. Сегодняшние дети через несколько лет будут полновластными хозяевами жизни. Учитель должен понимать, что в его сегодняшней работе зреет Завтра, набирает силу Будущее.

Это предъявляет высокие требования к учителю. Еще А.С. Макаренко писал: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет». Учитель должен знать, чем наполнена внутренняя жизнь ребенка, чем заняты его мысли, чувства, куда уходит его энергия, что движет его поступками, к чему он стремится.

Знания, полученные в школе, важны, но не менее ценно, если в учителе видят человека, друга. А это значит, учитель должен быть способным эмоционально отзываться на переживания других людей, ценить их внутренний мир. Как найти контакт с детьми, как проникнуть в их маленький мир? Только глубоким проникновением в смысл их поступков, апеллируя к доброте, великодушию, чувству юмора, живой любознательности. И как заповедь воспитателя звучат для меня слова Ш.А. Амонашвили: «Стремясь познать тайну детской души, педагогического мастерства и науки Педагогики, буду видеть в каждом ребенке своего учителя и воспитателя».

Моя концепция воспитательной работы «Воспитание социально активной личности в условиях личностно- ориентированной системы обучения» подразумевает создание условий для самореализации и самоутверждения учащихся, что, несомненно, способствует их творческому самовыражению, культурному росту и гражданской зрелости. Ведь ребенок в процессе своей жизнедеятельности развивается не только физически, психически и т. д., но и социально. Причем все виды его развития проявляются в его социальном взаимодействии не только с окружающим социумом в школьном возрасте, но и с обществом в целом, когда он «выйдет в большую жизнь». Качество этого взаимодействия и есть результат воспитания.

Основной идеей организации учебно – воспитательного процесса является идея целостности. Воспитание, обучение и развитие человека осуществляется в единой личностно – ориентированной системе.

Личностно- ориентированная система – это гуманистически ориентированное научное педагогическое создание, которое направляет современный учебно-воспитательный процесс на развитие, на обновление, что требует нового подхода к его организации, соответствующей подготовки учителя. Включение педагога в инновационную исследовательскую деятельность в ходе самообразования, повышение своей педагогической квалификации даёт ему возможность активизировать свой творческий потенциал, демонстрировать на практике высокий уровень владения современными технологиями, профессионально формировать у учащихся активную жизненную позицию, организовывать поиск и исследование, использовать наблюдение и диагностику.

Сегодня идеи гуманизации положены в основу государственной политики в сфере образования. Первоочередной задачей учебно-воспитательного процесса становится развитие у учащихся таких качеств и способностей, которые позволили бы ему не только комфортно существовать, но и, преодолевая трудности, создавать качественно новое социальное пространство. На современном этапе образования начальная школа переходит к истинно гуманному образованию, обращенному к личности каждого ребёнка.

Воспитание – это процесс развития личности ребёнка. Младший школьный возраст – это самый ценный период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно в это время ребёнок осознаёт отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли, начинает разбираться в общественных явлениях, мотивах поведения, нравственных оценках. В это время происходит естественный всплеск его творческой активности.

Генеральной целью воспитательного процесса в условиях личностно-ориентированного воспитания является создание системного подхода к воспитательной деятельности, где прослеживается взаимосвязь компонентов педагогического процесса, как на уроках, так и во внеурочное время, что приводит к целостному развитию личности учащегося, созданию условий для самоактуализации, самореализации, самоутверждения личности учащегося, учителя, родителя. Это способствует их творческому самовыражению и росту, проявлению неповторимой индивидуальности, гуманизации деловых и межличностных отношений в коллективе.

Только целостный методологический подход к конструированию процесса обучения и процесса воспитания при их взаимопроникновении может способствовать всестороннему личностному развитию, формированию социально активной жизненной позиции младшего школьника.

На пороге третьего тысячелетия в мировой и отечественной педагогической культуре уверенно набирает силу гуманистически ориентированное научное педагогическое сознание, которое направляет современный учебно – воспитательный процесс на обновление. Успешное развитие и модернизация образования и воспитания как никогда зависят от творчески работающего педагога. «В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».

Цели и задачи воспитательной концепции.

