Использование дидактических игр при формировании слоговой структуры слова .

Автор: Наталья Александровна Едакова

Использовании дидактических игр

 

при формирование слоговой структуры слова

В процессе работы с детьми с общим недоразвитием речи, я обратила внимание на то, что среди разнообразных проявлений речевой патологии одним из наиболее трудных для коррекции является нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка, пропуски, либо добавление новых слогов или звуков).  Особенностью этих нарушений является их стойкость. Искажения слоговой структуры слов отрицательно влияют на формирование лексики, грамматического строя речи, фонематического развития ребёнка и на овладение письменной речью. Поэтому коррекция нарушений слоговой структуры слов является чрезвычайно актуальной и значимой проблемой.  Это побудило меня обратиться к теме «Формирование слоговой структуры слова».

     Цель:

1 Создание фонетико-фонематической базы для коррекции слоговой структуры слова.                                            2 Последовательное и систематическое формирование слоговой структуры слова.

    Задачи:                                                                                                                                                                                1. Формировать пространственно-временные представления: начало, середина, конец; перед, за, после,; первый, последний.                                                                                                                                                                                      2.  Развивать темпо-ритмическую организацию движений и действий.                                                                                            3.  Учить произносить слова разной слоговой структуры,                                                                                                        4.  Упражнять в слоговом анализе и синтезе с помощью специальных игр и упражнений.                                                          5.  Активизировать и расширять словарный запас детей.                                                                                                             6.  Развивать слуховое внимание и память.

       Под понятием “слоговая структура” слова принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове. (Четверушкина Надежда Сергеевна)  

     Традиционно выделяется 14 типов слоговой структуры, предложенные Марковой Аэлитой Капитоновной, и работа по её формированию идет в этом русле – в постепенном усложнении – в наращивании количества и использовании различных типов слогов:

1 – двусложные слова из открытых слогов – дети, вода.

2 – трехсложные слова из открытых слогов – малина, колено.

3 – односложные слова – дом, мак.

4 – двухсложные слова с одним закрытым слогом – диван, козел.

5 – двусложные слова со стечением согласных в середине слова – ветка, банка.

6 – двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных – компот, кафтан.

7 – трехсложные слова с закрытым слогом.

8 – трехсложные слова со стечением согласных – комната, ботинки.

9 – трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом – ягненок, половник.

10 – трехсложные слова с двумя стечениями согласных — таблетка, матрешка.

11 – односложные слова со стечением согласных в начале слова – стол, шкаф.

12 – односложные слова со стечением согласных в конце слова = лифт, зонт.

13 – двусложные слова с двумя стечениями согласных – плетка, кнопка.

14 – четырехсложные слова из открытых слогов – черепаха, пианино

     Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. В коррекционной работе можно выделить два этапа: подготовительный (цель данного этапа — развитие чувства ритма, стимулирование восприятия ритмической структуры слова) и коррекционный (работа ведется на вербальном материале; цель — непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры у конкретного ребенка).

    Выбору методов и приёмов коррекционной работы по устранению данного нарушения всегда предшествует обследование ребёнка, в ходе которого выявляется степень и уровень нарушения слоговой структуры слов. Это позволяет нам установить границы доступного для ребёнка уровня, с которого мы начинаем коррекционные упражнения.                                                                                                                                                                                             Работу по формированию слоговой структуры слова мы проводим индивидуально, или как часть занятия по коррекции звукопроизношения. Большое значение в работе мы уделяем дифференцированному подходу                                                                                                                                        к детям, где учитываем психические особенности ребенка, его работоспособность, речевые возможности дошкольника и характер нарушения слоговой структуры слова. 

     Свою работу я начинаю с подготовительного этапа: работа проводится на невербальном и вербальном материале.

 Первоначально учим детей слышать и слушать, а затем воспроизводить.  В своей работе мы используем:

1.      Игр и упражнений на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков. (Где позвонили?  Узнай музыкальный инструмент по звуку.  Сколько раз ударили в бубен?).

2.      Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов барабана, бубна, металлофона.

           Упражнение «Повтори так же»

Цель: учить воспроизводить заданный ритм.
Материалы: мяч, барабан, бубен, металлофон, палочки.
Ход упражнения: Задаём ритм с одним из предметов, ребёнок должен повторить так же.

          Упражнение «Сосчитай правильно»

Цель: учить считать звуки.
Материал: детские музыкальные и шумовые инструменты, карточки с цифрами, кубик с точками.
Ход упражнения:
Вариант: Ребёнок хлопает в ладоши (стучит в бубен и др.) столько раз, сколько точек выпало на кубике.

