8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

ЗНАЧЕНИЕ ИНТЕГРАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС НА ПРИМЕРЕ СПО

Автор: Изовская Наталья Сергеевна

  Изовская Наталья Сергеевна,

Izovskaya Natalya Sergeevna,

Уральский Государственный колледж им. И.И. Ползунова – преподаватель экономики и иностранного языка, г. Екатеринбург, Свердловская область, Россия, izovskayan@yandex.ru,

Urals State Polzunov’s College, economics and foreign language teacher, Yekaterinburg, Sverdlovsk Region, Russia, izovskayan@yandex.ru

 

ЗНАЧЕНИЕ ИНТЕГРАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС НА ПРИМЕРЕ СПО

THE MEANING OF SOCIAL NETWORKS INTEGRATION INTO THE EDUCATIONAL PROCESS ON THE EXAMPLE OF SVE

Аннотация

Сегодня основным индикатором состояния современного общества является распространение и развитие сетевых форм социального взаимодействия. В данной статье рассматривается такой фактор трансформации современной системы образования, как интрнет-сообщеста и их влияние на образовательный процесс. Особое внимание уделено роли социальных сетей во взаимодействии студентов и преподавателя, в результате которого у подавляющей массы студентов повысилась заинтересованность в процессе освоения новых знаний. На этом фоне актуальным выглядит изучение новых процессов, происходящих в обществе и ставших возможными исключительно благодаря социально-коммуникативным возможностям сети Интернет.

Ключевые слова: современное общество, социальные сети, образовательный процесс, Интернет.

Abstract

Nowadays one the most common indicator of the modern society is the spread and the growth of the social network’s interaction. This article is devoted to the network community and its influence on the educational process as one of the main factors of the modern education system. The special attention was given to the one of the roles of the social networks as one of leading the way of the communication between the teacher and a student, due to which the student’s interest of gaining knowledge has increased. As a result it has lead to the learning one of the latest processes that has been occurred only due to the social network.

Keywords: modern society; social networks, educational prosses, communicative medium, social framework, Internet.

Не для кого не секрет, что в XXI век – это век сетивизации общества, который сопровождается радикальными изменениями принципов и форм социальных коммуникаций во всех сферах общественной жизни, в том числе и в образовательной среде. И как нельзя активней эти процессы  В связи с этим целью данной работы является рассмотрение некоторых социально-коммуникативных рычагов воздействия на образовательный процесс, с целью повышения качества предоставляемой образовательной услуги, основывающееся на теоретических исследованиях и практическом применении использования социальных сетей.

Интернет представляет собой уникальное явление, которое многие ученые и исследователи считают одним из величайших достижений человечества, сопоставимым по значимости с открытием письменности или электричества, дающее возможность пользователям получить практически любую информацию, стирающее границы времени и расстояния, меняющее политическую структуру общества.  Сеть Интернет во всех отношениях модифицирует и трансформирует образ жизни как человека, так и общества в целом и в различных его отраслях. Э. Лайв высказывает мнение, что приближается «интернет-революция», которая во многом повторит изменения, произошедшие в Европе XVIII в., с разницей в том, что «революционные процессы будут совершаться в три раза быстрее» [1, с. 31–36].

Количество пользователей сети интернет неуклонно растет. В отчете «Global Digital 2018» сообщается, что по итогам 2017 года число пользователей увеличилось на 250 млн человек.

Рис. 1 Данные отчета «Global Digital 2018». [3]

Если рассматривать последнюю статистику становится совершенно очевидным неуклонный рост пользователей социальных сетей и мессенджеров.

 

 

Рис. 2 Данные отчета «Global Digital 2020».

 

Социально-коммуникативная функция сети Интернет в современном мире очень разнообразна. Интернет представляет собой публичную область, где происходит взаимодействие множества социальных факторов, а значит, дает возможность наиболее масштабно обеспечить межнациональное и межкультурное взаимодействие. В результате этого в рамках сети доминирующей формой коммуникации становится диалог, то есть равнонаправленный информационный поток, пришедший на смену однонаправленному, и как итог происходит полноценное взаимодействие, позволяющее каждому почувствовать себя полноценным участником коммуникативного процесса, образуются интернет сообщества.

Интернет-сообщество — группа людей со схожими интересами и целями, общающимися друг с другом посредством сети Интернет. Интернет-сообщества играют ощутимую роль в жизни социума, проникая во все сферы жизни человека. Примерами таких сообществ являются форумы, чаты, социальные сети, многопользовательские сетевые игры и т.п. Любое сообщество имеет цель, будь то социально-психологическая, развлекательная, образовательная направленность, в любом случае – это сообщество людей, увлеченных общими интересами, идеями и целями. Таким образом появляется некий коллективный разум, являющийся мощным средством для достижения общих целей в современном обществе, бизнесе и образовании, где основную ценность имеет симбиоз участников, дающий положительный синергетический эффект.

Одним из примеров такого симбиоза в сети Интернет видится социальное взаимодействие студентов и преподавателя. Как было сказано ранее, любое интернет сообщество создается с определённой целью. В данном случае целью создания интернет коммуникации через социальную сеть является повышение эффективности образовательного процесса.

Наиболее яркой иллюстрацией такого симбиоза является эксперимент, проведенный в 2018-2019 учебном году на базе ГАПОУ СО УПК-МЦК. В начале эксперимента предполагалось, что подобный способ дополнительной коммуникации позволит обеспечить максимальную результативность взаимодействия её участников, а также, возможно, позволит решить целый ряд важных задач, таких как:

·    индивидуализация и дифференциация процесса обучения;

·    осуществление контроля с диагностика ошибок и с обратной связью;

·    осуществление самоконтроля и самокоррекции учебной деятельности;

·    проведение дистанционно лабораторных и тестовых работы;

·    формирование прочной социально-психологическую связь между участниками;

·    усиление мотивации обучения, за счет различных изобразительных средств, таких как посты, полезные советы и т.д.);

·    формирование культуры познавательной деятельности и др.