«Учитель должен выбирать себе большие цели, несоразмерные с его усилиями, и это потому, что только так сможет он возвысить своих учеников и возвыситься сам».

Ш.А.Амонашвили

Цели:

Смоделировать и построить воспитательную систему класса, направленную на развития и раскрытия индивидуальности ребёнка, умеющего жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи:

1.     Формирование физически и морально здоровой личности ребёнка и обучение его сохранению и совершенствованию своего психического и физического здоровья.

2.     Развитие умения общаться и сотрудничать, толерантность в общении.

3.     Развитие и совершенствование интеллектуальных умений.

4.     Развитие эмоциональной и волевой сферы.

5.     Формирование положительной «Я – концепции».

6.     Создание условий для разностороннего развития гармоничной и цельной личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей.

7.     Воспитание человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе.

Задачи:

1. Содействовать формированию классного коллектива и созданию в нём нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития детей;

2. Создать условия для творческого, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности ребёнка;

3. Способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся,

формировать стремление к здоровому образу жизни;

4. Создать необходимые условия для общения и совместной деятельности

классного руководителя, родителей и детей.

 

«Воспитание – тот исключительный случай, когда цель не может оправдать средства, когда именно средства, именно способ общения должны возводить и украшать цель, когда средства сами должны стать частичками цели. Эта педагогика нужна для того, чтобы заглянуть в ребёнка и где-то в затаённых уголках его души открыть волшебный бубенчик, а потом затронуть этот бубенчик осторожно и дать зазвучать всему лучшему, что есть в ребёнке».

Ш. А. Амонашвили

 

Чтобы дать возможность «зазвучать всему лучшему, что есть в ребёнке», в основу концепции были положены личностно-ориентированный подход и следующие принципы:

Первый принцип – это любить ребёнка.

Ребёнок становится счастливым, как только ощущает, что учитель его любит, любит искренне и бескорыстно. Любовь облегчает воспитание, так как она есть единственная добрая сила, доставляющая ребёнку гармонию души.

Второй принцип (вытекает из первого) – это очеловечить среду, в которой живёт ребёнок.

Очеловечение среды означает внимание ко всем сферам общения ребёнка с целью обеспечения ему душевного комфорта и равновесия. Ни одна сфера общения не должна раздражать ребёнка, рождать в нём страх, неуверенность, уныние, униженность.

Третий принцип – прожить в ребёнке своё детство. Это надёжный путь для того, чтобы ребята доверились учителю, оценили доброту его души, приняли его любовь.

 

«Прожить своё утраченное детство вместе со своими ребятишками есть единственная роскошь, которая допустима в жизни учителя».

Ш.А.Амонашвили

Правила эффективного взаимодействия:

 

Правило 1. Воспитывая учащихся, необходимо делать то, что говоришь. Младшие школьники очень сильно разочаровываются, если взрослый не выполняет то, что говорит, и перестают ему доверять, замыкаются. Они открыто высказывают свое разочарование. Это часто приводит к конфликтным ситуациям в общении взрослого и детей.

Правило 2. Учащиеся требуют от педагога постановки четких целей и их практической реализации.

Правило 3. Педагогу необходима постоянная обратная связь с учениками. Каждое достижение ребенка и поражение его на определенном этапе должны быть известны педагогу. Его анализ и оценка совместно с ребенком – основа обратной связи.

Правило 4. С первых дней существования детского коллектива в нем нужно запустить механизм успеха. Учащихся нужно научить понимать разницу между их сегодняшними возможностями и будущими целями, постоянно сокращая разрыв между ними. Чтобы «механизм успеха» действовал эффективно, ученики должны обучаться сравнению реалий текущего момента с поставленной ими целью. Классный руководитель должен уметь определять количество творческого напряжения для каждого ученика.

Правило 5. Педагог должен избегать резких суждений или устрашения, чтобы не манипулировать учениками.

Правило 6. Когда дети делают что-то неправильно или правильно, им необходимо говорить прямо, и при этом остерегаться расточать похвалу.

Правило 7. Все воспитательные мероприятия должны быть направлены на развитие детской инициативы, вдохновения и позитивного мышления.