3.      Формирование общей координации движений под ритмическую музыку: мы используем различные виды ходьбы с музыкальным и речевым сопровождением, танцевальные движения в сочетании с хлопками в ладоши, по коленям. Это я включаю не только на своих занятиях, но также при поведении утренней гимнастики, логоритмике, музыкальных и физкультурных занятиях.

 4.      Следующий вид работы на подготовительном этапе — различные упражнения на:                                              а) развитие динамического  праксиса  рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет (кулак – ребро кулак – ребро – ладонь и различные пальчиковые игры)

б) развитие реципрокной координации рук: выполнение движений одновременно двумя руками (кулак левой руки ребро правой руки и т.д.).

6.    Упражнения на переключение (продолжи строчку, выложи узор)    

    На коррекционном этапе работу проводим на вербальном уровне с обязательным «включением» слухового, зрительного и тактильного анализаторов.

Начинаем с упражнения на уровне звуков:

1.    «Произнеси звук А столько раз, сколько точек на кубике. Произнеси звук О столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши.»

2.    «Узнай, какой звук (серию звуков) я произнесла». Узнавание по беззвучной артикуляции, произнесение с голосом.

3.    Определение ударного гласного в ударной позиции (в серии звуков).

            Игра с мячом

Цель: учить отхлопывать слоговой ритм слова.
Материал: мяч.
Ход игры: ребёнок отбивает мячом ритм заданного слова.

            

                                           

 

 

            Игра «Сосчитай, не ошибись»

Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.
Материал: пирамидка, кубики, камешки.
Ход игры: ребёнок произносит заданные слова и выкладывает камешки (кольца пирамидки, кубики). Сравнить слова: где камешков больше, то и слово длиннее.

                                              

Игра «Конец слова за тобой»

Цель: учить синтезировать слова из слогов.
Материал: мяч.
Ход игры: Воспитатель начинает слово и бросает мяч ребёнку, он добавляет одинаковый слог ДА: во…, мо…, де…, со…, ра…

           Игра «Составь слово из первых слогов слов»                                                                                                                  Цель: учить делить слава на слоги, выделять первый слог в слове, соединять слоги в слова, закрепление навыка чтения.                                                                                                                                                                                    Материал: карточки с предметными картинками, маркер, салфетка.                                                                                    Ход игры:

1. четко проговорить название первой картинки (картинки называть слева направо).                                              2. выделить первый слог в слове – названии картинки;                                                                                                 3. напечатать соответствующий слог под данной картинкой;                                                                                                    4. повторить действия для всех слов – названий картинок;                                                                                                         5. прочитать получившееся слово.

 

 

 

 

 

 

 

                  

 

                 

                                                                           

   

                                                                       

                                                                                 

            

            

 

 

 

 

 

                  

                              

                                                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            Игра «Составь слово из последних слогов слов»

Цель: Развитие умения делить слава на слоги, выделять последний слог в слове, соединять слоги в слова, закрепление навыка чтения                                                                                                                                                              материал: карточки с предметными картинками, маркер, салфетка.

Ход игры:                                                                                                                                                                                                    1. четко проговорить название первой картинки (картинки называть слева направо);                                                                 2. выделить последний слог в слове – названии картинки;

3. напечатать соответствующий слог под данной картинкой;

4. повторить действия для всех слов – названий картинок;                                                                                                   5. прочитать получившееся слово.

 

 

 

 

 

 

                

             

                                                                              

                                             

                                  

                                                                                                                                                                                

 

               

          

 

 

 

 

 

 

   

            Игра «Составь слово»

Цель: учить составлять слова из слогов; формировать у детей интерес к чтению.

Материал: карточки с картинками и слогами, фломастер, салфетка

Ход игры:                                                                                                                                                                                     1. четко проговорить название картинок;

2. разделить слово на слоги;

3. найти и обвести слоги данной картинкой;

4. повторить действия для всех названий картинок;

 

 

 

    ва

но

 га

ба

ку

та

би

ма

зин

ту

на

ка

 

нан

ни

 ки

гон

                  

             

              

    

                      

       В заключение хочется сказать, что коррекция слоговой структуры слова – это длительная, систематизированная работа, которую мы ведем по принципу от простого к сложному, с учетом ведущего вида деятельности детей — игра (занятия в игровой форме) и с применением разной наглядности. К моменту выпуска детей из логопедической группы у всех детей, прошедших коррекционное обучение, отмечается положительная динамика: значительно возрастают возможности детей по воспроизведению слов сложной слоговой структуры и их звукослогового анализа, а также положительно влияет на формирование лексики и грамматического строя речи.

 

 

 

×
×