В эксперименте участвовало несколько академических групп первых курсов. Были созданы сообщества в социальной сети «В Контакте», названия сообществ соответствовали названиям групп. Студенты экспериментальных групп регулярно получали домашние задания и полезные ссылки на страницах интернет-сообществ, так же у участников появилась возможность познакомиться с микроблогом преподавателя, в котором представлена разнообразная информация, иллюстрирующая интересы преподавателя, как личные, такие как музыкальные предпочтения, отношение к животным и т.п., так и профессиональные – это расширенный спектр сайтов, заметок, электронных ресурсов для освоения, в данном случае, иностранного языка. Преподаватель же получил возможность более четко понять состав и настроение аудитории, т.к. имея возможность просматривать страницы участников сообщества появилась возможность верно м в полной мере составить психологический портрет каждого учащегося. Тут необходимо отметить, что речь не идет о сложном многочасовом изучении и анализе, для преподавателя, скорее это просто дополнительная возможность в свободное и удобное время правильно оценить интересы аудитории, с целью грамотно выстроить эффективный образовательный процесс.

Отдельное внимание хотелось бы уделить консультациям. Консультации —  одна из наиболее эффективных форм руководства работой слушателя и оказания ему помощи в самостоятельном изучении учебного материала. В ходе консультации проявляются индивидуальные свойства учащегося как личности — его интеллектуальные, моральные качества, характеристики психики и сознания такие как: внимание, память, воображение и мышление.

Очевидным является и тот факт, что сеть для большинства людей – это, в первую очередь, возможность избавиться от коммуникативных проблем и рамок. В свете сказанного, студенты экспериментальных групп имели возможность обратиться к преподавателю, личным сообщением, со своим вопросом практически в любое время. Такой вид консультаций существенно облегчил взаимодействие преподавателя со студентами. Кроме того, известно, что многие студенты зачастую не могут выяснить, интересующий их вопрос по причине банального стеснения и волнения, либо не способны «отстоять» своё право на общение с преподавателем у других учащихся. В то время, как в сети Интернет они имеют возможность обдумать и сформулировать свой вопрос и беспрепятственно задать его преподавателю, будучи уверенным в том, что вопрос не останется без внимания.

Такое взаимодействие позволило не только в существенной степени повысить интерес учащихся с изучаемой дисциплине, но и послужило формированию устойчивой психоэмоциональной связи между участниками сообществ, которая, в свою очередь обеспечила повышение успеваемости учащихся в целом и по иностранному языку в частности.

Кроме того, создание интернет-сообществ позволило правильно «нащупать» интересы аудитории, через реакцию студентов на те или иные материалы через комментарии постов и настроение, выраженное языком эмоджи. Подобное социальное взаимодействие дают возможность преподавателю правильно, а иногда даже адресно заинтересовать аудиторию в изучении своей дисциплины.

На графике ниже приведены результаты интеграции интернет-сообществ в образовательный процесс.

Рис. 2. Средние показатели трех «экспериментальных» академических групп за 2018-2019 учебный год.

 

Рис. 3. Средние показатели трех академических групп, не принимавших участия в эксперименте за 2018-2019 учебный год.

Анализируя данные графиков становится очевидным, что показатели успеваемости по преподаваемой дисциплине, общей успеваемости и посещаемости учебных занятий группами-участников оказались стабильно высокими и сохранялись на протяжении всего учебного года, в то время как те-же показатели групп, которые не участвовали в эксперименте оказались очевидно менее стабильными. Такие устойчивые положительные результаты наиболее ярко и красноречиво демонстрируют эффект интеграции интернет сообществ в образовательный процесс.  

Необходимо отметить, что с первых месяцев результаты студентов экспериментальных групп существенно отличались от результатов групп, не принимавших участие в эксперименте. Среди групп участников наблюдалась большая сплочённость, высокие показатели успеваемости и посещаемости (в районе 95-100%). Внедрение интернет коммуникации позволило достичь нового уровня взаимопонимания между студентами и преподавателем, а  это значит, что в такой среде регулируется уже не только образовательный процесс, но и нормы поведения и морали. Из этого вытекает вывод, что глобальная сеть не просто сводится к информационно-техническим нюансам, позволяющим человеку удовлетворять потребность в общении, но и является масштабным сообществом людей, активно функционирующих в Интернет-пространстве. Именно поэтому существование интернет-сообществ – это новый виток в развитии образования. Образовательный процесс и интернет-коммуникации должны рассматриваться как единое целое, где техническая составляющая неотъемлемо связана с социальной и образовательной.

Список литературы.

1.            Казаков М.Ю. Социально-коммуникативные основы формирования социальной солидарности в сетевом (со)обществе // дисс. канд. фил. наук. – Нижний Новгород, 2014.

2.            Пользователи Интернета в мире // Интернет в России и в мире. [Электронный ресурс]. 2014. URL: http://www.bizhit.ru/index/polzovateli_interneta_v_mire

3.            Саенко Л.А., Егоров М.В. // Историческая и образовательная мысль том 7 №1. [Электронный ресурс]. 2015. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/internetprostranstvokakfaktorformirovaniyasetevogosoobschestva

4.            Ксенофонтова И.В. Специфика коммуникации в условиях анонимности: меметика, имиджборды, троллинг // Фольклор и Интернет / Сборник статей. – М.: ГРЦРФ, 2009

×
×