Правило 8. Педагог должен быть терпелив в воспитании учащихся, ведь ему, как и детям свойственны взлеты и падения, прогресс и регресс.

Правило 9. Педагог не должен допускать высмеивания и саркастической констатации неудачности ребенка. В его арсенале должен быть юмор как средство снятия стресса и страха. Каждая встреча должна создавать светлую и радостную перспективу общения.

Правило 10. Педагог не вовлекает «Эго» ребенка в процесс познания. Искренне желая помочь своим учащимся достичь поставленных целей, педагог избегает проводить параллель между успеваемостью ученика и его личностными качествами.

Правило 11. Настоящий педагог старается, чтобы внеклассное мероприятие учило ребенка ставить вопросы. Это дает ученику возможность заниматься самоисследованием и делать самостоятельные открытия.

Правило 12. Педагог стимулирует самосовершенствование учащихся, ставит перед учащимися трудные задачи, не приукрашивает их достижения, щадя самооценку. Если педагог поступает иначе, тем самым подрывает самосознание, порождая посредственность.

Правило 13. Педагог дает возможность своим учащимся быть в роли учителя и воспитателя. Если учащиеся будут обучать других тому, чему научились сами, это будет способствовать поднятию их знаний на более высокий уровень.

Правило 14. Истинный педагог стимулирует игровое творчество. Игра дает простор воображению и стимулирует развитие интеллекта.

Правило 15. Истинный педагог любит своих учеников не на слова, а на деле. Это проявляется в девизе: «Если не умею, учусь сам. Если умею, учу других, совершенствую себя».

Способы достижения цели:

1. Организация разнообразной творческой деятельности детей

— в процессе обучения (на уроках);

— вне процесса обучения (участие в коллективных творческих делах, кружках, секциях, классных часах, утренниках, беседах, обсуждениях, презентациях, тренингах и т.д.)

2. Создание условий для самоутверждения каждого воспитанника

— различные формы коллективной и групповой работы со школьниками (игры, игровые программы, дискуссии, состязания, конкурсы, викторины, походы, экскурсии и т.д.).

3. Создание условий для участия детей в управлении собственной учебной деятельностью.

4. Создание возможностей для проявления творчества детей в школе (выставки, конкурсы, рефераты, индивидуальные выступления).

 

Как организовать деятельность классного коллектива? К. Д. Ушинский утверждал, что основной закон детской природы состоит в том, что дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью.

Основными направлениями воспитательной работы в классном коллективе являются: познавательная деятельность, ценностно-ориентировочная, трудовая, художественно-творческая, физкультурно-оздоровительная, коммуникативная.

1. Познавательная деятельность.

Задачи: обогащать умственный потенциал учащихся; содействовать становлению и проявлению индивидуальности каждого учащегося.

2. Ценностно-ориентировочная деятельность.

Задачи: помочь детям увидеть общие ценности, объединяющие всех людей; продолжить работу по формированию навыков культурного общения, поведения в школе и общественных местах; прививать трудовые навыки.

3. Трудовая деятельность.

Задачи: способствовать привитию трудовых навыков, воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий.

4. Художественно-творческая деятельность.

Задачи: создать условия для развития толерантности (уважения к другому, не такому, как я) у школьников; оказывать педагогическую поддержку творческих действий каждого ребёнка.

5. Физкультурно-оздоровительная деятельность.

Задачи: помочь учащимся осознать необходимость соблюдения ЗОЖ через цикл занятий по программе «Точка опоры», формировать у учащихся стремление стать сильными, ловкими и закалёнными.

6. Коммуникативная деятельность.

Задачи: продолжить изучение потребностей, интересов, склонностей членов классного коллектива; определить уровень сформированности классного коллектива; создать органы самоуправления в классе и учить школьников принимать участие в их работе.

 

Главным системообразующим фактором служит коллективная деятельность, которая носит личностно- ориентированный и творческий характер.

Учитывая возрастные особенности младших школьников, уровень развития классного коллектива, уровень актуального развития каждого ученика и зону ближайшего развития, способности, потребности и интересы детей, в воспитательной работе используется система методов:

·         Методы стимулирования;

·         Метод коллективного анализа и оценки;

·         Методы товарищеского побуждения, убеждения и приучения

·         Метод «мозгового штурма»;

·         Метод самоанализа и самооценки.

Использование данных методов направлено на создание отношений товарищеской заботы, на предоставление каждому ребёнку возможности раскрыть свои способности, на то, чтобы научить каждого анализировать, иметь своё мнение и его отстаивать.

Принципы организации воспитательной работы:

·        Принцип свободы участия, добровольности в соответствии с их интересами и способностями.

·        Принцип привлекательности будущего дела.

·        Принцип открытости.

·        Принцип сотворчества. 

·        Принцип деятельности.

·        Принцип систематичности в организации.

·        Принцип сочетания массовых, групповых и индивидуальных форм работы.

·        Принцип обратной связи.

·        Принцип успешности.

·        Принцип сочетания романтики, игры и социально востребованной деятельности с опорой на духовные ценности: Добро, Истину, Красоту.

Исходя из основных направлений воспитательной работы, определяется содержание работы органов соуправления класса. Основа его организации – разработанная система поручений, благодаря которой каждый ученик в соответствии со своими индивидуальными особенностями может избрать и выполнить деятельность, полезную для него, класса и школы.

Работа с семьёй

Формирование личностных качеств младшего школьника, развитие его, определяется уровнем воспитания в семье. Семья является важнейшим фактором в воспитании ребёнка младшего школьного возраста. 

Взаимодействие школы и семьи – это взаимосвязь педагогов, учащихся и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются обе стороны. Следовательно, взаимодействие школы и семьи — источник и важный механизм их развития.

Процесс взаимодействия педагогов, родителей и воспитанников осуществляется через активные формы организации деятельности.

 

Цель работы – максимальное сближение интересов родителей, педагога-воспитателя по формированию всесторонне развитой личности.

Задачи:

1)    организация и совместное проведение досуга детей и родителей;

2)    организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;

3)    создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса: педагогов, детей и родителей;

4)    организация целенаправленного просвещения родителей по вопросам воспитания детей, использование активных форм просветительской деятельности;

5)    создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания обучающихся в системе “учитель — ученик — родитель”.

Виды деятельности в направлении «Семья»:

·        сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями;

·        сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка;

·        изучение семей учащихся, системы нравственных ценностей и традиций семьи, влияющих на нравственное и личностное становление ребенка;

·        поощрение родителей, участвующих в жизни класса и школы.

Содержание работы семейного воспитания:

Ø совместная творческая деятельность обучающихся и их родителей;

Ø консультирование и решение проблем семейного воспитания детей младшего школьного возраста;

Ø родительское собрание не собрание для нотации, а встреча единомышленников с одними радостями и проблемами;

Ø работа со школьным психологом, социальным педагогом, медработником для решения насущных вопросов и проблем.

Критерии и способы изучения эффективности воспитательного процесса

Для оценки результативности воспитательной деятельности определены следующие критерии и показатели:

1.     Самоактуализация личности учащихся: развитие личности ребёнка, формирование индивидуальности.

2.     Сформированность творческих способностей учащихся.

3.     Развитость креативных способностей учащихся.

4.     Развитость физических качеств учащихся.

5.     Сформированность личности с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека.

6.     Удовлетворённость учащихся и родителей жизнедеятельностью в школе.

7.     Сформированность классного коллектива.

 

Идут дни, годы. Идут очень быстро. А хочется успеть многое. Дети всегда остаются детьми, учителя – учителями. Меняются времена, но не меняются задачи учителя:
· дать учащимся прочные и глубокие знания по предмету;
· содействовать творческому развитию каждого ученика как на уроке, так и вне урока;
· вызвать у ребенка интерес к знаниям, научить его иметь собственное мнение;
· воспитывать у детей самостоятельность, любознательность, честность, личную инициативу, веру в себя;
· стать им другом, раскрыть богатство их душ.
Я понимаю и принимаю это. Таковы мои педагогические аксиомы.
Ученье – не нравоученье,
Ребёнок, словно пилигрим:
Он странник в мире слов и знаний,
Мы вместе этот мир творим!…

×
×